17 ноября, Витебский район /Алеся Пушнякова - БЕЛТА/. Инженерно-технический центр в Новкинской средней школе имени дважды Героя Советского Союза П. И. Климука в Витебском районе стал центром притяжения для ребят не только из этого учреждения образования, но и всего района. Чему обучаются будущие инженеры, программисты и дизайнеры, корреспонденту БЕЛТА рассказали школьники и педагоги.
В этом году инженерно-технический центр, который действовал в школе несколько лет как кружок, значительно переоснастили. Теперь в распоряжении ребят, кроме компьютеров, есть комплекты с роболабораториями, робоплатформами, наборы для создания роботов, включая различные датчики - на свет, звук, касание, и управления ими. Также благодаря шефской сельхозорганизации у школы появился современный 3D-принтер, который может не только печатать по заданной программе, но и сканировать готовую модель и самостоятельно создавать точную копию.

В инженерно-техническом центре занимаются ребята практически всех возрастов. "Самые младшие воспитанники центра - второклассники. Тянутся к занятиям и мальчики, и девочки. Одна ученица даже привела братика из первого класса, и ему очень понравилось, что здесь изучают. Он смотрел на все заинтересованно, спрашивал и сам пробовал что-то сделать", - поделилась учитель начальных классов Ирина Ковалевская, которая еще и преподает младшим школьникам основы робототехники.

Она рассказала, что малыши начинают с азов компьютерной анимации - на визуальном языке программирования Scratch они учатся писать простые программы, понимать алгоритмы, создавать на компьютере движущиеся картинки. Нередко они подходят к старшим, расспрашивают, что те делают, живо реагируют на двигающихся роботов и пробуют управлять ими. А еще они хотят поскорее взяться за программирование более продвинутого уровня.
Школьники постарше постигают задачи посложнее - программируют роботов и постигают 3D-моделирование. Навыки, которые они получают на занятиях в инженерно-техническом центре, помогают им и на общеобразовательных уроках. Например, на информатике им гораздо проще разобраться с программами, которые они изучают, им легче дается работа с кодами.

"Ребята очень активно работают на занятиях в центре, предлагают свои идеи, стремятся развиваться. Например, у нас есть роболаборатории, с помощью которых можно управлять движениями робоплатформы, и их сделали дети, я даже не подсказывал им. Младшие тянутся за старшими, а старшеклассники помогают тем, кто только делает первые шаги в программировании. Если есть интерес, то ребят даже не остановить", - рассказал руководитель инженерно-технического центра, учитель математики Никита Хлебовский.
Среди его воспитанников есть юные таланты, побывавшие на международных состязаниях по робототехнике. Например, Егор Климанов, который около четырех лет увлекается программированием. Он участвовал в конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства "Таланты XXI века" и хотя не взял призового места, но зато увидел уровень подготовки ребят из Беларуси и России.
"Наши посильнее будут", - сказал он, отметив, что ему теперь есть к чему стремиться и куда расти. На занятиях, по словам девятиклассника, ему нравится работать с программированием. Пока он о будущей профессии не задумывался, у него впереди еще есть два года в старшей школе, чтобы выбрать конкретную специальность.

Для девятиклассницы Каролины Спиридоновой, которая в инженерно-техническом центре специализируется на художественном и 3D-моделировании, с дорогой в жизни ей уже более-менее понятно. "Художественное моделирование я самостоятельно давно освоила на телефоне, а вот 3D-моделинг пока дается сложнее из-за кодов. Но я считаю, что если есть интерес и желание разобраться, то можно все изучить и делать все хорошо", - поделилась она и призналась, что уже подумывает об обучении в вузе на дизайнера, однако привлекает ее еще и инетрнет-маркетинг. У нее также есть время определиться. Каролина уверена, что все полученные в школе знания и навыки ей пригодятся в будущей профессии.
Никита Хлебовский подчеркнул, что уроки в центре помогают школьникам с раннего возраста развивать логическое, критическое мышление, умение находить ошибки и исправлять их. А когда ребята работают с деталями, собирая роботов, развивается мелкая моторика. К тому же дети учатся коммуницировать, не бояться просить помощи у старших, и таким образом создается атмосфера доверия и взаимоподдержки. Очень часто старшеклассники, уже освоившие базу и занимающиеся программированием более продвинутого уровня, объясняют малышам, как и что делать, становятся наставниками.

В планах у руководства школы проводить в инженерно-техническом центре занятия для ребят и из Витебского района. "В Витебске есть подобные центры и IT-школы для ребят, но не каждый туда доедет. У отдела по образованию Витебского райисполкома возникла идея на базе нашего центра открыть, можно сказать, школу выходного дня, куда по субботам будут приезжать мальчики и девочки из сельских школ, чтобы изучать азы робототехники. Все занятия у нас проводятся бесплатно. В нашей школе есть инженерная группа, в ней учатся ребята из 10-го и 11-го классов. По договору с Полоцким государственным университетом (ПГУ) имени Евфросинии Полоцкой наши школьники бывают в вузе, на предприятиях, где востребованы технические специальности и есть необходимость в новых кадрах. Практически все выпускники из инженерной группы будут поступать в ПГУ, чтобы получить образование инженера", - подчеркнула директор Новкинской СШ Татьяна Дидоренко.-0-
Фото Александра Хитрова