Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика

Не скучные формулы, а жизненные ситуации: молодая учительница - о секрете преподавания химии

04.10.2025 | 10:27
Невозможно представить ни одну сферу жизнедеятельности человека, да и мир в целом, без системы наставничества. Быть педагогом всегда было большой ответственностью, потому что от них зависит многое в становлении личности детей, подростков, молодежи. Учитель химии и биологии средней школы №41 Минска Анна Пешко поделилась с корреспондентом БЕЛТА, почему выбрала эту профессию и что она значит для нее.

"Педагогика - это основа основ, а без учителей мы с вами не выживем в современном мире", - уверена Анна Пешко.
Анна Пешко родилась в Островецком районе, детство и школьные годы прошли в Слониме. В 2014 году девушка поступила, а 2018-м закончила Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. "Уже в конце четвертого курса я устроилась в среднюю школу №41 Минска. И вот уже семь с половиной лет я здесь работаю", - добавила Анна Пешко.

Молодая учительница поделилась, что у нее в семье много педагогов: мама, сестра, тетя, бабушки и прабабушка. Вторая часть семьи отдала предпочтение военному делу. "Мама отговаривала идти в педагогический вуз. Она до последнего хотела, чтобы я пошла учиться в Белорусский государственный университет на биологический факультет по специальности "генетика". И по баллам проходила. Но только не на учителя. А потом она посмотрела на мое выражение лица и сказала: "Ладно, пошли напротив (главные корпусы БГУ и БГПУ находятся по разные стороны проспекта Независимости друг напротив друга. - Прим. БЕЛТА.)". И я с подскоком - в педагогический. Ни капли не жалею о сделанном выборе", - сказала Анна Пешко.
Мама Анны сейчас действующий учитель и по совместительству замдиректора по воспитательной работе в Слониме. Бабушка по образованию географ, сестра - физик-математик, тетя по папиной линии - учитель белорусского языка и литературы. "Я уже в детстве понимала, что хочу быть учителем. Я видела, как моя мама работает. Она классная, дети ее любят, ценят. Хотелось так же учить, помогать, наставлять. Мама преподает русский язык и литературу в гимназии в Слониме. Но мне повезло, что я не попала к ней в класс, - улыбается девушка. - Одноклассники, когда узнали, что мама учитель и в семье много педагогов, все время говорили, что мне повезло. Мол, помогают. А на самом деле было не так. Мама всегда дома указывала на какие-то ошибки, потому что все стереотипно считают, что дети учителей должны знать и уметь все. Да и виделись мы дома мало, она была постоянно на работе, потому что у учителей нет такого, что ты отвел свои уроки и идешь домой. Есть еще проверка тетрадей, внеклассная работа, подготовка к занятиям на следующий день, классное руководство, различные конкурсы и научно-практические конференции".
В школе Анна Пешко полюбила естественные науки, а больше всего приглянулись химия и биология. "Еще в начальной школе убедилась, что хочу быть учителем. Мечтала об этом. А вот какой предмет выбрать - думала долго. Сначала хотела выбрать физкультуру, но потом перегорела. Рассматривала и ИЗО: мол, классно рисую, умею, могу. И опять нет. Потом хотела быть хореографом, когда-то занималась в нескольких коллективах, было дело. И все так понимала, что это не то. Это для души. Твердой опоры в этих направлениях я не видела, - рассказала Анна. - А в седьмом классе началась химия. И вот я поняла, что мое, надо брать. Химия легла к сердцу, давалась достаточно легко. И я уверена, что нахожусь на своем месте".
Химия стала основным предметом у юной учительницы, а дополнительным - биология. "Эти две науки всегда идут параллельно - без одного не может быть второго. Кстати, это помогает и во время уроков. Когда разбираешься в этих двух предметах, то можешь применять межпредметные связи. Детям интересно послушать ту же биологию с точки зрения химических процессов, - отметила Анна Пешко. - Или наоборот, на химии объясняю любителям пожевать, что это сказывается на усвоении знаний. То есть приток крови идет не к головному мозгу, как надо, а к челюсти и желудку. Челюсть работает - мозг отдыхает. Поэтому хуже думается и не так много материала и информации запоминается. И они такие: "Ну да, ну да, потому что у нас оснащение кислородом головного мозга происходит в меньшей степени".

"Вспоминая свои школьные годы, вспоминаются и учителя. Мне сложно выделить кого-то одного. У каждого была какая-то своя фишка. Вот, например, учитель физики Николай Иванович был вечно суровый, но запомнилась его "ромашка". Это приложение, которое выбирало, кто пойдет к доске, в то время это было новшество. Та еще машина была. Строгостью запомнилась и учитель русского. Весь класс могла держать в напряжении. Но мы ее все равно любили, ценили, - рассказала Анна Пешко. - А сейчас приятно, когда приезжаешь домой, на родину, встречаться с ними, поговорить. Это просто душевные люди. И вот я у каждого из них взяла частичку наставнического духа, так сказать, себе. Уже тогда, зная, что выберу стезю педагога, начала наблюдать и запоминать, как они ведут уроки. Потому что выучить теорию, по сути, может каждый, а стать настоящим наставником гораздо сложнее".
Девушка подчеркнула, что и большую часть фишек, которые она использует в своей работе, тоже позаимствовала у школьных учителей. "На самом деле при подготовке к уроку ты в основном опираешься на программу, чтобы за урок успеть рассказать все, что нужно. Особо некогда задумываться даже о каких-то интересных фактах. А потом оно само всплывает по ходу урока, за столько лет работы опыта набралось. Невозможно провести даже два одинаковых урока за всю жизнь. Дети разные, и интересные ситуации рождаются в моменте, - уверена Анна Пешко. - Вот, например, недавно изучали с 11-классниками радиоактивность. А я же сама из-под Островца и видела, как строилась наша АЭС. Я показала ребятам фотографии из своего личного архива, где есть разные этапы строительства атомной электростанции. Им действительно было интересно, остались под впечатлением".

По словам Анны, учебную программу, особенно химию, она старается пояснять, можно сказать, на бытовом уровне. "Когда проходили с детьми орбитали, то я приводила в пример столики в кафе. Говорю, вот смотрите, одна ячейка - это один столик в кафешке, вторая, третья ячейка - еще два столика. Спрашиваю, вы какой займете сначала, где будете чай-кофе пить? Они такие - свободный, конечно. А когда все столики в кафе будут заняты, что делать? Подсаживаться будем. Вот и орбитали также заполняются сначала по одному электрончику в ячейку, а потом по два", - пояснила учитель и добавила, что они потом еще и вспоминают эти же орбитали, когда ходят в кафе.
Несмотря на свою специализацию в области точных наук, Анна уверяет, что работа учителя творческая, не имеющая границ. "Потому что для объяснения каких-то фактов мы можем использовать все, что есть вокруг нас. Нужно только осмотреться. Дети на примерах гораздо лучше все усваивают и запоминают. Бывает сложно объяснить что-то из химии - в жизни вряд ли когда-то увидишь, как оно есть на самом деле. Не всегда дети понимают то, что наглядно изображено в учебнике или на видео, строение того же атома. Приходится выкручиваться по-всякому", - добавила она.

"Учитель для меня - это свет, ведущий к познанию предмета и раскрытию природы со всех сторон. Пусть звучит и банально, но я так чувствую. Вот я преподаю химию, и многие дети считают, что она им не нужна. А для меня важно дать понять каждому из них, что это классный способ познать природу, мир с новой для них стороны, под необычным углом, - сказала Анна Пешко. - Я считаю себя кем-то вроде проводника, задача которого - просто подтолкнуть их к знаниям, направить, дать зацепку, ведь можно еще и так изучать предметы, явления".
Рассуждая об идеальном ученике, Анна Пешко отметила, что учителям, безусловно, нравится, когда дети тщательно выполняют домашние задания, на уроках сидят прилежно, руки тянут, знают ответы на любой вопрос. Однако у девушки на это счет есть свое мнение. "Дети сейчас очень активные. Чересчур даже. Поэтому и нам приходится менять свою картину идеального. Когда речь идет об идеальном ученике, я вижу активного ребенка не только в рамках урока, но и в школьной жизни. Успевает и уроки посетить, домашку сделать, на репетицию сходить, концерт провести, на секцию забежать, дома родителям помочь. Шучу, конечно. Он может всего и не знать, главное, понимать, где это можно найти и как правильно использовать. В наше время, в информационный век, к сожалению, не все дети умеют перерабатывать информацию, которую находят. Вот это, наверное, хороший, крепкий ученик, толковый, - подчеркнула учитель. - Часто детям сложно выстроить логическую цепочку для решения задач. На уроке их подталкиваешь, задаешь наводящие вопросы, даешь понять, что вот же она, ниточка, возьмись за нее - и ты сам найдешь ответ. Так происходит, наверное, потому, что сейчас не составляет труда вбить в поисковую строку вопрос и получить сразу же готовый ответ. То есть нет поэтапного прохождения поиска информации. И моя задача как наставника в современной ситуации - помочь им самостоятельно найти ответы".
Анна Пешко искренне любит свою работу. Но иногда (а может, именно из-за того, что любит) накатывает обида. "Больше всего это проявляется, когда нет отдачи. Потому что учитель на уроках, да и не только, отдает всего себя детям. Когда на тебя смотрят 30 пар глаз, ты стараешься каждому вложить хоть что-нибудь, чтобы запомнили, хоть с какой-то дополнительной новой информацией они вышли с урока. Но бывают моменты, когда в ответ ты не видишь горящих глаз. Допустим, это последний урок в день. Или наоборот, первый, - с грустью поделилась девушка. - Часто наблюдаю такую ситуацию в старших классах, где ребята определись с выбором профессии, и химия, биология им не нужны. И они откровенно говорят, что даже стараться не будут. Я понимаю, что они уже делают упор только на те профильные предметы, которые будут сдавать. Но все равно становится обидно, что ты для них стараешься, но они с тобой на одну волну не становятся".

"Еще бывает обидно за самих детей, когда они не верят в себя. Даже не попробовав, говорят, что у них ничего не получится, потому что в семье никто в химии не разбирается. Обидно, что вот так опускают сразу руки, ставят как бы блок. И если ты его не пробьешь - все потеряно. А пока ты будешь этот блок только пробивать, то еще и большой объем информации будет пропущен ребенком. Потом придется нагонять", - добавила Анна Пешко.
Молодая учительница рассказала, что за годы работы в школе у нее дважды был опыт классного руководства. Сейчас под ее крылом семиклассники. "Для меня в каждой параллели, в каждом выпуске есть своя маленькая яркая звездочка. Не всегда это тот, кто запомнился всем остальным коллегам. И бывают разные ученики, но я стараюсь каких-то, так сказать, плохишей не запоминать, заменять их в памяти своими звездочками, - сказала Анна Пешко. - Будучи классным руководителем, ты чуть ли не 24/7 на связи с детьми, родителями. Это дополнительный фактор нагрузки, новый опыт, которому ты учишься личным опытным путем".
Фото Рамиля НАСИБУЛИНА.
БЕЛТА.-0-