Зима доставляет немало хлопот не только коммунальщикам, но и дорожным службам. Одна из частых сезонных проблем - трещины, ямы и выбоины на асфальте. Дорожное полотно приходится реанимировать круглосуточно и почти без выходных. Здесь от скорости, а главное - качества работы в первую очередь зависит безопасность движения. Корреспонденты "7 дней" посмотрели, как с этим справляются дорожники столицы.Штопка на асфальтеПочти на каждой прямой линии и личных приемах у руководства регионов звучат жалобы на состояние дорог. На эту же проблему не раз обращал внимание глава государства. "Дороги и все, что связано с дорогами, особенно в Минске и крупных городах, - да везде этим надо заниматься. Но не просто иди яму заделай. Нет. Должен быть план, должна быть задача на сутки, по ночам надо работать, когда нет движения в основном, а где-то днем, если движение не интенсивное. Надо это приводить в порядок", - подчеркнул Президент на одном из рабочих совещаний.
В этом году по стране планируется отремонтировать более 4 тыс. км дорог. Больше всего внимания уделят местным. Ежедневно на устранение дефектов на дорогах выходит 250-280 бригад в разных регионах Беларуси.
В столице ремонт идет круглосуточно в среднем на 25 улицах в день. Задействовано 13 бригад, которые выполняют необходимые работы в каждом из районов Минска. За смену удается провести ремонт почти на 500 кв.м.
Вместе с дорожниками отправляемся, пожалуй, на самую оживленную магистраль густонаселенной Каменной Горки - улицу Неманскую, которую местные жители называют проспектом. Она соединяет пять частей микрорайона и растянулась более чем на два километра. Сегодня здесь по плану - ямочный ремонт.
"Регламент действий следующий: определяется улица, разрабатывается план с выявлением критических дефектов. Прибыв на место, бригада выставляет ограждение, размечает, а затем вырезает квадратные и прямоугольные сегменты, которые мы называем картами. Затем они очищаются, идет заливка асфальта", - кратко вводит в курс дел главный инженер управления "Центр" ГПО "Горремавтодор Мингорисполкома" Дмитрий Климович, пока мы подходим к огороженному участку дороги, где вовсю кипит работа.
Первым делом вырезается та самая "ремонтная карта" - идеально ровное отверстие на месте бывшей ямы. Затем отбойным молотком выбивается старое покрытие. К слову, для этой работы нужна богатырская сила. Инструмент то и дело пытается выскочить из рук, но рабочий, приложив усилие, ловко им управляет. В это время его коллега готовится к "реанимации" покрытия: вооружившись ветродувом, освобождает "карту" от грязи до тех пор, пока поверхность не станет идеально чистой. Только когда все подготовительные этапы пройдены, к яме спешит машина с раскаленным тягучим раствором, который рабочие моментально укладывают в "карту".
"Используем асфальтобетонные горячие литые смеси. Они не требуют дополнительной трамбовки. Сверху для повышения шероховатости посыпаем отсевом, за счет которого замененный участок асфальта во время дождя не скользит, - комментирует главный инженер. - Зачастую обращают внимание: мол, рабочие ушли, а ограждение убрать забыли. На самом деле для того, чтобы асфальт, температура которого 170-190 градусов, остыл, следует выждать как минимум четыре часа".
Горячая пораЕжедневно специалисты предприятия патрулируют дороги на предмет разрушений, реагируют на заявки от горожан, поступившие на портал 115.бел. Так получают полное представление обо всех имеющихся дефектах. Только с начала этого года в Минске выполнен ямочный ремонт на площади более 30 тыс.кв.м.
"Он необходим для уменьшения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий. Первым делом устраняется критическая ямочность, выявленная при осмотре улиц. В период, когда температура колеблется в пределах нулевой отметки, возникает основное количество выбоин. Ремонт литыми смесями зимой считается непостоянным, но другого способа, подходящего для наших широт, пока не придумали. С наступлением благоприятных погодных условий используем более прочные постоянные смеси - это совершенно другой тип асфальта", - поясняет эксперт.
Он уточняет: по большему счету, это касается тех участков дороги, на покрытие которых идет серьезная колесная нагрузка. К примеру, на остановках общественного транспорта, светофорах.
"Реанимировать" дороги приходится порой даже несмотря на сложные погодные условия и без полного перекрытия движения. Первоочередное внимание уделяется ямам, глубина которых более 5 см, а площадь - свыше 30х30 см. Именно такие дорожные изъяны могут стать причиной аварийной ситуации, поэтому их стараются устранять в кратчайшие сроки.
Интенсивное разрушение дорожного полотна вызывают в том числе сложные погодные условия. В частности, климатическая зона столицы характеризуется цикличностью: в течение суток температура воздуха на улице может переходить от отрицательной к положительной. "Если говорить простыми словами, то самые страшные враги для дорог - вода и мороз. Влага, попавшая на дорожное покрытие, замерзает при минусовой температуре и впоследствии его разрушает, - поясняет Дмитрий Александрович и дополняет, что кроме ремонта дорог предприятие также решает проблемы, возникающие на пешеходной части: - Наши бригады работают на провалах и просадке покрытий тротуаров, выполняют высотную регулировку дождеприемных колодцев. И все это также надо провести в кратчайшие сроки".
С начала 2024 года в Минске выполнен ямочный ремонт на площади более 30 тыс. кв.м. Всего же в Беларуси планируется привести в порядок более 4 тыс. км дорог.
По информации Министерства транспорта и коммуникаций, в 2024-м будет продолжено строительство дороги Р53 от Жодино до Борисова и начато возведение автотрассы М10. В планах также реконструкция трассы Р46 от Лепеля до Полоцка и далее до российской границы. Критическую ямочность в столице планируется устранить до начала мая.
Марина ВАЛАХ,
фото Татьяны МАТУСЕВИЧ,
газета "7 дней".-0-