Агрогородок Раков находится в Воложинском районе, на реке Ислочь; автостанция на пересечении дорог Минск - Воложин, Радошковичи - Ивенец. Расположен в 38 км на юго-восток от Воложина, в 24 км от Минска. Агрогородок Раков является центром сельсовета с площадью около 200 кв.км, в состав которого в настоящее время входит 64 населенных пункта.
Многие выдающиеся и трагические события прошлого связаны с этим местом. Здесь проезжали послы европейских монархов, маршировали армии польских королей и великих князей литовских, недалеко отсюда начинал свой бесславный поход на Москву император Наполеон. Раков на протяжении многих столетий являлся одним из центров культурной и духовной жизни Беларуси. Известен он с XV века.
Есть несколько версий возникновения названия местечка Раков. По одной из них, все дело в том, что в окрестных речках водится много членистоногих, по другой - название происходит от имени египетского бога Ра, а сами местные жители предпочитают версию, согласно которой название происходит от слова "рака" - ларца, где хранятся мощи святых. О том, что Раков - место особенное, говорит еще и то, что здесь, по преданию, произошло явление Божьей Матери.
На окраине Ракова находится небольшая часовня, из-под которой бьет криничка. Местная легенда гласит, что когда-то слепому старцу явилась во сне Матерь Божья и указала место под деревом, где надо копать. Молящийся нашел там родник и, умывшись, прозрел. Первое, что он увидел, была икона Пресвятой Богородицы, от лика которой исходил небесный свет. На том месте установили деревянную часовню. И каждый месяц, начиная с Пасхи и до середины сентября, туда шли крестным ходом. В годы советской власти в Раковском приходе уничтожили 6 церквей, исчезла чудотворная икона Пресвятой Богородицы, деревянная часовня была сожжена. Уже после на ее месте возвели новую каменную.
В 1465 году Казимир Ягеллончик подарил Раков с округами канцлеру Великого Княжества Литовского М. Кезгайлу. Дарственная - первый официальный датированный документ, в котором фигурирует Раков. Кезгайлы владели раковскими землями почти 100 лет. Только в середине XVI века Раков по наследству достался Завишам. В XVII веке Раковом владели Сангушки.
При Сангушках это был город, торговый центр. Здесь в конце XVI - начале XVII века работала типография. В 1686 году был основан доминиканский монастырь, в 1702 - монастырь базилиан. В 1701 году Раков получил королевское постановление "иметь в местечке еженедельный рынок и две ежегодные ярмарки в год".
С 1793 года находился в Российской империи, был собственностью генерал-фельдмаршала Салтыкова, с 1804 - Здзеховского. В XIX веке Раков был центром волости Минского повета, известным гончарным промыслом, с 1843 года - мастерскими сельскохозяйственных машин. В Ракове было две мельницы, кирпичный и пивоваренный заводы. В 1863 году было открыто народное училище, а в 1880-е годы - церковно-приходская и ремесленная школы.
Раков особо славился керамикой. Как гончарный центр он известен со средневековья. Здесь изготовляли хозяйственную посуду с ангобной росписью или тисненым орнаментом, а также изразцы с рельефным декором ренессансного, барочного, классицистического характера, в стиле модерн. Высшего развития раковская керамика достигла в XIX - начале XX века. Здесь работали более 100 гончаров. Посуда пластических округлых форм различных объемов (кувшины, гляки, двойчатки, слоики, макитры, миски, кружки) снаружи и изнутри покрывались прозрачной глазурью, нередко украшались эмалями или подглазурной ангобной росписью растительного характера. Бытовала также чернолощеная посуда. Изготовлялась и декоративная керамика: блюда с пожелательными надписями, букетницы, чернильные приборы, фигурные сосуды в виде баранов, львов, медведей, игрушки-свистульки.
Раков входил в историческую "мяжу яўрэйскай аселасці" - здесь было разрешено жить и работать евреям. В 1897 году в Ракове проживал 3641 житель, из которых - 59,5% иудеев, 27,9% - католиков, 12% - православных.
В 1911 году газета "Наша ніва" писала: "Местечко это, заброшенное в глухой и неурожайный угол, без надежды прокормиться с земли, вынуждено заняться другой работой. Торговля и ремесла процветают здесь больше, чем в других местечках. Мещане живут наиболее гончарством, портняжеством, изготовлением веялок, сальничеством".
После мирного договора 1921 года Раков оказался на польской стороне около самой границы - через 1,5 км начиналась территория Беларуси. Поначалу граница охранялась кое-как, в ней было много "дыр". Очень скоро Раков стал центром, где собирались со всей страны любители легкой наживы. Через границу нелегально переправляли все, что только можно: в Советский Союз везли чулки, спирт и наркотики, обратно - золото, меха и драгоценные камни.
Такая бурная жизнь наложила на облик местечка свой отпечаток - в то время в Ракове работало 80 ресторанов, 134 магазина, казино и даже два легальных публичных дома. Весной, летом и осенью нелегальный товар пересекал границу в обоих направлениях, еврейские коммерсанты давали "парням" товар на реализацию, вдоль границы на десятки километров существовала сложная сеть схронов, тайников и конспиративных квартир, расположенных практически в каждой окрестной деревне и хуторе. "Золотым сезоном" была осень: можно было не оставив следов дойти до Минска за ночь.
Зимой "деловая активность" контрабандистов слабела - они гуляли в многочисленных ресторанах Ракова. Многие за несколько месяцев зимы пускали по ветру целые состояния, оставались практически без штанов, но вскоре с началом "сезона" вновь волшебным образом превращались в богачей.
Раков был идеальным местом обитания для шпионов всех мастей. Одним из них был контрабандист Сергей Песецкий, одновременно работавший на три разведки: английскую, французскую и знаменитую польскую "Двуйку". В результате агентурной деятельности Песецкого советские спецслужбы были вынуждены отказаться от засылки за границу партизанских групп. Как вспоминал сам Песецкий: "Я мог купить целую улицу, но не приобрел даже дома", ведь почти все деньги уходили на поддержку его агентуры в СССР. Ну, а еще "немного" Сергей оставлял себе.
В 1927 году контрабандист-разведчик по непонятным причинам был уволен из разведки, обвинен в вооруженном ограблении и осужден на 15 лет. В тюрьме он начал писать романы, самый известный из которых "Любовник большой медведицы" был переведен на одиннадцать языков и номинирован на Нобелевскую премию в 1938 году.
Раков до сих пор манит кладоискателей, ведь контрабандисты, уходя от пограничников, закапывали золото и драгоценности. Предположение это подтверждает тот факт, что, по рассказам местных жителей, в Ракове было столько золота, что до 60-х годов прошлого века на рынке нередко расплачивались этим драгоценным металлом.
С декабря 1939 года Раков был в Вилейской области БССР. В 1940-1954 годах - городской поселок, до 1960 года в Радошковичском районе.
В Великую Отечественную войну фашисты сожгли Раков, погубили более двух тысяч человек. Оккупанты заживо сожгли в синагоге 928 узников Раковского гетто, а также казнили еще 100 евреев в окрестностях Ракова. В результате геноцида прекратило более 314-летнее существование Раковское еврейское общество. 4 июля 1944 года Раков был освобожден от немецких оккупантов. Для детей-сирот здесь был открыт детский дом на 120 человек.
Ныне в Ракове работает деревообрабатывающий цех завода строительных изделий Минскремстроя, лесничество. В агрогородке есть средняя школа, Дом культуры, библиотека, больница, аптека, КБО, отдел связи. В окрестностях действуют детские учреждения отдыха и оздоровления, детский центр медицинской реабилитации "Пралеска", санаторий "Ислочь" Национальной академии наук Беларуси.
В Ракове много достопримечательностей, представляющих интерес для туристов. Это ледниковый конгломерат и песчаник у шоссе Минск - Воложин, древнее городище, еврейское кладбище, Спасо-Преображенская церковь, католическая часовня святой Анны с брамой-колокольней на кладбище, костел Божьей Матери. В бывшей усадьбе Здзеховских сохранились старинные валы (окопы). В усадьбе в 1908 году гостила польская писательница Элиза Ожешко, которая называла Раков "северными Афинами".
Многие жители Ракова внесли и вносят значительный вклад в белорусскую и европейскую науку и культуру. Это профессор Краковского и Виленскога университетов Марьян Здзеховский, его родной брат польский писатель Казимир Здзеховский, еврейский писатель Ури Финкель, заслуженные артисты Беларуси Винцент Бруй и Григорий Шатько, художник Феликс Янушкевич, скульптор Валерий Янушкевич, композитор Михаил Грушвицкий, профессор, академик Международной академии наук Евразии Вячеслав Рагойша, доктор физико-математических наук Казимир Янушкевич, кандидат филологических наук Язеп Янушкевич и другие.-0-