Автомагазины потребкооперации Минской области ежегодно проезжают более 3,5 млн км
01.12.2025 | 17:30
1 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Ежегодно автомагазины потребкооперации Минской области проезжают более 3,5 млн км. Это отметил председатель правления Минского областного союза потребительских обществ Андрей Халюта на заседании сессии, основным вопросом которого стало состояние торговли, в том числе сельской, в Минской области, передает корреспондент БЕЛТА.
Как подчеркнула Наталья Якубицкая, для депутатов не существует второстепенных вопросов, особенно важны те, которые касаются жизнедеятельности населения. Они всегда в приоритете у главы государства и правительства, и торговля, которая призвана обеспечивать жителей глубинки товарами повседневного спроса, один из таких вопросов.
"Мы посещаем магазины и как потребители. И невозможно не заметить, когда в нем богатый ассортимент, соблюдается товарное соседство, когда мы видим на полках товары отечественного производства, а наряду с продовольственными позициями достаточно широко представлены промышленные", - отметила Наталья Якубицкая.
Традиционно торговые услуги в регионах предоставляются объектами системы Минского областного союза потребительских обществ, которое традиционно сохраняет свою социальную ориентированность, доезжая в самые отдаленные и малонаселенные деревни.
"В настоящее время потребкооперация Минской области представлена 25 юрлицами, в том числе 13 райпо. Всего в системе работает свыше 4,2 тыс. человек. Основной отраслью является торговля, которая в нашей деятельности занимает около 50%, в ней насчитывается более 500 стационарных магазинов. Из них 80% расположены в сельской местности", - рассказал Андрей Халюта.
Каждый третий магазин, по словам Андрея Халюты, работает в населенных пунктах с численностью населения до 200 человек. А 95 автомагазинов обеспечивают необходимыми товарами жителей малых деревень, обслуживая более 112 тыс. человек, проживающих в 2,8 тыс. населенных пунктов (включая 820 деревень, где менее 10 жителей).
"Ежегодно наши автомагазины проезжают более 3,5 млн км. С учетом износа парка таких машин в 2024 и 2025 годах приобретено 60 современных автомагазинов, в том числе 51 - с господдержкой", - рассказал председатель правления.
Говоря о работе по повышению качества обслуживания в торговой сети системы, Андрей Халюта отметил увеличение насыщенности товарами, на что повлияло возобновление поставок продукции отечественными производителями. Доля этих товаров в сети составляет 95%.
"В 2024 и 2025 годах торговое обслуживание в ряде регионов было передано платежеспособным организациям потребкооперации. Ряд из них получили серьезную господдержку в виде льготных кредитов на расчеты с поставщиками. В текущем году завершена автоматизация операций по товародвижению в торговых объектах с использованием единой республиканской управленческой платформы, что позволяет в режиме реального времени осуществлять контроль за наличием товаров в сети и др. Также с банками проработан вопрос по подключению в сельских торговых объектах сервиса снятия наличных денежных средств. Такая услуга подключена в 280 магазинах", - рассказал Андрей Халюта.
За прошлый год, а также за 10 месяцев текущего проведена модернизация семи торговых объектов, отремонтировано более 180, из них 140 - на селе, установлено более 100 единиц нового холодильного оборудования.
Среди проблем, которые еще предстоит решить, председатель правления назвал кадровый вопрос (в системе значится около 100 вакансий продавцов), низкую выручку в отдельных сельских магазинах, необходимость применения новых подходов в работе убыточных райпо, включение в хозяйственный товарооборот не эксплуатируемых объектов.
"Но несмотря на это, на растущую конкуренцию, магазины потребкооперации имеют свою нишу и выполняют важную роль в обслуживании нашего населения", - подчеркнул он.
Резюмируя сказанное, Наталья Якубицкая отметила, что оптимизация, в том числе и за счет закрытия торговых объектов, не всегда популярная мера. "В стремлении сохранить деревню, развивая сельское хозяйство, мы должны обеспечивать их функционирование. Ведь далеко не каждый сельский житель может поехать за покупками в город. Если речь идет об автолавке, то в ней необходимо обеспечить ассортиментный перечень, как в первом на маршруте населенном пункте, так и в последнем. Мы не должны ограничивать людей, а наоборот - предоставлять для них возможности", - отметила Наталья Якубицкая.-0-