Масленицу на Любанщине по традиции отмечают народным гуляньем. Главной площадкой регионального праздника в этом году стала деревня Обчин, куда со всех уголков района съехались гости. Корреспонденты БЕЛТА не просто научились печь пышные и румяные блины в настоящей сельской печи, но и продегустировали угощения местных хозяек. Правда, гастрономической программе в этот день ничуть не уступала и культурная. Песни, пляски, народные забавы, участие в старинном обряде и, конечно же, сжигание чучела, а вместе с ним прощание с зимушкой-зимой. Рассказываем, что же задавало праздничный тон этому весеннему дню.Кто на Масленицу всех главнее…Деревня Обчин находится всего в пяти километрах от райцентра. Это в ее окрестностях несколько лет назад археологи проводили масштабные раскопки, исследуя предположительно быт представителей милоградской культуры. Правда, сегодня мы спешим не за археологическими находками, хотя наш повод хоть и не так глубоко, но все же уходит корнями в историю - первое упоминание о праздновании Масленицы относится к XVI веку.
У масленой семидневки наших предков было серьезное расписание с понедельника до Прощеного воскресенья: Встреча, Заигрыши, Лакомка, когда тещи приглашали на блины зятьев, в четверг - Разгуляй. А затем - Тещины вечерки и Золовкины посиделки. Празднику наши предки посвящали разные традиции, многие из которых не дошли до наших дней. Но все же в некоторых деревнях их удалось сохранить, передавая из поколения в поколение. Например, на Любанщине одним из главных символов праздника является береза.
"Это светлое дерево символизирует весну, поскольку одной из первых начинает зеленеть. Она поит своим соком. Что только из нее не мастерили наши предки, наверное, только дома не строили. Поэтому в нашем регионе издавна на Масленицу этому дереву особое внимание", - рассказывает заведующий организационно-творческим отделом Любанского районного центра культуры Сергей Выскварка, пока мы едем в гости к местной жительницей Наталье Пеньковской. Сегодня она будет учить нас печь блины в деревенской печке.
Подъезжая к деревянному дому, замечаем из трубы тоненький дымок, значит печь растоплена, хозяйка нас ждет.
"На селе печка не просто место, где горит охапка дров, обогревая хату. Каждая хозяйка вам скажет, что это ее главная помощница. Какими же вкусными получаются пироги, бабка, а блины… такие в городе на плите никогда не приготовите", - с улыбкой говорит бабуля и тут же мастерски наливает черпаком тесто в заранее разогретую чугунную сковороду. Еще несколько секунд - и та прячется за печной "заслонкой".
Печем блины да приговариваемВ ожидании первого блина хозяйка с радостью делится рецептом теста. Говорит, так всегда готовила ее бабушка, потом - мама. Теперь же и она потчует румяным угощением своих внуков.
"В рецепте никаких премудростей: мука, кефир, яйцо, соль и сахар, немного маслица добавим… Все это как следует перемешиваем, чтобы не было ни единого комочка, - делится опытом Александровна. - Смазываем сковороду хорошей "лустай" сала и заливаем тесто. На пару минут в печь и достаем, чтоб перевернуть. В молодости часто пекли кислые блины: тесто после приготовления накрывали марлей и давали ему время скиснуть".
По словам хозяйки, тут важна атмосфера: сколько дров закинула в печь, как протерла тканью сковородку, с каким настроением взялась за готовку.
"С плохим настроем лучше не подходить, а то это скажется на вкусе блинов, - улыбается Наталья Пеньковская и достает из печи уже шестой по счету блин. - Смотрите, какие пышные да румяные. Одним словом - праздничные!"
Еще каких-то 10-15 минут - и тарелка с целой горкой блинов заняла центральное место на столе, заставленном и другими угощениями: малосольные огурцы и томаты, холодец, картофель со шкварками, запеченная деревенская колбаса. Вот уже и гости подоспели. Александровна как радушная хозяйка принимает односельчанок, чтобы вместе вспомнить молодость, посмеяться от души. А какое застолье обходится без песен…
"Никаноровна, а давай нашу любимую, покажем молодежи, как надо петь", - подмигивает соседка, и сельский дом наполняется добром и радостью. Мы же прощаемся с радушными хозяевами и спешим к главной площадке, где вот-вот начнется гулянье.
Зачем березу сыром кормить?Оказывается, Масленицу здесь празднуют жители сразу четырех деревень: самого Обчина, а также Отрадного, Рачени, Закального. Гуляют вместе, а поэтому праздник получается очень интересным, объединяя традиции каждой из деревень.
Перед тем как дать старт гулянью, проверяют все ли на месте: чучело готово, украшенное лентами, колесо, вокруг которого танцуют молодые девушки. Пора начинать!
Каждая из деревень прибыла со своим праздничным символом, которые связывают сразу несколько масленичных обрядов. Жители Закального вешают на березу так называемый "лушник" (комин), в который укладывают и поджигают льнотресту. По дыму из трубы узнают, какой урожай льна ждет в этом году: длинный или короткий, скрученный или прямой. Затем вокруг березы выкладывают снопки соломы и поджигают, чтобы согреть корни дерева и оно проснулось после зимней спячки.
Чтобы урожай льна был хорошим и волокнистым, нужно закинуть еще как можно выше на березу. У молодежи, кстати, это получается лучше всего.
"Посмотри, Ивановна, как далеко забросили! Значит точно будем с богатым урожаем", - подмигивает соседке рядом стоящая сельчанка.
Что еще нужно сделать, так это обязательно "покормить" березу творогом или сыром, закидывая его на дерево как можно выше. Тогда птицы быстрее прилетят, неся на своих крыльях долгожданную весну. Вот уже пора чучело жечь, с которым сгорают не только зимние холода, но и все людские грехи. А после отправились на поиски молодого неженатого хлопца, который должен был угостить и поцеловать всех участниц хоровода. А коль не выполнит, то носить ему на шее колодку аж до следующей Масленицы.
Завершается этот праздничный день задорными песнями и плясками, угощениям блинами, съев которые человек наполняется светом и теплом.
Марина МАНУЙЛИК,
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА,
БЕЛТА.-0-