В первое воскресенье октября воспитатели, учителя, преподаватели отмечают профессиональный праздник. В этот день они получают поздравления от своих учеников и слышат слова благодарности от выпускников разных лет. Для многих из нас наставники стали примером в жизни, помогли исполнить мечту о профессии. В Брестском областном кадетском училище работает Леонид Кобяк - заслуженный учитель Беларуси. Он и его коллеги вкладывают душу, опыт и знания для исполнения юношеских желаний. Более половины их выпускников выбрали стезю защитников Отечества - стали правоохранителями, пограничниками, спасателями. Корреспонденты БЕЛТА съездили в Барановичский район и провели день с кадетами и их педагогами.
Брестское областное кадетское училище создали в 2011 году в деревне Ястрембель. Там учатся ребята с 8-го по 11-й классы, вдали от городской суеты и множества соблазнов они учатся быть самостоятельными, ответственными, сосредоточенными на достижении цели. Дисциплина здесь - прежде всего. И такой образ жизни выбирают не только юноши: среди 188 кадетов почти 40 девушек.
"Раньше здесь была школа-интернат для детей-сирот. Ее реорганизовали и на этой базе открыли кадетское училище. Многие наши педагоги начинали работать еще в школе-интернате. Они профессионалы, отдают душу и сердце каждому ребенку. Стараемся наладить хорошие отношения с семьями детей, чтобы было взаимопонимание. Любые вопросы обсуждаем", - ввел в курс дела директор училища Александр Калько.

Кадеты живут по распорядку. Со стороны может показаться, что условия довольно строгие, однако предусмотрена каждая мелочь для обучения и отдыха юношей и девушек. Они живут в двух общежитиях в комнатах по три-четыре человека. Каждый свой день начинают в 6.30. Чтобы взбодриться перед насыщенным днем, делают зарядку. Учащиеся обеспечены бесплатными пятиразовым питанием, медицинским обслуживанием.
"У нас пятидневка. Дети уезжают домой раз месяц, если заслужили увольнение. База для обучения, развития, общефизической подготовки очень хорошая. Обновлены кабинеты физики, химии, биологии. В этом году отремонтировали кабинет допризывной подготовки, актовый зал. Стадион нынешней весной нам сделали. Сейчас бассейном занимаемся, меняем систему фильтрации. Обязательно два часа в неделю каждый ребенок обучается плаванию. Один час в неделю классы посвящают хореографии. После обеда факультативы, секции, кружки, самоподготовка", - рассказал Александр Калько.
Новичкам влиться в такой график поначалу непросто. Однако, почувствовав ритм, подростки с головой окунаются в кадетство, уделяя довольно много времени не только учебе, но и физической подготовке. В училище есть спортивный и тренажерный залы, легкоатлетический манеж, бассейн, стадион с беговой дорожкой, сектор для прыжков, футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, гимнастический городок, военизированная полоса препятствий.

"К нам приходят ребята с разным уровнем подготовки и отношением к уроку физкультуры. Мы стараемся развить у них силу, выносливость, быстроту, которые нужны нашим будущим защитникам. Ближе к десятому классу кадеты уже осознанно подходят к физической подготовке, понимая, что она им нужна для выбранной профессии", - заметил учитель физкультуры Леонид Кобяк. Педагогом он работает 53-й год. Ему 72 года, а своей энергичностью он даст фору более молодым коллегам. Секрет кроется в любви к делу и спорту.
"Проводя уроки, как говорят, кайфую от работы с детьми. Очень важно, чтобы ребенок был занят. Как только начинаются разговоры и недовольство, значит, надо что-то менять. Я стараюсь, чтобы 45 минут все учащиеся были активными. Для этого нужно достаточное количество инвентаря, менять локации, иметь в запасе упражнения и игры, чтобы вносить разнообразие", - поделился опытом учитель.

В отношениях с учениками он придерживается, по его словам, "бацькоўскага" подхода. "Дети мне не безразличны, и они это должны чувствовать. Где-то могу быть строгим, а где-то - на уровне ученика, пошутить. Но субординация, конечно, должна сохраняться. Задача - увлечь, чтобы ребенку хотелось заниматься, выработалась устойчивая привычка делать упражнения самостоятельно. Если так будет, считаю, цель достигнута", - подчеркнул Леонид Кобяк.

Своим энтузиазмом он заряжает учеников. Всем известно, что зачастую подростков нужно поуговаривать, переборов свойственную этому возрасту негибкость. У Леонида Николаевича такой проблемы нет. Например, он достает скакалку и предлагает сыграть в игру. Уже через минуту рослые парни и статные девушки со смехом прыгают, но при этом не теряют концентрации над выполнением упражнения. "Мне важно взаимопонимание с детьми на уроке. Получаю удовлетворение, когда они впитывают как губка то, что я им даю. Движение всегда поднимает настроение. Допустим, понедельник, первый урок, за окном дождь. Ну какое тут может быть настроение? А моя задача его создать. Подвигались - и оканчивают дети урок уже с улыбками", - обратил внимание заслуженный учитель Беларуси.

В педагогическую семью училища влилась пять лет назад и Екатерина Гапанович. Пришла преподавать кадетам историю. "Немного тревожно было, что в 21 год после окончания университета оказалась далеко от дома. Еще и училище находится не в городе. Тем не менее ехала с большим воодушевлением, потому что наследовала бабушкину профессию. Она меня наставляла стать учителем", - пояснила Екатерина.

Недавняя выпускница вуза немного переживала, что ее первым местом работы стала не обычная школа. Волнения девушке добавляло, что в кадетском училище учится большинство мальчишек. "Переживала, что меня не так воспримут. К счастью, все прошло замечательно. Мне сразу дали 10-й класс. Дети, которым тогда было по 15-16 лет, меня очень поддерживали. Рассказывали, что и как надо сделать, какие порядки", - вспомнила с благодарностью Екатерина Гапанович.
В кадетском училище немало ребят, которые поступили сюда по примеру родных и знакомых. Одиннадцатиклассник Даниил Рубашко решил пойти по стопам своего дяди - офицера милиции. "Я тоже захотел служить. Решил чуть раньше прочувствовать, что это такое. В школе не получишь такого образования, как тут. У нас и дисциплина, и строевая, и занятия проходят более углубленно. Мне нравится, что все строго и четко, нет расхлябанности", - заметил юноша.
Среди прочих плюсов он назвал и тот факт, что за время учебы в кадетском училище стал самостоятельным. "Мы сами стираем свою одежду, убираем в комнатах и классах. И я тоже не понимаю, что делал бы в обычной школе. Тут нас готовят к большему", - убежден молодой человек.
В будущем он видит себя офицером МВД. "Хочу поступить на факультет криминальной милиции. Надо людям помогать. Думать только о себе - плохо. Окружающий мир тоже нуждается в помощи", - рассуждает Даниил.

В другой параллели учится Маргарита Бондарь. Наслушавшись рассказов знакомых выпускников кадетского училища, она свою учебу в другом месте больше не представляла. "Зажгли сама атмосфера, форма, выправка, строй. Мне прям захотелось поступить. Конечно, сначала было тяжело, потому что был период адаптации, оказалась далеко от дома, без родителей. Позже привыкла, и уже уходить отсюда не хочется. Тут очень сплоченный коллектив. Все друг другу помогают. Могу спокойно обратиться к своим одноклассникам, к десятому, девятому классам. И педагоги у нас очень опытные", - рассказала одиннадцатиклассница.
В следующем году она планирует поступить в Университет гражданской защиты МЧС. "Много знакомых учатся в Академии МВД на пограничников. Мне все же ближе МЧС. Вижу себя инспектором. Это серьезная профессия. Работники МЧС спасают жизни людей, предотвращают пожары, выясняют их причины. Мне это интересно", - подчеркнула Маргарита.

Пять лет назад на каком-то мероприятии Богдана Винник заметила в толпе кадетов. "Что это за ребята?" - девочка поинтересовалась у мамы, которая и рассказала о Брестском областном кадетском училище. Школьница загорелась учебой в Ястрембеле. "Тогда мне приглянулась форма. Когда пришла сюда, все понравилось. Раньше у меня был шумный класс, а тут дисциплина, все ответственные, нас учат взаимопомощи. Иногда задаю себе вопрос: а что бы я делала, если бы была сейчас дома? Наверное, хуже бы училась, а в свободное время просто гуляла. Рада, что оказалась здесь и смогу поступить в Военную академию", - рассказала одиннадцатиклассница.
Она всерьез нацелена поступить на авиационный факультет. В небо Богдану своими рассказами во время профориентации влюбили военнослужащие 61-й истребительной авиабазы.

"Я четвертый год здесь учусь, все стали родными. Мы хорошо друг с другом общаемся. Поступивших в училище принимаем в нашу большую семью", - радушно добавила девушка.
Во внеучебное время забота о кадетах в руках воспитателей. В частности, они следят за утренними сборами ребят, помогают в быту, контролируют подготовку к занятиям. На глазах Елены Матчени не один десяток мальчишек выросли в сильных мужчин. "Конечно, у нас большинство парней. Сейчас у меня 16 мальчишек и две девочки. Наши отношения строятся на доверии, разговариваем на равных. Зачастую пытаюсь поставить себя на их место. Иногда приходится непросто", - честно призналась воспитатель.
Она пояснила, что в кадетское училище поступают подростки: сложный возраст, характер и привычки практически сформированы. "Приходится менять их, но не махая шашкой. Выбираю демократический стиль. Пытаюсь слышать ребенка, заглянуть в душу. Получаются замечательные выпуски, благодарные дети. Поддерживаем отношения со многими выпускниками", - с теплой улыбкой добавила Елена Матченя.

Выпускники звонят ей довольно часто и рассказывают о своей жизни. "Выпускник 2022 года на втором курсе сдал на краповый берет и первой позвонил мне. Приятно до слез. Он у нас был заместителем командира взвода, такой шустрый. Всегда говорил: все равно добьюсь поставленной цели. И он в 19 лет сдал на краповый берет. Конечно, сюда приехал с гордостью. У пацанов - огонь в глазах, тоже хотят на факультет внутренних войск. Наглядный пример: лучше выпускников никто не проведет профориентацию", - убеждена воспитатель.
Она заметила, что все еще учится разговаривать на языке подростков. "Каждые четыре года возвращаюсь к 14 годам", - подытожила Елена Матченя.
Алевтина ЧЕРНОВОЛОВА,
фото Виолетты ЮЖАКОВОЙ,
БЕЛТА.-0-