
Завод по изготовлению и пропитке шпал основан по решению императора Николая II.Природный материал
Круглый лесоматериал поставляют по железной дороге на Борисовский шпалопропиточный завод лесные хозяйства Гомельской и Брестской областей. После приемки, разгрузки и отбраковки бревна отправляются в лесопильный цех, где на современных станках изготавливаются шпала, брус для стрелочных переходов, обрезная доска. Из одного куба леса выходит около 0,5 куб. м шпал. Кстати, шпалы изготавливаются из разных пород деревьев, как лиственных, так и хвойных. Но лучше всего для них подходят сосна, которая при высыхании меньше трескается и хорошо пропитывается антисептическим составом.
- Пиломатериалы мы реализуем населению и мебельным фабрикам. Опилки уходят на отапливание нашей сушилки. Горбыль сами поставляем на предприятия по гибкой системе скидок. На следующий год планируем установить мощный твердотопливный котел, который будет отапливать и снабжать горячей водой наше административное здание и цеха. Это позволит экономить газ в котельной и облегчит ситуацию с горбылем, - рассказывает директор Борисовского шпалопропиточного завода Геннадий Просмыцкий.
Дальше шпала попадает на склад естественной сушки, где укладывается в штабеля и хранится под открытым небом до 6 месяцев. Чтобы улучшить высыхание в зимний период, под нее подкладываются прокладки. Летом для уменьшения растрескивания торцы забеливаются известью.
- Склад естественной сушки заполнен 170 тыс. штук шпалы различных типов и порядка 140 комплектов стрелочных переводов, пропиточного материала также достаточно. Этого нам хватит, чтобы поставлять продукцию покупателям до осени без проволочек и задержек, - отмечает руководитель предприятия.
Качество по ГОСТу
Над высокими штабелями шпал возвышаются модернизированные козловые краны. В них заменили кабины, установили управление на частотных преобразователях, что позволяет добиться плавности хода, и кондиционеры. Также предприятие приобрело фитинговые платформы для транспортировки продукции малым подвижным составом. Полностью обновили машинно-тракторный парк. Все для того, чтобы специалистам было комфортно на своих рабочих местах.
Вообще, вся территория завода выглядит ухоженной, недавно сделали ремонт асфальтового покрытия. Последние штрихи остались, чтобы окончательно автоматизировать и минимизировать ручной труд на линии наколки шпал, куда продукция поступает после естественной сушки и прокалывается шипами на глубину до 2 см со всех сторон. Этот процесс позволяет снять наружное напряжение древесины, предотвратить сильное растрескивание и облегчает проникновение пропиточного состава. Следом шпала попадает на участок забивки торцевых оцинкованных пластин, наличие которых продлевает их срок эксплуатации на железной дороге.
- Качество, технология производства и объемы, которые мы можем поставить, играют нам на руку в борьбе за покупателя. Поэтому у нас продукция выпускается строго по ГОСТу как на пропитку, так и на наличие трещин и гнили. В ходе сушки на древесине появляются трещины - это естественный процесс. Древесина без трещин бывает только сырая из-под пилы. ГОСТ регламентирует: какой длины и глубины могут быть трещины. Если что-то не соответствует стандартам - в брак, - поясняет Геннадий Просмыцкий.
Улучшить условия труда
В цехе пропитки шпалы загружаются в вагонетки и отправляются в автоклав. Внутри него создается вакуум, отчего с поверхности древесины удаляется лишняя влага. Под давлением до 16 атмосфер подается пропиточный раствор и удерживается на протяжении 3-6 часов, пока шпала не поглотит положенную норму. Весь процесс автоматизирован и контролируется оператором на компьютере. Далее вновь создается вакуум для удаления излишков пропитки и через дверь с другой стороны автоклава готовый продукт поступает на склад, где шпалы грузят на железнодорожный состав или в автотранспорт.
К слову, установка предприятием новых насосов позволяет создать необходимое разряжение для вакуума быстрее и с наименьшим потреблением электричества. Завод за прошедшие годы закупил в цех загрузки два новых мостовых крана белорусского производства. Техническое оснащение и автоматизация на предприятии происходят постоянно. К примеру, чтобы облегчить работу стропальщиков, в конце июня планируется запуск линии по пакетированию шпал.
- Автоклав и вагонетка круглые, пропитанные шпалы нужно выгрузить и сложить в пачки. На выходе из автоклава она весит около 100 килограммов, а иногда работникам приходится загрузить по пять-шесть вагонов за смену. Установка линии пакетирования упростит процесс разгрузки. Работникам нужно будет зацепить стропы в вагонетке, затем кран погрузит их на линию, и когда штабель наберется, вновь зацепить за кран. В первую очередь это улучшит условия труда стропальщиков, ускорит и упростит разгрузку шпал, - поясняет руководитель завода.
Свои разработки
До санкций основным пропиточным материалом на борисовском заводе было сланцевое масло, его поставляли из Эстонии.
- В качестве импортозамещения разработали состав, где основным ингредиентом является пиролизная смола производства нашего "Нафтана". За счет различных добавок и в мизерном количестве того же сланцевого масла достигли необходимого антисептического эффекта, который соответствует всем необходимым требованиям безопасности и воздействия на окружающую среду.
- Не зря наш слоган гласит: "Мы знаем, как продлить век древесине", - поясняет Геннадий Просмыцкий и утверждает, что водорастворимый состав пропитки "Биовуд", разработанный совместно с БНТУ, не уступает английскому препарату "Тоналит" и позволяет шпалопропиточному заводу стать независимым от поставок из Европы.
Перед внедрением нового состава пропитки проводится исследовательская работа. Проверяется, как раствор влияет на дереворазрушающие грибки, окружающую среду, человека и в целом на живые организмы.
На Борисовском шпалопропиточном большое внимание уделяется экологии, ведется постоянный мониторинг подземных вод: на 21 наблюдательных скважинах берутся пробы и оценивается их качество. В этом году пройдет модернизация очистных сооружений, их запуск планируется в декабре 2025-го.
Ежегодный объем переработки круглого леса составляет около 80 - 100 тыс. куб м. 
Вадим КОНДРАТЮК, фото автора и из архива предприятия