Матушку Ирину Андрееву из Кличева знают во всем районе не только как воцерковленного и глубоко верующего человека, но и как женщину удивительной силы воли и стойкости. Нет ничего, что ей было бы не под силу. Характер закалился с детства: ранняя смерть матери, многодетная семья, отец-священник в советское время гонений на церковь. Она пережила многое, чтобы через свои мудрость, терпение и веру дарить людям добро и надежду. О своем жизненном пути она рассказала корреспонденту БЕЛТА.
Рано утром, еще до начала службы, матушка Ирина уже встречает гостей у церковных ворот. С первого взгляда я даже не поняла, что это моя героиня: шаблонное представление о том, как должна выглядеть жена священника, было окончательно сломано. Передо мной стояла элегантная и стильно одетая женщина в модном берете с вуалеткой. Мое смущение заметила прихожанка, наверняка наслышанная о приезде корреспондента из Могилева. Она замедлила шаг, поздоровалась и мастерски разрядила обстановку: "Наша матушка - настоящая модель, где только такие красивые наряды берет - всегда удивляемся". Мы обменялись улыбками и поторопились в церковь - вот-вот начнется утренняя служба, о которой местным жителям традиционно возвещает колокольный звон.
Поднимаюсь за матушкой на колокольню - и тишину свежего осеннего утра разрезает глубокий и радостный звук. Матушка мастерски управляет этим медным перезвоном и даже сама с первым ударом колокола меняется в лице - становится более возвышенной и одухотворенной. Позже она расскажет, что желание освоить звонарское мастерство у нее с детства, хотя и не заканчивала музыкальной школы или специализированных курсов. По специальности она педагог начальных классов, и это лишь один факт из ее увлекательной биографии.
Матушка Ирина родилась в Витебской области в семье священнослужителя. Жизнь была не из легких: отец один воспитывал шестерых детей. После смерти жены не отдал их родственникам, которые хотели забрать братьев и сестер в свои семьи. Сказал: бедно или богато, но вместе, а то вырастут и не будут знать друг друга. Дети были дружными, вместе учились и помогали по хозяйству. Все обязанности были распределены: одни отвечали за стирку, другие за уборку, третьи за готовку. "Встанет отец летом часа в 4 утра, наберет в лесу грибов, принесет домой и говорит: к обеду что-нибудь приготовите, - вспоминает матушка Ирина. - Только теперь понимаю, как ему было сложно".
Да и советский период был не самым благоприятным: время гонений на веру, поэтому отец детям мало что рассказывал, а многое и вовсе скрывал. "Папу предупредили, чтобы детей в церковь не водил, иначе нас заберут в детский приют, - вспоминает матушка. - Помню, что на большие церковные праздники записывали всех, кто пришел с детьми - нельзя было. Но я все равно тайком бегала в храм, чтобы увидеть, как звонят в колокола. А вот к папе ночью часто приходили партийные крестить детей и внуков. Чтобы не портить нам жизнь, он даже заставил вступить в комсомол и лично привел нас в партию. Говорит: устав я у них проверил. И нас не стали переспрашивать, сразу приняли - настолько уважали отца".
Матушка Ирина рассуждает, что отец не мог поступить по-другому - понимал, что без этого детям не будет ни дальнейшей учебы, ни работы. Относился философски и часто говорил, что придет время, и все станет на свои места. Кстати, несмотря на гонения и запреты, в семье матушки все шли по стезе служения Богу. Ее дети будут уже восьмым поколением священнослужителей: сын - дьякон в Бобруйске, а дочь - жена священника, живет в Гомельской области. Племянники тоже не отступили от семейного дела: у одной из сестер матушки Ирины все 8 сыновей рукоположены. Дядя матушки Ирины в годы войны был священником в партизанском отряде. За то, что он дал сигнал нашим, каратели забили его до смерти прямо на ступеньках церкви.
Матушка Ирина уверена, что и для нее другого пути уготовано не было, кроме как служение Богу. Хотя стать звонарем она не готовилась. "В детстве папа "сдал" меня на баян, я научилась играть "Полюшко-поле", за что получила три балла и больше туда не пошла, - вспоминает она. - Музыкой заниматься не стала, хотя папа был очень музыкальным, а пошла в спортивную школу - я мастер спорта по гандболу. По сути, звонарному искусству я училась у других звонарей, а также прилагала усердие сама. Уверена, что когда человеку что-то интересно, он всегда это освоит с Божьей помощью".
По словам матушки, колокола - это не работа и не призвание, а послушание. "Колокол - язык церкви, а колокольный звон - разговор с Богом: через него рассказываешь свои горести, радости и просьбы, чтобы на нашу землю было послано больше добра, - говорит матушка. - В каждой церкви, где есть колокола, есть и свой голос. Через колокольный звон мы становимся ближе к Всевышнему. Приходишь в церковь замученным, со своими насущными, повседневными проблемами, поднимешься на колокольню и обо всем забудешь - мирское уходит".
По ее словам, звонить в колокола несложно, главное - попросить помощи у Бога и самому постараться. "Господь многотерпелив и многомилостив: когда Ему молишься, обязательно пошлет все, чего хочешь, - говорит она. - Для меня колокола - это состояние души: пришла, помолилась, позвонила, пообщалась с Богом, попросила добра людям. Перед церковной службой звон идет как возвещение, чтобы прихожане торопились к Богу. В Великий пост звоны у нас постные, то есть более медленные, печальные и задумчивые, а в праздник - веселые и мелодичные. Пасхальный звон и вовсе самый быстрый и радостный. Колокола - тоже живая душа, через которую показываешь Богу свою душу. Мелодии не заучиваю, каждый звон зависит от того, что на душе лежит".
Матушка рассказала реальную историю, которая произошла на приходе в Лепеле, где она также была звонарем. У одной из ее певчих болел внук, и что бы врачи ни делали, ничего не помогало. У ребенка гноились уши. Знакомая дождалась пасхальной службы, закутала малыша в одеяло и принесла в церковь, ведь когда-то сама слышала, что колокольный звон исцеляет. Ребенок крепко проспал всю службу, хотя обычно часто просыпался и плакал от боли. А на следующий день был полностью здоров, ушки его больше не беспокоили. "Это исцеление даже записано в чудеса православия", - говорит матушка.
Она также рассказала, что сегодня звонарь уже не сугубо мужская профессия, женщины активно проявляют к ней интерес. "Наверное, женская душа тоньше и более чувствительна к Богу. Мне кажется, женщине даже проще звонить, хотя звонари-мужчины - настоящая сила. А вообще колокольный звон - это утешение, покой, понимание, что все будет хорошо, и утверждение в вере", - отметила она.
Кстати, колокола в храме Благовещения Пресвятой Богородицы появились не сразу, как и сама церковь: она была построена при матушке и ее супруге отце Сергие. Долгое время в Кличеве не было храма, да и сейчас он один на весь районный центр. Раньше прихожане ездили молиться даже в Березино и Осиповичи. Историки писали, что в этих местах последний храм был уничтожен в 1938 году, и только в 1996-м здесь построили небольшую деревянную церковь. Спустя 8 лет случился пожар, и этой обители тоже не стало. И только благодаря усилиям отца и матушки Андреевых в 2011 году прихожане обрели новый храм. Местные жители отмечают, что никто из них не верил, что церковь все-таки будет построена.
С появлением храма в Кличеве началось и духовное возрождение. Помолиться сюда приезжают не только жители района, но также верующие из Минска, Лепеля и Витебска. А в воскресную школу родители возят детей даже из Могилева, почти за 100 км отсюда. Кстати, первую церковь супруги построили в Лепеле, а в Верхнедвинске сделали реконструкцию храма. Говорят, с Божьей помощью все по плечу.
Супруги Андреевы вместе уже почти 40 лет. "Батюшка, я тебе еще не сильно надоела?" - ласково шутит матушка Ирина и рассказывает историю их знакомства. - Без мамы было очень сложно, и я стала молиться Параскевушке, покровительнице всех женщин, чтобы она послала мне хорошего мужа - так и получилось. А вот батюшка слабо молился, поэтому ему досталась я".
Шутки шутками, но матушка Ирина и батюшка Сергий - очень понимающая и гармоничная пара, хотя супруги совершенно разные по характеру: она - твердая и волевая, а он - чересчур мягкий и добрый. "В народе говорят, что матушка - это дорожный посох батюшки, на который он опирается, - говорит супруг. - Как в фильме "Поп" с Сергеем Маковецким: батюшка единичка, матушка - нолик, а вместе они уже десяточка. Поэтому в семье всегда важны единство и взаимоуважение".
И супруги вместе идут по жизни, куда бы их она ни забросила, в молодости они даже жили в Санкт-Петербурге. "Это были лихие 90-е, сложное время: дети маленькие, кругом дефицит, а еще бандитизм и терроризм, - вспоминает матушка Ирина. - Однажды стояли в очереди за молоком с детьми - один в коляске, другой на руках. И тут подъезжает машина и из нее бросают в толпу взрывное устройство, чудом остались живы. Тогда я и сказала батюшке, что надо уезжать и спасать детей. Так мы переехали в Беларусь. Думали временно, но, как выяснилось, ничего временного не бывает. Теперь от Питера остались воспоминания и большая любовь к изысканным шляпкам, до сих пор их ношу".
Супруги всю жизнь посвятили служению церкви. За это время матушка освоила много послушаний: просфорница, руководитель хора, звонарь, псаломщица. Кроме того, она секретарь и личный водитель батюшки с безаварийным стажем вождения более 20 лет. А теперь еще и счастливая бабушка восьми внуков. "И чтец, и жнец, и на дуде игрец", - шутит супруг.
Сегодня прихожане благодарны за то, что у них есть возможность прийти и помолиться. "Наверное, у каждого есть своя дорога к Богу, и хочется, чтобы наши кличевляне обретали ее через храм, - говорит местная жительница Елена Ярошко. - Он строился силами всех людей, и мы очень благодарны, что он все-таки появился. Это светлое и святое место, где человек может обрести Божье благословение на добрые дела. Сегодня, когда мир ускоряется и меняется, все наши христианские ценности должны стать духовно-нравственным ориентиром для обретения себя и поиска путей в будущее. Люди должны ходить в храм и верить. У нас уникальная матушка, которая колокольным звоном не только призывает к молитве, но также вдохновляет и лечит душу".
Александр и Лариса Рудницкие живут в Кличеве с 1995 года. В храм пришли уже в зрелом возрасте и даже недавно венчались. Говорят, вначале к вере привело горе, а потом появилось желание возвращаться в церковь снова и снова - получили здесь духовное спокойствие. "Наши матушка и батюшка - необыкновенные люди, ведь они не только несут службу в храме, но и всегда помогают прихожанам, - делятся супруги. - Мы получаем от них большую духовную и нравственную поддержку, и за это им очень благодарны. Уверены, что сегодня надо и молодежь приобщать к вере - буквально брать за руку и вести в церковь и в радости, и в горе. Такое воспитание важно и нужно. После посещения храма на душе становится спокойно, и человек начинает по-другому мыслить".
Юлия ЕВМЕНЬКОВА,
фото автора,
БЕЛТА.-0-