Белорусская деревня меняется. На помощь человеку пришли машины: если ранее один трактор пахал, второй сеял, третий вносил удобрения, то сегодня один энергонасыщенный заменяет их всех. Сокращается персонал и на фермах. Люди уезжают в города. Теряя прибыль, частная торговля уходит из деревень, если даже когда-то и просчитывала такую возможность – заработать на селе. Не получилось. Только потребкооперация не сдает позиций в регионах.
– Это, конечно, здорово, что труд аграриев облегчили современные машины и роботы. Но на селе остаются те, у кого есть работа, а также старики, запросы которых в основном – кефир да молоко... С уменьшением объемов продаж в деревнях по-прежнему помним о том, что необходимое людям должны довезти, в том числе каждой бабушке, каждому дедушке – их любимые продукты и другие товары. Для этого наши шесть автолавок иногда делают по 5-6 остановок в каждой деревне. Заезжают на самые отдаленные хутора, в любую пору года и погоду, – рассказывает председатель правления Клецкого райпо Юрий Боровицкий
Рассуждая о приоритетах потребкооперации, Юрий Александрович приводит очевидный факт:
– Благодаря мудрому решению Президента Александра Лукашенко Беларусь осталась единственной страной на постсоветском пространстве, сохранившей потребкооперацию, которая готова обслуживать жителей регионов, в том числе в самых дальних их уголках. Например, объезжая жителей Морочского сельского совета, автолавка за один выезд проходит на круг до 100 километров. График работы каждой (и требуемый ассортимент) согласуем как с жителями, так и с сельисполкомами.
– Главное, чтобы люди остались довольны, – говорит собеседник и делает вывод: – В том, что Беларусь – социально-ориентированное государство, подтверждает забота Президента и правительства о потребкооперации, которая несет серьезную социальную нагрузку по обслуживанию людей на селе. Однозначно, без поддержки государства у белорусской потребкооперации было бы мало шансов на успех.
Кроме автолавок в структуру Клецкого райпо входят еще и 36 стационарных магазинов, большинство из которых – также в сельской местности.
– Там магазины – не просто торговые точки, куда люди идут за продуктами и товарами первой необходимости. Сельпо стали местом общения и досуга: магазины заменили людям и клубы, и разговоры на лавочках, – рассказывает Юрий Боровицкий.
По итогам работы за 2022 год объем продаж розничной торговой сети Клецкого райпотребсоюза составил 12,757 млн руб. Вырос удельный вес проданных на селе товаров, правда, не сильно. Сегодня он составляет 70,6% розничного товарооборота организации. При этом один обслуженный покупатель в месяц приобрел в среднем товаров на 40,1 рубля (по области – 25,2 руб.).
– Конечно, это не так и много, но нужно иметь в виду, что платежеспособность деревенских жителей ниже, чем городских. Это факт. Потому и не стремятся на село торговые сети, – отмечает собеседник.
В прежние годы магазины местной потребкооперации в городах перекрывали убытки на селе. Сейчас, когда частник занял в регионах самые хлебные места, у кооператоров таких возможностей все меньше. Как быть?
– Безусловно, у покупателя должен быть выбор: в какой пойти магазин. Вместе с тем, считаю, городская торговля не обеднеет, если будет принято решение на уровне государства часть прибыли перечислять на поддержку торговли на селе. И в первую очередь, поддержать рублем работу автомагазинов, обеспечивающих людей в самых отдаленных уголках страны, – говорит председатель правления Клецкого райпо Юрий Боровицкий.
На дворе апрель. Торговые объекты райпотребкооперации страны готовятся к весенне-летне-осеннему сезону, увеличению клиентов и товарооборота. Скоро на сотки потянется дачник, к родителям в деревню в отпуск и на каникулы поедут дети и внуки.
То, что к притоку новых покупателей потребкооперация готова, можно увидеть, заглянув в один из продуктовых магазинов Клецкого райпо. Признаемся, обширный ассортимент и выкладка товаров удивили.
– Обратите внимание: на полках более 95% – товары белорусского производителя, – говорит председатель правления райпо, проводя журналиста вдоль рядов с детским питанием, молоком, сырами и хлебобулочными изделиями местных изготовителей. Гордость кооператоров – салаты, кулинарная продукция и полуфабрикаты столовой и ресторана "Лань", входящих в структуру Клецкого потребсоюза.
Жители Клецка и деревень района с большим удовольствием приобретают продукцию колбасного цеха УП "Клецкий коопзаготпром" – ведущего производственного подразделения райпотребсоюза. В магазинах сети продается 30 видов мясной продукции, изготовленной коопзаготпромом. В числе наиболее популярных – колбасы "Мядельская", "Макаровская классик", сервелат "Барбадос", шпикачки "Народные с сальцем". Всего за 2022-й предприятие изготовило 114 тонн колбасных изделий, 647 мясных полуфабрикатов.
Мясная продукция Клецкого коопзаготпрома, кстати, поступает не только в магазины, но и на кухни столовых хозяйств района.
– Обратите внимание, колбасы производим без какой-то химии – только натуральное сырье: свинина, говядина, соль и перец, – говорит Юрий Александрович и уточняет: – В структуру УП "Клецкий коопзаготпром" входит и скотобойный пункт, где за 2022-й переработано 1132 т мяса.
Так, аграрные предприятия района во время уборочной, посевной и в другие не менее напряженные для земледельцев сезоны получили уникальную возможность кормить работников блюдами, изготовленными из местного сырья.
То есть сохранив мясопереработку, Клецкий райпотребсоюз теперь во многом благодаря ей решает ряд социальных задач.
Забота потребкооперации Клецкого района – закладка овощей и фруктов в стабилизационные фонды. На нынешний межсезонный период было заложено 55 т картофеля, 35 т капусты, 11 т лука, 16 т моркови, 15 т свеклы, 16 т яблок. То есть задание по созданию стабфондов выполнено на 100%!
Всего же за 2022-й потребкооперация заготовила продукции на 4,433 млн рублей ( 29,5% – рост к 2022 году). В том числе: 79,5 т картофеля, 198 т овощей, 603 т плодов и ягод, 11,8 т дикорастущих ягод, 980 т мяса и мясопродуктов. Отдельной строкой шла заготовка вторсырья: 755 т лома черных металлов, 36 т – цветных, 138 т макулатуры, 71 т тонна стекла. Всего за 2022 год коопзаготпромом произведено промышленной продукции на 6,450 млн рублей.
Есть регионы, где руководители местной власти не жалуют потребкооперацию, считая, что все проблемы урегулирует рынок.
– Они поступают недальновидно, – считает Юрий Александрович. – Клецкий райисполком всегда в курсе дел и задач, стоящих перед райпо. Его поддержка дорогого стоит: у потребкооперации и властей на местах одна общая цель: забота о людях, – подчеркнул в конце разговора Юрий Боровицкий.
УП "Клецкий коопзаготпром" по итогам работы за 2022 год заняло второе место среди промышленных предприятий района.
Тамара МАРКИНА, фото - автора