Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика

"Мои машины успели в кино сняться". Как житель Оршанского района восстанавливает советские ретроавтомобили

06.08.2025 | 16:46
Жизнь на четырех колесах, в движении и в погоне за ветром многим представляется романтичной и полной приключений. Отчасти это действительно так, но есть у машин и одно не очень приятное свойство - они ломаются и выходят из строя. И если у хозяев нет средств, времени и желания с ними возиться, автомобилю остается только одна дорога - на свалку. Однако существуют умельцы, которые даже сданную в утиль технику реанимируют так, что она бегает на своих четырех, будто только что сошла с конвейера. Восстановлением машин советского производства занимается житель Оршанского района, пенсионер Леонид Кузнецов. Он рассказал корреспонденту БЕЛТА о том, сколько сил уходит на реставрацию одного подобного автомобиля и есть ли у него любимчики в автоколлекции.
Увлечение автотехникой пришло к уроженцу Оршанского района в детстве. Как и многие мальчишки, он с восхищением смотрел на машины, ходившие тогда по дорогам. Леонид отучился в Лидском индустриальном техникуме (сейчас это Лидский колледж Гродненского государственного университета имени Янки Купалы) на отделении технического обслуживания и ремонта автомобилей, получив специальность техника-механика. Затем на срочной службе в армии был водителем, на автомобиле "Волга" возил начальника железнодорожных войск.
"У моего инструктора по вождению в техникуме был ГАЗ-21. И я все время приезжал к отцу и предлагал купить эту машину. Но нам такое было не по карману, "Волга" стоила 10 тыс. советских рублей, а у родителей были накопления только 1,8 тыс. И мы купили "Запорожец". Это был наш первый автомобиль", - рассказывает коллекционер. Кстати, оставшийся после родителей "горбатый" до сих пор хранится у Леонида Кузнецова и выглядит вполне прилично.
Восстановлению ретроавтомобилей Леонид Кузнецов посвятил около 20 лет. "Руки, время и деньги - вот все, что нужно для этого. Какие-то детали покупаю, какие-то делаю сам, вытачиваю, свариваю. И пусть получается не полная аутентичность, но автомобили ездят, выдерживают приличные расстояния. Я их беру почти в состоянии металлолома и возрождаю", - говорит он.

Первыми апгрейд в его гараже прошли "Волги" - 1950 и 1953 годов выпуска. В свою эпоху эти машины были доступны в свободной продаже, их выпускали серийно, много, и потому для рабочего, который в определенных отраслях зарабатывал больше директора, покупка такого авто была вполне по средствам.
"Когда "Волги" приелись, я перешел на другие автомобили. Меня интересует именно советский автопром, в частности ГАЗ. Какие-то машины я приобретал, часть из них мне дарили. Они разные по годам выпуска, сериям. Затем появилась "Победа", но я всегда мечтал о лимузине ЗИМ", - говорит житель Оршанского района.
Венец его мечты - шестиместный седан представительного класса от Горьковского автозавода. С 1950 по 1959 год их выпустили немногим более 21,5 тыс. экземпляров всех модификаций. И одна из них теперь украшает коллекцию Леонида Кузнецова.

"Эту машину я нашел в Бресте. У нас в стране их вряд ли с десяток наберется, это из тех, которые я знаю. Как правило, владельцы не хотят их чинить, потому что это финансово очень затратно. Не все учитывают их историческую ценность", - подчеркивает он.
Два года ушло на восстановление ЗИМа. Помогал в этом деле друг Леонида Кузнецова, тоже коллекционер автомобилей. "Запчасти искали в России, ездили несколько раз за ними. Эти машины в свое время были признаком статуса, обеспеченности и благосостояния. Мы мальчишками такие автомобили с благоговением просто рассматривали, когда они проезжали мимо, а теперь у меня есть такой лимузин. На данный момент это мой любимчик", - признается реставратор.
Среди десятка ретроавтомобилей, которые сейчас находятся на ходу, больше всего знаменита его "Победа" в цветах государственного флага Беларуси. Взял ее Леонид Кузнецов в таком состоянии, что, казалось, проще сдать на металлолом. Работы на нее и усилий ушло немало.

"Это самая старшая "ласточка" из коллекции, она 1949 года выпуска. Начали выпускать такие в 1946 году. Первые экземпляры получились "сырыми", они в серию как раз не пошли. В массовом производстве после доработки "Победы" появились лишь в 1948 году. Выпустили их более 241,5 тыс. Они были дорогими и простому трудяге были недоступны, на таких "Победах" ездили в основном руководящие работники", - рассказывает коллекционер.
Машину знают далеко за переделами его родного района. На приметной "Победе" Леонид Кузнецов принимает участие во всевозможных автопробегах, в том числе международных. 

"Красно-зеленой она была по документам, - поясняет он необычный окрас автомобиля. - И я не стал его кардинально менять. Жена подсказала добавить ленту с национальным орнаментом, так что получилась полная отсылка к флагу. На автопробегах еще креплю на капот магнит с изображением государственного герба, правда, его приходится регулярно заказывать заново, потому что ветром сбивает, а потом не можем найти".
В Минске, по словам владельца ретроавтомобиля, его "Победу" уже и милиционеры узнают, салютуют. "В Витебске был очень трогательный случай. Мы стояли на выставке, подошла одна женщина, спросила, можно ли посидеть в салоне, разрешил. Смотрю, плачет. Интересуюсь, что случилось. Она рассказала, что такая же машина была у ее отца, и знакомый интерьер всколыхнул эмоции из детства и воспоминания о родном человеке. Благодарила потом. В такие моменты душа радуется, что не зря столько времени трачу на восстановление таких машин", - рассказывает Леонид Кузнецов.
Кроме автомобилей, Леонид Кузнецов занимается - вместе с супругой - и хозяйством, благоустройством приусадебного участка. Озеленение и ландшафтный дизайн - дело рук его любимой жены, а мужская работа - на хозяине. А еще двор украшает бюст Ленина-гимназиста. Домовитый коллекционер нашел его выброшенным возле одного из закрытых детских летних лагерей и забрал себе - на память.

"Забот хватает, на все нужны руки, а у нас с женой их всего по две. Сын Иван поступил в вуз, так что теперь все домашние дела на нас", - говорит он.
Кстати, у его сына есть и свое увлечение, только двухколесным транспортом - в гараже стоят несколько мотоциклов, которые молодой человек сам чинит, восстанавливает и объезжает.

В автопарке у Леонида Кузнецова находятся ретроавтомобили, которые ждут своей очереди на реставрацию, но есть и те, кто поставляет донорские запчасти для экземпляров, где процент изношенности поменьше. 

"Я уже и сосчитать не могу, сколько их у меня. Мои машины успели и в кино сняться, и принять "на борт" министров, руководителей облисполкомов. А дети всегда в восторг приходят. Ну еще бы - это ведь живая история, ее потрогать можно, как тут удержаться", - делится коллекционер, видящий в обычной машине не просто механизм, а создание пусть и с металлической, но душой.
Алеся ПУШНЯКОВА,
фото Александра ХИТРОВА,
БЕЛТА.-0-