Союз производителей сельхозпродукции и переработчиков Минской области – эффективный и взаимовыгодный тандем. Эту аксиому в очередной раз подтвердили областные "Дажынкi-2021", которые прошли в субботу в Копыле. Сюда прибыли победители соревнования, достигшие наилучших результатов на уборке урожая зерновых и зернобобовых. Гости и жители города прогуливались вдоль торговых рядов ярмарки "Дажынак" и обязательно заходили в импровизированные кафе, где дегустировали то, что аграрии вырастили, а их партнеры по производственной цепочке – произвели. О достижениях, возможностях, перспективах и точках роста холдинга "Мясомолпром", куда входят производители цельномолочной продукции, сыров, коровьего масла, колбас, мясных деликатесов – брендов, ставших визитной карточкой Беларуси за рубежом, – наш разговор с генеральным директором КУП "Миноблмясомолпром" –управляющей компании холдинга "Мясомолпром" Сергеем Некрашевичем, с которым мы встретились на областных "Дажынках".
– Минский регион – крупнейшей в стране, так как включает столицу с двухмиллионным населением, потребности которого в разнообразной и полезной молочной и мясной продукции удовлетворить непросто. Этим ежедневно занимаются предприятия холдинга: четыре молочных – "Здравушка-милк", Минский молочный завод №1, Слуцкий сыродельный, Молодечненский молочный комбинат – и четыре мясоперерабатывающих комбината – Минский, Борисовский, Слуцкий и Столбцовский мясоконсервный.
Чтобы повысить эффективность своей деятельности, мы постоянно работаем над созданием новых видов продукции, в том числе с высокой добавленной стоимостью. Например, Молодечненский молочный первым в стране запустил линию производства сыров с голубой плесенью. Это предприятие сейчас разрабатывает рецептуру еще одного нового для белорусов вида сыра – с белой плесенью, типа камамбер. Начиная работу над элитными видами продуктов, мы ставили перед собой задачу-максимум: они не должны уступать ни в чем импортным аналогам, которые экспортируют страны с вековыми традициями сыроделия, а также быть на порядок дешевле. И нам это удается. Поставляя на полки отечественных магазинов продукцию, мы решаем еще и задачу импортозамещения.
Учитывая то, что с каждым годом растет благосостояние людей в нашей стране, мы готовы и далее предлагать принципиально новые продукты. В этом направлении продолжим работать.
В чем видит руководство холдинга перспективы развития предприятий молочной и мясной промышленности столичной области?
– В первую очередь, в модернизации производств, использовании лучшего мирового опыта, внедрении современного оборудования и технологий. Мы стремимся продавать на мировых рынках продукты высокой степени переработки, а не молочное и мясное сырье. Работаем в том числе через биржу, чтобы охватить максимальное число потребителей, готовых предложить более высокую цену.
Продукты питания, произведенные в Беларуси и в Минской области, ассоциируются с такими понятиями, как "качество" и "натуральный продукт". С каждым годом наращивая объемы производства продукции, мы понимаем, что внутренний рынок ограничен и высококонкурентен, поэтому ищем и находим новые высокомаржинальные рынки сбыта. На них зарабатываем валюту для страны и средства для модернизации производства, повышения благосостояния работников предприятий. Только за 8 месяцев 2021 года экспорт составил $275 млн, поставки шли в 27 стран мира! Эти продажи идут опережающими темпами: если рост производства товарной продукции по холдингу за это время составил 109 %, то экспорт – 118%.
Вскоре наши возможности станут еще шире. На Столбцовском мясокомбинате строится современный убойный цех, технологии которого учитывают требования качества халяль. Это позволит получать продукцию, востребованную в странах Азии, Персидского залива и Китая. Так как емкость рынка Поднебесной очень велика, мы заинтересованы в выходе на него и расширении продаж в КНР.
Два из четырех мясопереработчиков – Слуцкий и Столбцовский мясокомбинаты – прошли сертификацию и уже осваивают китайский рынок. Процедуру сертификации проходит третий – Минский мясокомбинат. В отличие от мусульманских стран, Китай заинтересован в покупке как говядины, так и свинины.
– Однако Беларусь пока не сертифицирована для реализации свинины в КНР, хотя проводится огромная работа в данном направлении. Хочу отметить следующий факт: несколько лет назад, когда мы только входили на рынок Поднебесной, он еще не был настолько привлекательным по ценам на нашу продукцию, а сейчас по некоторым позициям предлагает уже более высокую стоимость, чем россияне. Рост спроса обусловлен повышением уровня жизни китайцев и тем, что они уже успели оценить полезность и натуральность качественной белорусской молочной продукции.
Вместе с тем мы помним о важности диверсификации рынков сбыта. Выходим со своей продукцией в такие страны, как Саудовская Аравия, Филиппины, Малайзия, Израиль, Бангладеш, Сингапур.
Рассматривается возможность реализации продукции в Алжир. Эта страна в Африке является крупнейшим импортером продовольствия – торговым хабом по ее распространению по всему Черному континенту. Вскоре сможем поставлять как на внутренний, так и на внешний рынок сухие молочные продукты – например, сухие сливки в порционной упаковке: на копыльской площадке Слуцкого сыродельного реализуется такой инновационный проект. Рассчитываем, что эта продукция понравится тем, кто не представляет свою жизнь без чашечки кофе со сливками.
Достаточно ли холдингу мощностей сырьевой базы? Вполне. Ведь в то время как развиваются его предприятия, наращивается также поголовье и продуктивность дойного стада сырьевой зоны.
– Чтобы аграрный сектор области развивался, стараемся сотрудничать с поставщиками сырья с учетом их интересов и потребностей, в том числе повышаем закупочные цены на сырье. Предприятия поддерживают тесные контакты с хозяйствами, которые поставляют нам молочное и мясное сырье. Получая прибыль от реализуемой продукции, заводы готовы делиться ею с сельхозпроизводителями. Ведь это дает последним возможность проведения модернизации производства, строительства новых объектов. Такое взаимовыгодное сотрудничество позволяет в будущем и нам нарастить объемы производства, повысить качество продукции.
Тамара МАРКИНА