С наступлением весны на улицах столицы появилось множество велосипедистов и самокатчиков. А вместе с этим случились и первые дорожно-транспортные происшествия с их участием. Вместе с сотрудниками столичной Госавтоинспекции корреспонденты БЕЛТА посмотрели, как пешеходы на средствах персональной мобильности и велосипедах соблюдают правила дорожного движения, а заодно узнали, какая ответственность грозит за их нарушение. Первые "подснежники"В Минск незаметно, но уверенно пришла весна. Последние несколько дней на держится солнечная и сухая погода, а столбик термометра с каждыми сутками уверенно ползет вверх. Совсем неудивительно, что тротуары начали рассекать тысячи велосипедистов и пешеходов на средствах персональной мобильности.
Несмотря на недолгий теплый период, столичная ГАИ уже зафиксировало несколько ДТП с участием пешеходов на СПМ. Так, утром 21 марта 35-летняя водитель автомобиля "Мазда" при повороте направо с улицы Леонида Беды не уступила дорогу и совершила наезд на 23-летнего пешехода. Молодой человек пересекал пешеходный переход на зеленый свет, используя в качестве средства передвижения электрический самокат. Обошлось без серьезных травм, однако молодого человека доставили в больницу.
А вот и более свежий случай, произошедший буквально накануне. Днем 26 марта 70-летний водитель "Мерседес", двигаясь по проспекту Победителей, при повороте направо на проспект Машерова не уступил дорогу и совершил наезд на 15-летних девочек, которые пересекали дорогу вдвоем на одном (что запрещено правилами) самокате. Их доставили в учреждение здравоохранения для обследования.
В рейд мы отправляемся в понедельник днем. Кажется, не самое напряженное время. Тем не менее, пешеходов как в классическом исполнении, так и на СПМ хватает. Есть и велосипедисты. Учитывая локацию, а расположились мы у ЦУМа на проспекте Независимости, плотный и поток транспорта. Инспекторы располагаются у пересечения главной артерии столицы и улицы Гикало. Здешний пешеходный переход знаком многим минчанам. Поток людей частенько создает затор из авто.
"Действительно, в последние годы количество самокатов увеличилось в разы. Это чувствуется. Особенно в теплое время года утром или в конце рабочего дня. Для многих велосипед или электросамокат стал самым настоящим транспортом. Люди используют их для поездок на работу и своим делам. Конечно же, для прогулок тоже", - говорит старший инспектор ДПС ОГАИ Партизанского РУВД Минска майор милиции Дмитрий Кушнеревич.
Более того, в октябре 2022 года велосипедистам и пешеходам разрешили не спешиваться при пересечении проезжей части. Впрочем, в Минске (да и в других городах) и до этого было немало велопереездов, где действовал такой порядок. Проще говоря, на законодательном уровне была закреплена реальность. Скептики утверждали, что это вызовет всплеск аварий с участием пешеходов на СПМ. Реальность же показывается, что в 2023 году таких происшествий на всю столицу зафиксировано всего 19. Это менее 10% от общего количества аварий с пешеходами. У велосипедистов статистика зафиксировала 59 ДТП.
"Пересекать проезжую часть на СПМ можно, но есть один важный нюанс, который часто забывают. Делать это нужно со скоростью идущего шагом пешехода. Ведь именно на переходах, когда пересекаются траектории автомобиля и пешехода на СПМ, чаще всего и происходят такие происшествия. Соблюдением скоростного режима частенько пренебрегают любители модных девайсов. Многие из них искренне не понимают, что же они нарушили", - подключается к беседе инспектор ДПС ОГАИ Партизанского РУВД Минска капитан милиции Дмитрий Хитров.
В первые минуты рейда обстановка спокойная. Несмотря на разгар рабочего дня велосипедистов и пешеходов на СПМ немало. К их чести, все проезжают переход по правилам: снижая скорость и "выцепливая" взглядом проезжающие авто. Некоторых пешеходов инспекторы все же останавливают и вручают полезные памятки с правилами передвижения.
"Я же без задней мысли". Почему нарушают пешеходы на самокатахПеремещаемся на улицу Якуба Коласа недалеко от пересечения с Сурганова. Место оживленное. Сказывается находящийся рядом университет и общежития. Соответственно, и пешеходов на СПМ немало: в первые минуты мимо нас бойко проехали несколько самокатчиков и велосипедистов.
Первого нарушителя ждать не пришлось. Молодой человек, несмотря на явное присутствие сотрудников ГАИ, на большой скорости пересекает пешеходный переход, да еще и "виляя" в потоке людей. Это очень опасно как для самого "самокатчика", так и для водителей транспортного средства, поворачивающих на светофоре направо. Банально, водитель может не заметить быстро приближающегося пешехода на СПМ. Внимания инспекторов молодой человек явно не ожидал, потому сильно удивился, когда его остановили сотрудники ГАИ.
"Честно говоря, я без задней мысли, просто ехал, за скоростью не следил. Я что-то слышал об ограничениях скорости и новых правилах пересечения. Но точно про них не знал", - развел руками молодой человек.
Теперь сориентироваться ему будет проще. Сотрудники ГАИ вручили наглядную агитацию. Правда, не обошлось и без ложки дегтя. За нарушение правил дорожного движения молодому человеку вынесли предупреждение.
"Это в первый раз. В случае "повторности" придется распрощаться с рублем. Согласно части 1 статьи 18.20 КоАП нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, наказывается штрафом до 1-3 базовых величин. Или 40-120 рублей в денежном эквиваленте. Не самые большие деньги, но лучше не нарушать правила и потратить их на более полезные вещи. Административная ответственность в данном случае наступает с 16 лет", - добавил Дмитрий Хитров.
Кстати, согласно части 2 упомянутой статьи наказание может быть увеличено до коридора в 3-5 базовых величин. Нетрудно догадаться, что речь про состояние опьянения.
Обращают свое внимание правоохранители и на велосипедистов. Происшествия с ними, впрочем, не вызывают такого резонанса, хотя случаются гораздо чаще.
"Велосипед привычный транспорт, на него мало кто обращается внимание. Но он не менее травмоопасный. Именно поэтому, хоть и обязательных требований к этому нет, советуем не пренебрегать правилами личной безопасности. Да, речь про шлем, наколенники и другие приспособления. Это может показаться неудобным, но даже самая простенькая защита иной раз спасет здоровье и жизнь", - говорит Дмитрий Кушнеревич.
Двигаться выше определенной скорости, ездить компанией. Что еще нельзя делать на самокатеПродолжаем наблюдение и останавливаем еще одного самокатчика. Им оказался уроженец Нидерландов, который несколько лет живет в Беларуси. Здесь мужчина женился и успел получить вид на жительство. Что интересно, он оказался в курсе правил передвижения на средствах персональной мобильности. Инспектор, к слову, общается с ним на хорошем английском.
"У нас в стране есть культ велосипедов, на них ездят буквально все. С детства мы хорошо знаем правила передвижения. Когда оказался в Беларуси, я сразу же поинтересовался о ваших порядках", - сказал мужчина.
Инспекторы напоминают: кроме упомянутого правила проезда пешеходных переходов действует и ограничение скорости. Так, передвигаться на средствах персональной мобильности можно не быстрее 25 км/ч.
"С арендными образцами в этом плане легче: их скорость ограничили функциональной. А вот некоторые личные девайся могут ехать и более 60-70 км/ч. Такие скорости могут привести к трагическим последствиям", - говорит Дмитрий Кушнеревич.
Также на законодательном уровне запрещено передвигаться на самокате вдвоем. Если такой порядок не предусмотрен конструкцией устройства.
"Катание вдвоем часто приводит к травмам даже на небольших скоростях. Часто таким грешат родителей детей. Делать этого не стоит. Позаботьтесь о здоровье своем и своего ребенка", - сказал Дмитрий Хитров.
Передвижение на СПМ возможно только по велосипедной дорожке, при ее отсутствии - по тротуару, пешеходной дорожке или обочине, не создавая препятствий для пешеходов.
"А еще нельзя использовать СПМ лицам младше 14 лет за исключением пешеходных и жилых зон. Не стоит кататься, будучи в состоянии опьянения. Запрещается перевозить кого-либо на необорудованных местах для сидения, не держаться за руль. И очень важно помнить: тот, кто передвигается на СПМ, считается пешеходом", - перечисляет инспектор.
При использовании СПМ необходимо убедиться в исправности тормозной системы и рулевого управления.
"В темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги иметь фликеры, на устройстве включать фару или фонарь. Следует отказаться от просмотра гаджетов и прослушивания музыки во время управления", - посоветовал на прощание Дмитрий Кушнеревич.
Александр Новохрост,
Фото Рамиля Насибулина
БЕЛТА.-0-