Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика

Особы одаренные. Показываем на конкретных примерах, как развивают способности школьников

13.01.2023 | 17:18

В Беларуси разработана дорожная карта по сопровождению одаренной молодежи. Показываем на конкретных примерах, как развивают способности школьников.

Не дети, а золото!

Лидчина - край, богатый талантливыми детьми и подростками. Подтверждение тому - ежегодные победы и достижения ребят в олимпиадах, исследовательской деятельности, конкурсах, спортивных соревнованиях.

- Наш район занимает одну из лидирующих позиций в области по участию в республиканской олимпиаде по учебным предметам, - с гордостью отмечает начальник управления образования Лидского райисполкома Ольга Тарасюк. - К примеру, в 2022-м на третьем этапе республиканской олимпиады наши ученики завоевали 92 призовых места. Это лучший результат за последние годы. Традиционно мы сильны в географии, обществоведении, языках - белорусском, русском и иностранном, в математике, химии, биологии. Хочу отметить выступление наших ребят на международном уровне. Неоднократно учащиеся гимназии №1 становились победителями олимпиады школьников Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность". С 2017 года СШ № 17 завоевала 4 серебряные и 2 бронзовые медали на международных олимпиадах по физике.

Ольга Тарасюк уверена: во многом внушительным успехам район обязан системе работы с одаренными детьми. Особое внимание здесь уделяют раннему выявлению способных ребят, заинтересованных в изучении конкретных школьных дисциплин.

- Факультативы, объединения по интересам соответствующего профиля, внеучебная работа стимулируют ребенка на более глубокое изучение предмета, - поясняет Ольга Тарасюк. - Сначала мы создаем соревновательную среду для школьников, организуя районную олимпиаду для обучающихся на первой и второй ступенях общего среднего образования. Участие в ней дает опыт, развивает уверенность в себе, стрессоустойчивость. Летом для одаренных школьников организуем оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием "Эрудит". Активный отдых сочетаем с занятиями по учебным предметам, которые ведут педагоги, подготовившие победителей олимпиад.

На базе гимназии № 1 работает районный ресурсный центр по подготовке к олимпиадам по учебным предметам, в СШ № 8 - областной, по информационному сопровождению обучения иностранному языку.

- Считаю важным стимулом для участия в олимпиаде льготы при поступлении и возможность получить поощрение специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, - отмечает Ольга Тарасюк.

Таланты гимназии №1

В гимназии №1 педагоги умеют зажечь в учениках огонек творчества и познания, искренне радуются победам подопечных. Илья Кореник, обладатель первого диплома прошлогодней республиканской олимпиады по математике, уверяет: своим успехам во многом обязан учителю математики.

- С Альфредом Антоновичем Ладыко занимаемся практически каждый день, в том числе на каникулах, а перед олимпиадой даже в выходные. Знаю, что за годы работы в гимназии Альфред Антонович подготовил немало победителей заключительного этапа республиканской олимпиады. И я горжусь таким наставником, - говорит юный вундеркинд.

Умения Альфреда Ладыко в успешной подготовке учащихся оценены на самом высоком уровне - в 2009 году ему присвоено почетное звание "Заслуженный учитель Республики Беларусь".

Отличные результаты показывают и ученики преподавателя английского языка Наталии Кепель. С 2018 года они побеждают на областных и республиканских олимпиадах по этому предмету.

- Одаренные дети - особые школьники. Их не так много, но они требуют к себе большого внимания, - говорит Наталия Кепель. - Чаще всего такие дети рано проявляют способности. К примеру, моя ученица Ксения Саботковская в 9 классе участвовала в олимпиаде для десятиклассников, в прошлом году стала победителем на республиканском уровне, в этом тоже готовимся... Ксения прирожденный филолог: хорошо знает белорусский язык, увлеклась изучением испанского. Она очень трудолюбивая, талантливая и разносторонняя. Вообще, работа с молодыми дарованиями - трудоемкий и непрерывный процесс. Я всегда для них в зоне досягаемости, на каникулах в том числе. Работаем в режиме онлайн, в Zoom-конференциях, хотя для подготовки к олимпиаде лучше встречаться лично. Победители олимпиад находят потом свое призвание в самых разных областях: одна моя воспитанница - студентка медуниверситета, другая изучает таможенное дело, третья выиграла правительственный грант и бесплатно, по взаимообмену, учится в Китае.

Полшколы - на олимпиаду

Сергей Фонасов руководит СШ №1 г. Лиды с 2002 года. Благодаря ему здесь и появилась система работы с одаренными учащимися. Средний балл аттестата у выпускников - 7,9. На районных олимпиадах старшеклассники в этом году завоевали 51 призовое место, на областной - 9, на республиканской - 4. Два выпускника прошлого года, победители олимпиады, автоматически стали студентами БГУ и БГУИРа. В школе 10-11 классы - профильные, там не только дают основательные знания по определенным дисциплинам, но и помогают определиться с выбором будущей профессии.

- Работа с одаренными учащимися - важное направление. Мы хотим, чтобы каждый ученик мог развивать свои способности максимально, - рассказывает Сергей Фонасов. - У нас работает много олимпиадных школ, куда может записаться учащийся уже с третьего класса. Конечно же, мы гордимся победами воспитанников, но еще более важна атмосфера поиска и знаний, которая царит в олимпиадной школе. Например, старшеклассники помогают решать задачи и уравнения семиклассникам, поддерживая принцип преемственности поколений, передавая знания, ценности, традиции младшим. Учитывая то, что в олимпиадных школах по каждому предмету обучается 10-12 человек, можно сказать, что в это движение вовлечена почти половина школы.

Сергей Фонасов не только директор, но и учитель информатики, который активно работает с молодыми талантами. Его ученик Герман Ромашевский - победитель прошлогодней республиканской олимпиады по информатике, а теперь - студент БГУИРа.

- Чтобы ученик был успешен в любом предмете, нужно формировать развитие его рефлексивных умений. Взрослые могут сами определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе, а ребенок на это чаще всего не способен. Ему необходим совет родителей или учителя, чтобы развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, - считает педагог. - В олимпиадной школе ученик много работает и накапливает опыт, который помогает со временем начать соотносить свои действия с планируемыми результатами. Навыки, полученные им в результате глубокого погружения в один предмет, переносит потом на всю учебу. Второе направление работы с талантами - научное общество. В исследовательской работе по химии, истории, краеведению, физике, биологии, математике и другим направлениям в школе занято 30-40 человек. Свои первые научные труды учащиеся защищают на конференциях.

Школа может похвастаться победами на районных, областных и республиканских конференциях. К примеру, пару месяцев назад на области район взял восемь дипломов, и четверо дипломантов ушли в альма-матер Сергея Фонасова. И это отличный результат!

Елена НИКОЛАЕВА,

газета "7 дней".-0-