Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика

"На укрепление семьи". Как в отделении дневного пребывания работают с особенными детьми и их родителями

26.03.2024 | 19:54
С каждым годом в нашей стране расширяется поддержка семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Развивается инклюзия как в образовании, так и в обществе. Например, у Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей есть отделение дневного пребывания для детей с ограниченными возможностями и особенностями развития. Корреспонденты БЕЛТА узнали, чем привлекает отделение детей и как там помогают всей семье.
За время существования отделение пережило реорганизацию, укрепило материально-техническую базу - все для того, чтобы быть интересным как детям, так и взрослым. Сейчас в него зачислены около 70 детей. "Мы хотели создать пространство для семей с детьми-инвалидами. Место, в котором они будут чувствовать себя спокойно и смогут укрепить свои внутрисемейные отношения, получить ресурсы, чтобы преодолевать любые сложные ситуации", - рассказала заведующая отделением Ирина Шульган.
Она уверена: в счастливой семье растет счастливый ребенок. Поэтому отделение - это место, в котором родители могут качественно провести время с ребенком либо получить передышку. Для этого в отделении работают профессионалы и созданы все условия.
Сегодня впервые пришла мама Ирина со своим сыном Денисом. Женщина рассказала, что узнала об отделении от знакомых, которые делились с ней своими впечатлениями. "Послушав, мы решили, что нужно приехать и познакомиться с этим местом. И Денис уже не хочет уходить. Мне хотелось, чтобы он больше коммуницировал с детками, потому что с таким диагнозом, как аутизм, это самая актуальная проблема", - делится мама.
Маленький Денис увлечен игрой. И не удивительно, ведь в отделении множество интересных занятий. Так, в отдельном помещении расположен интерактивный комплекс, который позволяет создать целую историю на полу или стене. Ребята из отделения подбирают формы, чтобы потом собрать их в гнездышко, собирают палочки для костра и повторяют очередность, помогая пингвинам. И все это в одном кабинете.
Для ребят есть и интерактивная песочница. В ней они создают реку для корабля, разгребая песок, откапывают мультик и даже вызывают извержение, создав вулкан. Как рассказала заведующая, в такой песочнице ребенок не только закрепляет свои навыки, но и релаксирует, успокаивается.
Любимый гаджет маленьких посетителей центра и сенсорный стол. "На сенсорном столе все задания организованы так, что ребенок сам участвует в создании какого-либо образа. Если речь идет об изучении букв, сложении их в слова, то задание дополняется аналогичной картинкой. Ребенок делает все самостоятельно и сразу видит результат: прав он или нужно подумать еще. Правильный ответ дополняется анимацией, которая для детей является мотивирующим моментом. Так ребенок понимает, что он может быть успешен, выполняя ту или иную задачу. А родители видят, как можно построить занятие таким образом, чтобы ребенку было интересно воспринимать информацию", - рассказала Ирина Шульган.
Как призналась мама Ирина, привлекло ее в отделении и то, что тут есть занятия по роботехнике. Маленькие посетители могут попробовать себя в программировании без компьютера. И в этом им помогают студенты из Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. Как рассказала заведующая, такое совмещение помогает как студентам, так и детям. "Дети с аутизмом учатся подстраиваться под преподавателя, повторять определенный алгоритм, закрепляют полученные знания и развивают логику. А студенты могут получить определенный педагогический опыт", - отметила Ирина Шульган.
В отделении уделяют внимание физической активности. Для этого проводятся занятия по адаптивной физкультуре и даже размещен специальный сенсорный зал "Дом совы". "В нем наш психолог может проработать с ребенком разные вопросы.  Например, ребенок с аутизмом может получить дополнительный сенсорный опыт.  Если у него был страх покачаться на качелях или зайти на подвесную платформу, то здесь, проходя наши активности, ребенок перестает бояться. Это подкрепляющий положительный опыт, и ему уже проще адаптироваться в жизни. Вырабатывается понимание, что этот мир более открыт, доступен и понятен", - рассказала заведующая.
Заботятся в отделении и о родителях. Для них созданы групповые занятия по йоге,  организована школа родителя особенного ребенка, где они могут пообщаться друг с другом или психологом, задать интересующие вопросы и просто получить поддержку. А для заботы о семье в целом в отделении практикуются семейные выходы в Театр юного зрителя, занятия теннисом в Республиканском центре олимпийской подготовки, а также семейные психологические занятия. "Мы активно занимаемся вопросом оказания комплексной помощи семье. Включаем в работу не только детей, но и всю семью: родителей, бабушек и дедушек. Они приходят к нам, посещают групповые занятия, общаются между собой и решают свои вопросы", - рассказала директор Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Ольга Другаль.
Центр проводит много мероприятий, посвященных праздничным дням, что также помогает родителям провести время с детьми качественно и интересно. "Этим мы и отличаемся от всех остальных центров и отделений. Наша работа направлена на укрепление семьи и внутрисемейных отношений. Наши психологические занятия - это обмен мнением, в процессе которого родители могут добраться до истины или какого-то решения. Они могут увидеть себя и свои отношения со стороны. И наша задача - настроить семью на положительный взгляд на мир", - отметила Ирина Шульган.
Зачисляются в отделение семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, проживающие в Минске. Все услуги предоставляются бесплатно.

Фото Татьяны Матусевич,
БЕЛТА.-0-