Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика

Не бывает двух одинаковых ДТП. Следователь из Гомеля о специфике расследования дорожных трагедий

12.09.2023 | 17:18

Разложить причины, условия и следствия ДТП на молекулы, восстановить произошедшее буквально по секундам, установить виновного, чтобы защитить права и законные интересы потерпевшего - в этом заключается ежедневная работа следователя по особо важным делам отдела по расследованию преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта следственного управления УСК по Гомельской области Сергея Приходько. Перед его глазами проходят десятки и сотни ДТП, которые уносят чьи-то жизни, забирают мечты и надежды, в один момент разделяя все на до и после. С высоты своего опыта следователь четко видит, как и почему произошла дорожная авария, даже если кто-то из ее участников пытается прикрыть вину потерей памяти. За отличную службу Сергей Приходько досрочно удостоен очередного звания: сегодня на торжественном собрании в столице ему вручили погоны подполковника. Следователь поделился с корреспондентом БЕЛТА спецификой профессии, рассказал об уроках, которые преподносит дорога, и работе над ошибками, которая помогает организовать безопасное движение.

О выборе пути: "Осознал, что эта профессия - моя"

Досрочное присвоение очередного звания стало для следователя приятной неожиданностью, ведь такие случаи в практике ведомства достаточно редки. "Это, наверное, свидетельство высокой оценки руководством", - отмечает человек, про которого в коллективе говорят, что он на своем месте и увлечен делом.

Сергей Приходько отмечает, что профессия следователя привлекала его с детства. "Первоначальное представление складывалось из фильмов, которые просматривали вместе с отцом. С возрастом приходило осознание того, что эта профессия - моя. Поэтому поступал в профильный вуз - Академию МВД. Хорошо понимал, что лучшее, чем там, профильное образование нигде не получу. Первые впечатления о профессии на месте службы изначально оказались противоречивыми. Ведь до выхода на службу были только теоретические представления. Однако уже тогда понимал, что работа предстоит сложная и кропотливая, поэтому представления о профессии полностью совпали с ожиданиями и реальностью", - рассказывает он. И в дальнейшем мужчина видит свое развитие только в этом направлении.

Помнит подполковник и свое самое первое дело о ДТП. Сейчас оно кажется несложным. "Водитель автомобиля при выезде со второстепенной дороги не уступил дорогу водителю мопеда, в результате чего пассажиру двухколесного транспорта были причинены тяжкие повреждения", - рассказывает он.

О траекториях беды: "Двух одинаковых дел не бывает"

Полностью ДТП не повторяются никогда. Даже наезд на пешехода. К каждому делу надо подходить индивидуально, ведь важно учесть особенности транспорта, состояние водителя и пешехода, кто ехал, а кто шел, бежал, лежал на проезжей части и т.д. "И хотя все квалифицируется под одну категорию - наезд, каждое ДТП разбирается детально с учетом своих особенностей. Двух одинаковых дел не бывает вообще", - подчеркивает следователь.

Одно из самых сложных дел также произошло в начале его профессионального пути. В одном из районов Гомельской области водитель неисправного автомобиля на закруглении дороги выехал на встречную полосу. Чтобы предотвратить ДТП, водитель встречного транспорта сделал такой же маневр.

"Потом оба начали возвращаться на свои полосы, но на закруглении дороги все же произошла авария. Сложность, точнее долгосрочность расследования, объяснялась тем, что один из автомобилей - молоковоз - был технически неисправен. Требовалось большое количество экспертных исследований для выяснения влияния неисправности на механизм происшествия. Проводили нестандартные экспериментальные действия, поскольку транспорт был загружен крупногабаритной техникой, которая при движении могла оказывать влияние на курсовую устойчивость самого грузовика. Воспроизводили ситуацию: соответствующе загружался транспорт, создавалось аналогичное покрытие дороги, а поскольку ДТП было после дождя в весенне-летний период, дорога проливалась, доводилась до соответствующего состояния. И после этого непосредственно при моем участии проводились экспериментальные действия", - вспоминает подробности расследования Сергей Приходько.

В кузове молоковоза ехала мама водителя. От полученных травм женщина скончалась на месте. Также в ДТП пострадали еще четыре человека, которые получили травмы.

Удалось установить, что технические неисправности молоковоза, принадлежавшего предпринимателю, и привели к трагедии. Бочка стояла на прогнивших опорах, которые в результате столкновения разрушились, и пассажира просто придавило бочкой. И тут имеет место пресловутое условное наклонение: если бы все было в порядке, то этого бы не произошло. Также были неисправности тормозной системы, уточняет следователь.

И само дело имело определенные "маневры". Изначально водитель молоковоза не являлся подозреваемым, поскольку следовая картина указывала на то, что второй автомобилист выехал на встречную полосу и совершил ДТП. "Но в результате проведенных экспертных исследований и экспериментальных действий было установлено, что все-таки молоковоз первым выехал на встречную полосу и своим расположением не позволял безопасно двигаться второй машине. И тот водитель, находясь в аварийной обстановке, уже действовал интуитивно, а не по ПДД", - рассказывает подполковник.

О ложной амнезии водителей: "Все легко доказать и восстановить"

Сергей Приходько отмечает, что в его личной практике не было случаев, когда виновники ДТП пытались изменить следовую информацию и "подкорректировать" картину аварии. При этом не раз водители, боясь ответственности за содеянное, говорили, что ничего не помнят. Мол, какие-то моменты просто стерло из памяти.

"Они утверждали, что в результате удара потеряли память и не помнят определенных событий и обстоятельств. Все это легко доказывается или опровергается путем судебных психиатрических экспертиз или комплексных экспертных психолого-психиатрических исследований", - добавляет следователь. Диагнозы опровергались, и было установлено, что водители желали скрыть подробности происходящего.

О дорожных уроках: "Механизм ДТП - буквально несколько секунд"

Следователь по особо важным делам отмечает, что ему лично это направление службы близко, ведь он и сам автовладелец. "Такая практика дает уроки на всю жизнь, как стоит поступать на дороге, а как нет. Ведь результат кратковременного лихачества или желания проскочить на мигающий зеленый свет светофора может быть трагичен. Механизм ДТП - буквально несколько секунд. В практике попадают случаи, когда эти секунды - от момента принятия водителем решения до последствий - становятся роковыми. Постоянно убеждаюсь в том, как необходимо вести себя на дороге и чего нельзя допускать", - подчеркивает он.

О чужой беде: "Невозможно полностью абстрагироваться"

Полностью абстрагироваться от всего, что приходится видеть на месте ДТП, не получается, признается опытный следователь. Невозможно отключить в себе человека.

"Эта категория дел, скажем так, неумышленная, ведь люди не хотят того, что в итоге происходит. Конечно, при должном внимании должны были понимать, что какие-то нарушения могут привести к таким серьезным последствиям. В ДТП практически всегда видна боль двух сторон: раскаяние - с одной стороны и тяжелые травмы, увечья или смертельный исход - с другой. Поэтому невозможно полностью абстрагироваться", - считает Сергей Приходько.

О злой шутке самонадеянности: "Опыт многих водителей оставляет желать лучшего"

Категория дел о ДТП достаточно многочисленная. Несмотря на все профилактические мероприятия и усилия сотрудников ГАИ, число аварий кардинально не уменьшается. Практически ежедневно в республиканских сводках - информация о ДТП, которые рушат чьи-то жизни. Это касается и водителей, виновных в аварии, и тех, кто ехал с ними или оказался на дороге рядом.

"Мы вносим предложения в Госавтоинспекцию по изменению организации дорожного движения, к примеру, на аварийно опасных перекрестках. Это может быть установка дополнительных светофоров, увеличение паузы между включением зеленого пешеходам или красного водителям и др. Для одних это возможность вовремя остановиться, для других - безопасно пройти, ведь несмотря и на ужесточение ответственности количество тех же нетрезвых водителей не уменьшается. Мое субъективное мнение: мощность транспортных средств возрастает, а опыт многих автомобилистов оставляет желать лучшего. Злую шутку играет и самонадеянность. Немало ДТП происходит с участием молодых водителей со стажем до двух лет. И последствия таких аварий - одни из самых тяжелых", - подчеркивает Сергей Приходько.

В памяти - одно дело, когда 17-летние подростки взяли мощную машину родителей без их ведома. Ребята хотели покататься. В результате автомобиль вылетел в кювет и наехал на дерево - все трое скончались.

К тому же появляются новые средства передвижения. Были случаи, когда даже велосипедисты наезжали на пешеходов, травмируя их. "А ведь некоторые велосипеды позволяют разгоняться до 30-35 км/ч, или порядка 10 метров за секунду", - уточняет следователь.

О правоте пешехода: "В ходе следствия может быть доказано обратное"

Существует мнение, что пешеход всегда прав, но в практике много случаев, когда в ходе следствия было доказано обратное. "Это в основном связано с пересечением проезжей части пешеходом в неустановленных местах. Там их выход на проезжую часть не ожидаем для водителя, и он не даже не предполагает, что пешеход может там появиться. Так, по результатам экспериментальных действий устанавливается, что у водителя не было объективной возможности предотвратить ДТП, и дело прекращается. Тогда водитель не несет никакой ответственности", - поясняет следователь. В то же время, если после такого ДТП автомобилист скрывается с места происшествия, оставив пострадавшего, то его действия квалифицируются по другой статье Уголовного кодекса.

О "немелочах": "Важно зафиксировать следы ДТП максимально точно и быстро"

Ключевое следственное действие - осмотр места происшествия, где необходимо проявлять больше всего внимания, погружает в азы своей работы Сергей Приходько. "Само ДТП скоротечно, а следы от него иногда уничтожаются атмосферными явлениями. А если некачественно зафиксировать или вообще не отразить следы, это может привести к тому, что будет невозможно доказать виновность или невиновность определенного участника дорожного движения. Следователи выезжают на место ДТП максимально оперативно. День или ночь, 20-градусный мороз или 30-градусная жара - погода и время суток абсолютно не важны для объективного расследования", - поясняет он.

Несмотря на прогрессивное развитие технологий, рулетка, бумага и ручка остаются самыми важными инструментами, которым производятся замеры и фиксируются результаты. "Довольно широко начинают использовать квадрокоптеры, которые облегчают фиксацию следов на больших участках. Но в большинстве случаев это лишь дополнение, а не панацея", - подчеркивает подполковник.

Сергей Приходько уверен в себе и своем решении расследовать преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. После окончания вуза пришел сразу в районное подразделение, где предложили вести эту линию дел в качестве резервного следователя. Согласился, около года проходил обучение, затем стал получать дела такой категории. Было желание дальше учиться и развиваться, перешел в областное управление, где продолжает развивать компетенции и профессионализм.

БЕЛТА,

фото предоставлены УСК по Гомельской области.-0-