С каждым годом интернет из коммуникационной и информационной площадки все больше превращается в сферу напряженной экономической деятельности и вполне конкретных финансовых результатов. Здесь все активнее и шире продаются не только имена, домены и рекламные площади, но и абсолютно реальные товары. И тот, кто смелее и решительнее взялся за освоение новых виртуальных "территорий", становится лидером не только в онлайн-торговле, но и в целом на розничным рынке Беларуси.
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В странах Западной Европы, в США, Канаде и Австралии доля интернет-торговли в общем объеме розницы, в том числе и продовольственными товарами, неуклонно растет. По оценкам зарубежных экспертов, в частности, специалистов агентства eMarketer's, в минувшем году оборот онлайн-розницы в мире составил $1,5 трлн., а в нынешнем приблизится к сумме в $1,77 трлн. При этом темпы роста интернет-торговли ежегодно составляют от 17% до 22%, в то время как традиционная розница прибавляет от 2% до 5% в год в зависимости от страны.
В Великобритании рынок онлайн-торговли еще в 2010 году составил более 10% от общего объема товарооборота (в США в тот год - 8%). В нынешнем году, по словам экспертов, онлайн-торговля в Великобритании может достичь уже 20% розничного рынка.
Наибольшей популярностью у покупателей в интернете пользуются бытовая и компьютерная техника, книги и программное обеспечение, музыка и фильмы. Но тренд последних лет - резкое увеличение продаж в сети интернет одежды, обуви и продуктов питания.
В целом Беларусь следует всем тенденциям развития мирового рынка интернет-торговли, вот только темпы освоения сети пока отстают от наиболее "продвинутых" стран. Так, в прошлом году эксперты посчитали, что доля интернет-торговли в общем товарообороте в нашей стране составила около 1,5%. При этом треть покупок белорусами было сделано на китайских интернет-площадках, еще 25% - на американских и европейских. Можно только представить потенциал развития этого рынка в нашей стране для тех субъектов хозяйствования, которые проявят должную настойчивость, инициативу и не побоятся инвестировать в эту отрасль. Ведь финансовые вложения потребуются не только для создания сайта - создание полноценного торгового онлайн-сервиса предполагает гораздо большее.
Безусловно, экономика Беларуси заинтересована в развитии интернет-торговли. И прежде всего продуктами питания, ведь белорусская колбаса или масло пользуются на внутреннем рынке высоким спросом.
РЕАЛЬНЫЙ ТОВАР НА ВИРТУАЛЬНЫХ ПОЛКАХ
Пионером развития продовольственного онлайн-ретейла стала ведущая отечественная розничная торговая сеть "Евроопт". Попытки продавать продукты питания в сети предпринимались в Беларуси и ранее, но, как правило, они ограничивались курьерской доставкой из реальных магазинов, за что взималась определенная плата. Именно поэтому все подобные проекты потерпели неудачу.
"Евроопт" первым сделал доставку бесплатной, а формирование заказов осуществил не из торговых залов магазинов, а из собственных распределительных центров.
Кроме того, компания сделала особый упор на скорости и точности выполнения доставки заказов, а также целенаправленно и настойчиво расширяет ассортимент, в том числе и в премиальном сегменте.
Именно поэтому Е-доставка "пошла" - в Минске она пользуется огромной популярностью. Тем более, что вскоре зона доставки стала расти, в нее вошел не только пригород, но и близлежащие райцентры. Сегодня в столичном регионе доставка осуществляется во все населенные пункты в радиусе 40 км от Минска. Дистанционно заказы возятся даже в малые города, такие как Ошмяны и Островец, и, если эксперимент себя оправдает, этот опыт компания обещает использовать и во всех малых городах страны.
А следующим этапом развития интернет-гипермаркета "Евроопт" стало открытие Е-доставки в областных центрах. Так, с 6 ноября юркие оранжевые автомобили компании побежали по гродненским улицам, развозя первые заказы.
В городе над Неманом "Е-доставка" с первых же дней заработала по самым высоким стандартам, принятым в компании.
Во-первых, развоз заказов здесь осуществляют 50 автомобилей, "приписанных" к региону. На первом этапе в зону доставки вошел город Гродно и населенные пункты в радиусе 20 км от областного центра. Но уже в ближайшее время зона доставки начнет расширяться.
Во-вторых, ассортимент товаров максимально широкий. Заказ осуществляется с единого сайта компании, общего для всей страны.
В-третьих, технологическое оборудование и организация работы склада - это действительно уровень 21 века. Да, собирает поступивший на сайт заказ человек, но в руках у каждого комплектовщика - компьютерный терминал со сканнером, считывающим штрих-коды на стеллажах, а проверкой точности выполнения заказа занимается специальная программа WMS, которая точно знает, есть ли товар на складе и в каком месте он лежит.
В-четвертых, чистота и температурные режимы хранения продуктов, которые обеспечиваются на складе. "Молочка" - в своей зоне, фрукты - в своей, "заморозка" - в холодильных ларях.
В-пятых, высокое качество товаров, которые получает покупатель. На этапе отбора за это отвечает комплектовщик, на этапе доставки - курьер. И слово "отвечает" - отнюдь не образ, система позволяет четко определить виновного, если пельмени будут разморожены, а помидор окажется примятым. Клиент прекрасно видит, какие фрукты-овощи привезли ему домой и в каких сумках-холодильниках заботливо доставили желанную "заморозку".
В-шестых, способы оплаты заказа выбирает сам покупатель. Хочет - курьеру наличными. Нет "нала" - курьеру карточкой через мобильный терминал.
Третий способ - оплата пластиковой картой в интернете во время заказа. Если при этом сумма будет уплачена большая, чем стоимость заказа (такое может случиться, если было заказано 2 кг яблок, к примеру, а в реальности в пакет вошло 1,9 кг), то лишние деньги тут же вернутся на карточку покупателя.
В гродненской "Е-доставке" нет ничего, чему удивились бы в Минской области. Все действует по единым стандартам. Но когда видишь своими глазами, как это все работает, зрелище впечатляет. По крайней мере, представители пишущей и снимающей прессы, впервые приглашенные на распределительный центр виртуального гипермаркета, восхищения не скрывали.
- Обязательно буду у вас заказывать! - одобрительно качал головой циник-журналист, всего повидавший на своем веку. И эта оценка была действительно показательной.
СЕРВИС ВЫСОКОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ
Буквально за неделю работы нового сервиса интернет-гипермаркет "Евроопт" прирос сотнями новых покупателей из Гродно. Ровно через семь дней после старта служба вышла на цифру 120 заказов в день, а сегодня покупатели Гродно ежедневно оформляют более 200 заявок. Так что те 96 человек, которые получили работу в гродненском филиале службы "Е-доставка", похоже, в скором времени будут знакомиться уже с новыми коллегами.
Одной из первых воспользовалась сервисом Татьяна Глод. Пока женщина рассчитывалась с курьером, ее сын Женя распаковал и проверил качество продуктов.
- Не выходя из дома, выбрали все необходимое, - рассказа Татьяна, - и в течение часа получили заказ. Не стояли в очередях, не таскали тяжелые сумки - курьер все доставил прямо на кухню!
Хозяйка высоко оценила качество продуктов:
- Такой красивой хурмы в магазине и не найдешь. А в заказе она оказалась просто изумительной!
Трижды успел за десять дней работы сервиса воспользоваться услугой Александр Цивинский, глава молодой семьи, и не скрывал удовлетворения:
- Все заказы были удачными - все свежее, фрукты хорошие. Доставка точно в назначенное время, все аккуратно упаковано. Ассортимент устраивает, на каждый день выбрать продукты можно без проблем. А намедни товарищ воспользовался "Е-доставкой" по моей рекомендации - в результате и он получил 10% скидки, и я. Для меня сервис - это в первую очередь экономия времени, час-полтора, которые раньше приходилось тратить на покупки. Поверьте, я могу распорядиться им куда более эффективно!
МЫ ИДЕМ К ВАМ!
Директор интернет-магазина "Евроопт" Денис Мороз уверен, что ниша торговли в онлайне, выбранная компанией, - актуальное и своевременное решение.
- Наша компания первой в Беларуси открыла полноценный виртуальный гипермаркет, в котором покупатель может заказать как продукты питания, так и товары промышленной группы, - рассказал руководитель интернет-гипермаркета "Евроопт". - Мы создали современный европейский торговый сервис. Этой услугой пользуются не только те, кто физически не может посещать реальные магазины, но и покупатели, которые высоко ценят свое время и предпочитают тратить его не на шопинг, а на семью, общение, бизнес. Покупать посредством онлайн-сервисов легко и удобно. Это экономит наше время и деньги. Это увеличивает поступления в бюджет и благотворно сказывается на росте экономики страны.
Денис Мороз не скрывает, что планы по дальнейшему развитию службы у компании самые смелые:
- В наших дальнейших планах как наращивание ассортимента, в том числе в премиум-сегменте, так и расширение зон "Е-доставки". Мы уверены, что пользоваться услугами нашего интернет-гипермаркета должны иметь возможность все жители Беларуси, поэтому будем стремиться расширить зону доставки на всю территорию страны.
С 17 ноября доставка заработала в Гомеле, а заказы из этого города стали принимать с 15 ноября. Первые 5 тыс. заказов для популяризации сервиса получили скидку в цене чека 10%. До конца ноября "Е-доставкой" будут охвачены также Брест и Витебск. А до конца 2016 года, как обещает Денис Мороз, заказы в интернет-гипермаркете "Евроопт" станут доступны всем жителям страны - сервис "Е-доставка" намерен покрыть всю территорию Беларуси.
Так что можно не сомневаться - доля онлайн-торговли в общем объеме розничного товарооборота в ближайшее время в Беларуси существенно увеличится. Отрадно, что значительную часть интернет-продаж получат при этом не китайские или европейские продавцы, а белорусский ретейл. А значит, в выигрыше - национальная экономика, а бюджет пополнят дополнительные налоговые поступления.
И кто сказал, что интернет-торговля - это несерьезно?