Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Президент

Выступление Лукашенко на республиканском семинаре о совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства

20.10.2017 | 18:58

Выступление Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. на республиканском семинаре на тему "О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны"

Тема нашего сегодняшнего семинара имеет особую значимость. Жилищно-коммунальными услугами ежедневно пользуется все население страны. Удовлетворенность людей уровнем, качеством, доступностью жилищно-коммунальных услуг напрямую влияет на социально-политическую обстановку и настроения в обществе. Это очень важно, но еще одна важнейшая вещь: мы ведь доплачиваем, дотируем жилищно-коммунальные услуги - 100% у нас никто не оплачивает. Поэтому считаю, что жилищно-коммунальная сфера - приоритет номер один для руководителей регионов.

Сегодня в отрасли, как мне докладывают, сделано многое в плане снижения себестоимости, повышения качества услуг и развития технологий. То, что 66% населения республики положительно оценивает работу жилищно-коммунальных служб в своем районе, городе, - это уже неплохо. Правда, я подвергаю сомнению, что почти 70% населения так довольны или хоть немножко довольны развитием ЖКХ. Дай бог, чтобы было так, но давайте будем подвергать это сомнению, чтобы лучше работать. Не надо забывать, что почти треть опрошенных дает ей негативную оценку. По значимости для населения эти вопросы занимают второе место после занятости. И пока в стране слышна критика в отношении этой системы, успокаиваться рано.

Наибольшее беспокойство у людей вызывает стоимость услуг. Среди недостатков в работе отрасли также называются сроки капитального ремонта домов, качество питьевой воды, неудовлетворительное состояние дорог, плохое освещение улиц, содержание подъездов и дворовых территорий и ряд других.

Несмотря на мои требования, проблемы отрасли до конца не решены. И сегодня мы должны детально и объективно их обсудить.

Главнейший вопрос - стоимость услуг. С 1 января задача правительства, Комитета госконтроля и губернаторов - определить все услуги, которые мы оказываем населению, и доложить мне стоимость окончательно. Она будет окончательной и бесповоротной в условиях крайне низкой инфляции в стране.

Что касается жалоб, что где-то не отремонтировали, где-то не покрасили, крышу не сделали, балкон обвалился, я уже несколько раз говорил: нам надо донести, поскольку жилье практически все приватизировано, что должно делать население (и пусть не рассчитывают на жилищно-коммунальные службы), а что должны делать мы.

Например, не будет же население ремонтировать трубы, по которым подается газ в дома. Это - забота государства. Не будет в общих домах пользования население ремонтировать крышу. Оно может поучаствовать каким-то образом, но это общее хозяйство. Наверное, в покраске фасадов дома население может поучаствовать, но это наша забота. У нас первые этажи отданы богатым людям или людям, которые не бедные сегодня, они там имеют магазины и другие точки. В давние времена мною была поставлена задача (еще перед прежним председателем Мингорисполкома, и Ладутько это нормально реализовывал), когда мы договаривались с этими людьми и за их счет приводили фасады в порядок, особенно на главных центральных улицах.

То есть нам надо разобраться и прямо сказать людям, что будем делать мы, а что должны делать сами люди, это их квартиры. Притом надо иметь в виду, что не каждый человек, даже если он приватизировал жилье, может сам справиться с работами. Разные люди есть: старики, инвалиды, немощные. Мы им тоже должны в чем-то помочь.

Мы неоднократно договаривались о том, что тарифы повышаем только на $5 в год и индексируем их в увязке с ростом доходов населения. Насколько мне известно, такое повышение уже произошло в январе 2017 года. Вместе с тем правительство, ведущее министерство, Министерство торговли в сентябре повысили тарифы на 8% и начинаете дальше пугать людей тем, что в декабре еще увеличите на 10%. И это притом что с ноября все объективно будут платить больше в связи с включением отопления. Это антинародный подход к делу, так быть не должно! Это приведет к значительному росту платежей, что, несомненно, вызовет негативный общественный резонанс. И по делу будет этот резонанс.

Почему нельзя индексировать тарифы, скажем так, когда нет отопления, жировки легче? Хотя и это мы уже сделали. Не понимаю, вы, губернаторы, вместе с правительством кому хотите угодить - своим людям или неким международным организациям?

Ставлю задачу для всех: с 2018 года проводим разовое повышение тарифов только на $5 и в дальнейшем - никакого роста без моего ведома. Тарифы должны быть подъемными для народа. В этой связи, как я уже сказал, правительству, Комитету государственного контроля поручаю детально проверить. И 1 января 2018 года утвердим тарифы новым решением Президента.

Особо хочу подчеркнуть: не надо будоражить население разговорами о стопроцентном возмещении стоимости услуг буквально с завтрашнего дня. Это вопрос в том числе и политический. Спешка здесь недопустима. Мы посчитаем сначала тарифы точно, чтобы энергетики, те, кто воду подает, не "жировали" и не решали свои проблемы за счет населения. И тогда примем решение, когда будем выходить и как будем выходить на стопроцентную оплату. Я убежден: когда мы очень точно посчитаем (уже с третьего захода) эти тарифы, то процент возмещения будет очень высоким. Может быть, и 90%.

Мы ни под кого не должны подстраиваться. Не забывайте, что главный приоритет нашей социальной политики - это интересы людей, а не ведомств и различных международных структур.

Мы постараемся к 2020 году уйти от перекрестного субсидирования. Этого очень хочет Семашко и промышленный сектор страны. Пожалуйста, мы не против. Но вам придется поднять зарплату, притом существенно. Сможете еще наполовину поднять людям заработную плату к тому, что есть, - пожалуйста, мы людям скажем: вот вам добавка к заработной плате и стопроцентная оплата. Игры в одни ворота быть не должно.

Сделать это мы должны только за счет повышения эффективности работы отрасли, дальнейшего снижения затрат, совершенствования нормативов, дифференциации тарифов, модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Вот пути решения этой проблемы. У нас есть государственная программа, и ее следует выполнять.

В бюджете должна остаться одна строка - безналичные жилищные субсидии. И все!

Ни один человек, ни одна семья, которые не имеют возможности оплатить ЖКУ, не должны оставаться без помощи государства. Мы обязаны гарантировать поддержку любому, кто окажется в трудной жизненной ситуации. Именно с этой целью были внедрены безналичные жилищные субсидии.

Однако меня информируют о том, что система начисления субсидий недоработана, из-за чего не все нуждающиеся в господдержке учтены. Из регионов, от предприятий ЖКХ и граждан поступают многочисленные жалобы.

Поэтому Национальному банку надо обратить пристальное внимание на работу созданной вами организации "Небанковская кредитно-финансовая организация "Единое расчетное и информационное пространство". Недопустимо, чтобы эта структура стала еще одним нахлебником, посредником между государством и людьми и "жировала" за их счет. А правительству следует еще раз изучить, как действует система безналичных жилищных субсидий, и в случае необходимости принять дополнительные меры по ее совершенствованию.

Во-вторых, ремонт жилья. У нас ежегодно капитально ремонтируется более 2% жилищного фонда, и не за горами достижение желаемых 3%. Вроде бы неплохо. Однако прикрываться статистикой не стоит, потому что отдельные негативные моменты могут свести на нет все заслуги. Еще раз повторюсь: люди должны знать, что они обязаны делать своими руками, и что они должны делать вместе с представителями ЖКХ и государством, и что они не будут делать вообще.

На качество и сроки проведения капремонта по-прежнему поступает большое количество жалоб. А от принятых решений по таким потенциально опасным вещам, как лифты, вообще зависит жизнь людей.

Третья часть эксплуатируемых лифтов выработала свой срок. Государственный секретариат Совета безопасности из года в год информирует о том, что растет риск возникновения аварий и несчастных случаев. И чего ждем? Пока лифты начнут падать, как у нас некоторые балконы? Думаю, вы услышали, что я сказал, и не дай бог где-то упадет лифт!

С этим тоже когда-то тянули, откладывали до лучших времен, а в результате - судебные расследования и уголовные дела. Я имею в виду падающие балконы. Каждый руководитель должен осознавать свою персональную ответственность за безопасность граждан.

Требую, чтобы до 2020 года весь лифтовой фонд был приведен в надлежащее техническое состояние. Ссылки на недостаток средств не принимаются. Наш завод в Могилеве производит отличные современные лифты. Договаривайтесь.

С другой стороны, и промышленники должны пoзaбoтитьcя о качестве своей продукции. Технологии совершенствуются с каждым днем, а сроки, например, эксплуатации лифтов по-прежнему 25 лет. Может, пора подумать над их увеличением, над повышением эксплуатационных характеристик? Ведь речь идет о достаточно дорогом оборудовании, которое должно оправдывать свою цену. Вы не только о собственной прибыли должны думать, но и о решении государственных задач и о безопасности граждан.

Министерству промышленности и Министерству по чрезвычайным ситуациям поручаю заняться этим вопросом и вместе внести рациональные предложения.

Особо подчеркиваю: безопасность наших людей превыше всего. И для промышленников, и для коммунальников это задача номер один. Работа жилищно-коммунального хозяйства ориентирована не только на создание комфорта, но и на безопасность наших людей. Не доглядел, не предотвратил - виновный должен отвечать.

В-третьих, теплоснабжение. Это не только одна из наиболее важных жилищно-коммунальных услуг, но и самая дорогая. Более 30% от суммы жировки зимой - на отопление и подогрев воды.

Здесь имеются огромные резервы для экономии. Снижение доли импортируемых газа и энергoноситeлей, за которые мы расплачиваемся валютой, заставляет нас активнее использовать местные виды топлива, а в перспективе электрическую энергию островецкой АЭС.

Уже никому сейчас не надо доказывать, что производство тепловой энергии на местных видах топлива себя оправдало. Ее себестоимость значительно ниже аналогичного показателя на природном газе при прочих равных условиях.

Как пример - Витебск, где этому уделяется большое внимание. Там видят экономический эффект. В городе работала котельная на газу, себестоимость тепла была около Br100. Сделали реконструкцию, перевели на щепу - стала менее Br65. Хотя и там бесхозяйственности хватает. Если ее убрать, то вообще на Br50 выйдем.

А вот в Брестской области работают на газу, имеют себестоимость Br100 и считают это нормальным. Там что, нет древесины? Или они газ где-то дешевле берут?

Однако с использованием местных ресурсов не все благополучно. Проверками систематически устанавливаются факты использования переувлажненного древесного топлива. Это приводит к повышению его удельных расходов до 65% и снижению коэффициента полезного действия котлов до 30%.

Не тема сегодняшнего разговора, к этому мы вернемся - посреднические структуры при закупках сырья и при реализации готовой продукции, особенно госпредприятия. Этому будет уделено особое внимание. Там вся коррупция. Всех, кого мы посадили в последнее время, почти все "залетели" именно на этих проблемах. Как только вы начинаете использовать посредников, к вам сразу придут правоохранители и контролеры. Это я вам твердо обещаю.

Закупка топлива у посреднических структур и без проведения соответствующих конкурентных процедур также ведет к завышению себестоимости тепловой энергии.

Такие факты были выявлены в Полоцке, Бресте, Скиделе. Установлены случаи значительной разницы в стоимости (аж до двух раз) древесного топлива, приобретаемого органами ЖКХ в пределах одного района. И там тоже сейчас работают правоохранители.

Здесь стоит упомянуть о состоянии самого котельного хозяйства. Многие котельные строились давно, с советским размахом и стремлением к гигантизму. А мы сегодня пожинаем плоды, когда зачастую мощный котел работает на отопление лишь одного-двух домов.

Только в Гомельской области на балансе организаций ЖКХ имеется 114 котельных, мощность которых значительно превышает присоединенную нагрузку. Иногда от котельной до дома километровая сеть проложена, там тепла больше теряется, чем идет на его отопление. Может, лучше закрыть такую котельную, а людям индивидуальные котлы поставить?

Таких объектов у нас немало, и над этим правительству совместно с губернаторами нужно работать. Тепло сегодня стоит очень дорого (и завтра будет еще дороже), и любая оптимизация котельного хозяйства оборачивается выгодой и для потребителя, и для государства.

Кроме того, не надо забывать о плановой замене изношенных теплосетей. Если не выполнять ее в необходимых объемах, в обозримом будущем получите большие проблемы, с которыми регулярно сталкиваются наши соседи.

В России и Украине из-за этого зимой замерзают не только кварталы, но и целые города. У нас недопустимо, чтобы замерз даже один отдельно взятый дом. Надеюсь, вы меня услышали!

Особенно остро проблема обслуживания коммунальной инфраструктуры стоит в сельской местности.

И еще, вы Леонид Васильевич (Анфимов), выявили у коммунальников резервы снижения затрат по жилищно-коммунальным услугам. Но большое влияние на их стоимость оказывают энергетики. Вы смотрели, как они формируют свои тарифы, сколько прибыли закладывают? Разберитесь, какие установлены им зарплаты, за что содержат свои "крутые" санатории, базы и прочее. "Жировать" за счет денег людей недопустимо ни для кого! И если такие факты будут выявлены до следующего вашего уточнения тарифов, министру надо искать другую работу. Он был туда назначен, чтобы без ведомственного подхода решить эти вопросы, разложить затраты и убрать весь лишний жир. Пока этого не происходит.

Кроме того, не решен вопрос заключения прямых договоров на теплоснабжение и горячее водоснабжение между поставщиками (энергетиками) и потребителями этих услуг (прежде всего населением).

Министерство энергетики настаивает на заключении договоров между энергоснабжающими организациями и организациями ЖКХ районов, не желая работать с населением из-за возможного снижения экономических показателей. Налицо конфликт интересов двух министерств из-за узковедомственного подхода. Кобякову и Анфимову - решить этот вопрос немедленно, однозначно, без ведомственного подхода.

Также министерству надо решить вопрос тепловой модернизации жилых домов. В целях экономии вы изменили подходы к этому вопросу. Народ это оценил неоднозначно.

Если люди хотят сделать утепление большим по объему, чем положено, то посчитайте и сделайте за их же деньги. Чтобы не было накладно, договоритесь со строителями, производителями утепления и дайте рассрочку. Это тоже значительная экономия. Но не мне Министерство жилищно-коммунального хозяйства учить, как это делать.

В-четвертых, водоснабжение и водоотведение. У нас в республике обеспечена стопроцентная доступность населению питьевой воды. В то же время сохраняется проблема ее качества.

26% проб воды в Гомельской и Могилевской областях не соответствуют требованиям нормативов по содержанию железа. Обеспеченность станциями обезжелезивания по республике - 42%. Этот вопрос необходимо решить до 2025 года.

И совсем недопустимо то, что некоторые регионы не имеют очистных сооружений и до сих пор все нечистоты собираются на полях фильтрации. Не буду долго распространяться в этом вопросе. Есть самые современные формы очистки. Внедряйте. Эту проблему надо было решать вчера. Поэтому сегодня незамедлительно надо решить эти вопросы. Используйте передовой мировой опыт, науку привлекайте, ищите источники финансирования и действуйте.

Также актуальна в данной сфере проблема замены изношенных сетей. От этого и сверхнормативные потери воды. Некоторые умники в регионах пытаются эти потери включить в себестоимость, взимая деньги и с населения, и из бюджета. От этого же страдает и качество самой воды. Так что эту проблему тоже ставьте для себя как приоритетную. И когда будет Анфимов с группой рассчитывать в очередной раз стоимость услуг, здесь надо обрезать по самое не могу.

Пятое - обращение с отходами. Ежегодно в стране образуется 4 млн т твердых коммунальных отходов. Из них по итогам 2016 года направлено на захоронение 84%, на переработку - только 16%.

Да, вроде на фоне соседей мы выглядим вполне достойно: опередили страны СНГ, Латвию, Словакию, сравнялись с Испанией, Португалией, Финляндией. Но проблема эта серьезная.

Для захоронения всего объема коммунальных отходов в республике используется 168 полигонов и 1,5 тыс. мини-полигонов в сельской местности. Более 90% из них построены во времена СССР.

Мы знаем, что это за полигоны и мини-полигоны. Летая над страной, я это очень хорошо вижу. Новому министру природных ресурсов и охраны окружающей среды поставлена железная задача разобраться с теми, кто отвечает за эти полигоны, и особенно с теми, кто эти полигоны создает где попало. То есть замусоривают леса, дороги, придорожные полосы и так далее. Вы знаете, о чем идет речь. Действуйте!

Мощности этих полигонов в настоящее время исчерпаны, эксплуатация не обеспечивает безопасного содержания отходов. Наиболее остро проблема стоит для нашей столицы. На полигоне "Северный" за период его эксплуатации с 1981 года захоронено 25 млн т отходов, что более чем в 7 раз превышает проектные нагрузки. И гора отходов уже видна при подъезде к городу за несколько десятков километров. И из космоса очень хорошо видна.

Такое состояние дел требует разработки долгосрочной программы по рекультивации и закрытию полигонов, а также внедрению новых подходов к обращению с отходами. У нас не так много свободной земли, чтобы строить полигоны и складировать на них мусор. Тем более вам, как докладывал премьер, показали самые современные образцы и подходы к этому делу. Рентабельные для тех, кто этого хочет. Даже на меня выходили конкретные бизнесмены и прямо просили разрешить перерабатывать отходы возле той свалки, что меня крайне удивило. Я их, правда, отправил к Шорцу. Думаю, они решили этот вопрос.

Наука должна подключиться и сказать, что наиболее целесообразно: сжигать мусор и получать от него энергию или большую его часть перерабатывать.

В-шестых, особое внимание следует обратить на дальнейшее совершенствование существующей сегодня структуры жилищно-коммунального хозяйства. По моему глубокому убеждению, здесь необходима разумная централизация при достаточной свободе действий на местах.

Следует идти от жизни, а не так, как это пытаются делать в Витебской области. Там в сфере водоснабжения создают излишние структуры, несмотря на сопротивление на местах. Насколько это будет эффективно, получит ли развитие сфера водоснабжения? Не скатываются ли витебчане к негодной практике латания дыр? Каждое решение должно быть взвешенно и экономически целесообразно.

Министерству ЖКХ быть, развиваться, становиться центром принятия решений и нести ответственность за качество, полноту и доступность всего спектра жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению. Всякие разговоры о том, будет - не будет это министерство, что мы его сокращаем, переносим, переводим, надо прекратить. Это решение - компетенция Президента. Сегодня министерство работает и будет работать завтра.

И в сфере ответственности министерства, прежде всего, обеспечение реализации государственной программы "Комфортное жилье и благоприятная среда"; научное сопровождение отрасли, разработка методик, норм и нормативов, их внедрение в практику; сопровождение системы безналичных жилищных субсидий; планирование всего отраслевого финансирования, как инвестиционного, так и текущего, и ряд других вопросов.

Облисполкомы должны решать вопросы своевременного, ритмичного перечисления бюджетных субсидий, контроля за их рациональным и целевым использованием, порядка и качественного обслуживания населения в регионах и другие конкретные вопросы, которые ставит перед нами народ.

Структуру работы отрасли и механизмы взаимодействия необходимо унифицировать в зависимости от численности населения в населенных пунктах.

Возможно, что-то можно взять из опыта Минска. Об этом вчера вам рассказывали. Но, подчеркиваю, предприятия ЖКХ, в которые приходят люди за разрешением своих проблем, должны остаться в каждом районном центре и городе. Люди должны знать, куда идти для решения тех или иных вопросов. И это должно быть в рамках доступности каждого человека.

По сути, Брест или любой другой областной центр - это один район Минска, и для него столичный подход может быть не совсем применим. Об этом я хочу услышать от участников семинара.

Мое основное требование - структура должна быть единая и управляемая. За ваши услуги платят люди, вы получаете бюджетное финансирование.

Необходимо продолжить обеспечение жесткого нормирования материальных и энергетических ресурсов. По-другому в нынешних экономических условиях быть не может.

Еще пару лет назад бюджетному финансированию подлежали все фактические затраты организаций ЖКХ, а сегодня мы пришли к их строго нормативному планированию и возмещению. Это было мое прямое поручение. Система ЖКХ уже несколько лет работает в режиме финансовой "диеты".

Конечно, это не самый безболезненный способ оздоровления. Но для населения важно, чтобы максимальная экономия затрат не аукнулась на качестве и объеме оказываемых услуг. В противном случае граждане, "голосуя рублем", просто откажутся платить. Пока, как мне докладывают, у нас с этим неплохо - уровень платежей 98%.

Жесткое нормирование затрат положительно влияет на финансовую устойчивость ЖКХ. Однако, учитывая, что организации ограничены в расходах, недофинансирование данной сферы вообще неприемлемо. Кроме того, все, что сэкономлено в отрасли, должно в ней остаться. Это будет стимулом эффективной работы. Решение других проблем за счет этих средств недопустимо. Организации ЖКХ - они же субъекты хозяйствования. Зарабатывайте деньги.

В первую очередь губернаторам, исполкомам на местах, а также правительству следует этот вопрос держать на особом контроле.

При этом предупреждаю всех - от структурных изменений не должен пострадать ни один потребитель. Никому не нужна подобная реформа, где будут страдать люди. Им неважно, если в вашей системе что-то меняется. Для человека главное, чтобы в доме было сухо, светло и тепло. И от ЖКХ человек ждет качественную услугу по справедливой цене. Только тогда преобразование имеет значение, будет принято и мною поддержано.

Изменение структуры неизбежно приведет и к оптимизации численности на предприятиях. Здесь формула одна, я уже вам говорил. Скоро мы опять займемся вопросами занятости, цен и заработных плат по итогам года. Формула одна: уволить можно только тогда (особенно там, где трудно найти новую работу), когда ты согласуешь это с председателем гор-, райисполкома. Потому что им прежде всего отвечать по всем этим направлениям, в том числе и занятости людей. Выкидывать на улицу людей запрещено!

У предприятий ЖКХ достаточно возможностей для расширения рынка услуг и есть определенные преимущества перед конкурентами. Материально-техническая база создавалась годами, и теперь отказываться от каких-то объектов, "замораживать" технику и оборудование будет верхом недальновидности.

Да, есть основные жилищно-коммунальные услуги, которые не всегда рентабельны. Но за счет дополнительной деятельности можно обеспечить финансовое благополучие предприятия и при этом эффективно выполнять социальную миссию. Некоторые компании так и работают.

Хороший хозяин всегда найдет, как организовать дело, чтобы и людям дать возможность заработать, и предприятию было выгодно. Простор для творчества здесь не ограничен. Не ленись.

В-седьмых, без науки нельзя обойтись ни в одной отрасли, и ЖКХ в этом плане не исключение. Но реальность такова, что наука не участвует в этом процессе уже многие годы. Это единственная сфера, в которой сложилось такое положение дел. Фактически специалисты ЖКХ решают проблемы на ощупь, используя свой личный опыт работы. Это неплохо, но наука должна толкать нас вперед, подсказывать пути, по которым мы должны идти.

Может быть, и многие существующие вопросы возникли именно из-за этого.

Процессы, происходящие сегодня в отрасли ЖКХ, не должны инициироваться спонтанно. Каждый шаг необходимо детально просчитывать заранее. Мы не можем себе позволить выбрасывать деньги на сомнительные эксперименты. Руководителям следует осознавать, что за каждый вложенный в производство государственный рубль придется отчитаться.

Наше богатство - люди, квалифицированные кадры. И я не могу понять, почему сегодня лучшие из них - я имею в виду ученых - не задействованы в развитии ЖКХ. Думаю, и руководству нашей Академии наук надо заняться этим вопросом. Это касается всех проблем: и тарифной политики, и финансирования, и технических мероприятий. Почему бы не инициировать совместные проекты, не использовать отдельные предприятия в качестве экспериментальных научных площадок? Придумали более экономичный котел - проверьте его на практике, изобрели новый материал - предложите опробовать и так далее.

Восьмое. Мне докладывают, что многие решения, принятые на государственном уровне, зачастую игнорируются на местах. Так, передача непрофильных объектов без обеспечения их финансирования законодательно запрещена, но эти факты до сих пор имеют место. Надо разобраться и дать серьезнейшим образом по рукам подобным деятелям! Мне доложите об этой работе, Леонид Васильевич (Анфимов).

Некоторые руководители районов видят в ЖКХ палочку-выручалочку, которая поможет скрыть любую бесхозяйственность. Закрылось предприятие - его помещения отдают на баланс коммунальникам. Хромает предприятие - убытки туда, а потом из бюджета заплатят, поддержат. Лишь бы с утра до вечера протянуть. Предупреждаю: эти вещи будут рассматриваться как серьезные правонарушения.

Любой объект можно сделать нужным для района и приносящим прибыль, но для этого необходимы капитальные вложения. Поэтому сначала подумайте, откуда взять средства, и принимайте взвешенное решение, а не перекладывайте ответственность на коммунальников. Коммунальным службам категорически запрещается брать на баланс подобные предприятия.

К сожалению, негативных примеров предостаточно. Возьмите Солигорск, где мало того что предприятие ЖКХ несет убытки от содержания непрофильных объектов, так еще и выполняет несвойственные функции. Чего в этом Солигорске только нет на балансе ЖКХ: и база отдыха, и клубы, и прочее.

Недавно назначен новый председатель Солигорского райисполкома, бывший заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства. Я думаю, что он уже разобрался в этих проблемах и, возможно, об этом скажет.

Часто приходится слышать, что долги по оплате жилищно-коммунальных услуг мешают стабильной работе предприятий. Как я уже говорил, к населению сегодня особых претензий нет: люди свои обязательства исполняют исправно. А вот просроченная задолженность юридических лиц за коммунальные услуги, которая в 4,5 раза выше, чем по населению, - это не просто проблема, это тормоз развития отрасли. Примите соответствующие меры.

Несвоевременные платежи не позволяют организациям ЖКХ функционировать и выполнять те задачи, которые только что обозначены. Требую от председателей гор-, райисполкомов взять этот вопрос под личный контроль. Дисциплина, особенно финансовая, - это обязательное условие успешной работы.

Нельзя допускать безответственности и при наведении порядка в населенных пунктах. Работа по благоустройству наших городов и сел - это задача не только коммунальников. И этому уже с этой осени я лично уделяю самое пристальное внимание. На кольцевой дороге в Минске, посмотрим, как в других городах, наконец-то начали шевелиться и хотя бы деревья высаживать там, где они должны расти.

Надо до зимы поснимать все заборы вокруг строек. Немедленно поснимать и благоустроить эти стройки там, где уже строительные работы закончены, где можно внутри здания вести работы. Это касается прежде всего Минска.

Хочу услышать, как местные органы власти выполняют поручение по закреплению территорий за субъектами хозяйствования. У нас школы, заводы, фабрики, просто частные предприятия расположены на конкретном участке земли, в конкретном городском квартале. Так закрепите за ними эти территории, и пусть они там постоянно наводят порядок, а вы контролируйте. Нельзя бюджетные деньги тратить на наведение порядка в городах и селах, это должно делать само население. И тут я требую от вас принятия самых жестоких мер воздействия.

Но вы должны организовать, помочь, подсказать, завести. Как вы это будете делать, это ваши проблемы и ваши вопросы. Но я уверен, что вы знаете не хуже меня, как это сделать более эффективно. Проверим, особенно в будущем году.

Хочу обратить внимание на информационную работу с населением. Чувство собственника не рождается само по себе, оно воспитывается годами, в том числе экономия, бережное отношение к имуществу. И здесь нужно подключиться средствам массовой информации, и не только к семинару готовить исчерпывающие материалы, но показывать факты и хорошей работы, и бесхозяйственного отношения к проблемам, которые волнуют людей.

Жилищно-коммунальное хозяйство - сфера непростая, требующая постоянного внимания всех органов власти и поиска эффективных решений. У предприятий ЖКХ всегда был, есть и будет свой потребитель, и при хозяйственном подходе окупаемость всех мероприятий гарантирована.

Сейчас много говорится о развитии конкуренции, приходе на рынок частных компаний. Я буду только за, если это благотворно скажется на качестве услуг и люди положительно отреагируют на перемены. Но частники должны понимать, что (пусть на меня не обидятся соседи) так, как в России, не будет: пришли, цены, тарифы "накачали" до запредельного.

Пусть приходит частник - тарифы будут обозначены. И пусть работает в этой ситуации. Останется проконтролировать только качество их работы.

Но вы знаете, что любой частник, придя в эту сферу, будет смотреть прежде всего в свой карман: как это дороже взять, чего-то недоделать, чего-то не сделать, где-то некачественно обойти, а деньги в карман положить. Поэтому вы не спешите разрушать ныне действующую структуру в угоду каким-то сомнительным компаниям и мероприятиям.

Система ЖКХ - эта не та сфера, где можно иметь заоблачную рентабельность и лопатой грести деньги. Поэтому любой, кто придет туда оказывать услуги, должен это четко представлять и понимать: за счет "дурных" денег заработать не получится. Поэтому думайте, никто не запрещает отдать частнику какую-то улицу, или какой-то объем услуг, или какой-то объем работ. Дешевле предлагается обеспечить эти работы, пусть идет работать, вы контролируйте. И вы потом будете нести ответственность. Вы - председатели гор-, райисполкомов и облисполкомов.

Практика показывает, что многие из этих новосозданных организаций ликвидируются, а дома переходят на обслуживание местных предприятий ЖКХ. Это говорит о том, что собственники жилья не готовы брать на себя коллективную ответственность за общее имущество, не в состоянии навести у себя порядок без вмешательства извне. Очевидно, что эти вопросы также требуют безотлагательного урегулирования.

Я лично проверял эти вопросы, когда какие-то жильцы какого-то дома, якобы собравшись вместе, создали некое товарищество и назначили начальников. А потом эти начальники… И люди потом отказываются от этих товариществ и вообще удивляются: "Да мы же за них не голосовали!" Мало того, что они шкуру дерут с жильцов в этих товариществах для того, чтобы безбедно существовать, так они еще и слушать не хотят тех, кто платит деньги. За это вы ответите, все должно быть у вас под контролем.

Правительству, местным властям необходимо тщательно подумать и взвесить, что конкретно надо сделать для оптимального решения обозначенных проблем. Я не могу допустить бесконтрольного положения дел в жизненно важной отрасли. Такие сферы, как теплоснабжение, водоснабжение, капитальный ремонт домов, в любом случае должны оставаться под контролем государства.

Требования людей с каждым годом будут только возрастать. Это нормально, так и должно быть, время не стоит на месте. И тем более вы же предлагаете 100% оплату ЖКУ. Так население скажет: "Мы же сейчас платим 80% или 90%, а какие же это услуги?"

Уважаемые участники семинара, я призываю вас к активному обсуждению проблем сегодня и вашему не менее активному действию завтрашнего дня по наведению порядка в этой сфере. Нужно иметь конкретный план по нормализации работы - и в компаниях, на местах оказывающих услуги в сфере ЖКХ, и вам лично. Вы, присутствующие в этом зале, являетесь представителями власти в центре и на местах. Власть дается законом, чтобы энергично действовать в интересах государства, общества, личности, принимать правильные управленческие решения.

Все, о чем мы будем сегодня говорить, необходимо довести до сведения каждого работника отрасли, чтобы каждый осознавал важность происходящих в системе процессов. С этого начинается корпоративный дух и готовность к выполнению поставленных задач. Ведь только от нас самих зависит уровень нашего благосостояния и уверенное будущее страны.

В мероприятии во Дворце Независимости приняли участие около 250 человек, в том числе высшие должностные лица, руководители госорганов и организаций, представители местных органов госуправления. Накануне, в первый день семинара, прошли практические занятия, в ходе которых его участники ознакомились с опытом организации работы по различным направлениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

На заседании с участием главы государства всесторонне рассмотрены вопросы совершенствования и развития жилищно-коммунального хозяйства страны. Фактически состоялся эффективный и предельно конкретный разговор, который сам Президент назвал своеобразным мозговым штурмом.

В частности, министр жилищно-коммунального хозяйства Александр Терехов доложил о состоянии дел в целом в отрасли, озвучил перспективные направления работы. Подчеркнуто, что снижение затрат - стратегическое направление работы, оно касается каждого рабочего места, технологического участка, организации и региона.

Председатель Минского горисполкома Андрей Шорец подробно рассказал об опыте Минска в реформировании системы ЖКХ. Основными реформами стали разделение функции заказчика и подрядчика, разграничение функций рабочих по техобслуживанию, текущему ремонту, уборке территории и оказанию населению платных услуг, создание контакт-центра 115, обеспечение круглосуточного обслуживания жилищного фонда силами Городской аварийной службы, создание Единого расчетно-справочного центра. Кроме этого, все непрофильные сети и активы переданы в хозяйственное ведение специализированных организаций.

Соответствующий опыт Минска в целом был оценен положительно, однако отмечено, что в регионах по объективным причинам невозможно в тех или иных вопросах "под копирку" использовать опыт столицы. При этом Президент поддержал создание по примеру Минска единого контакт-центра, куда люди смогут обращаться по любым вопросам, связанным с ЖКХ. Кроме того, Александр Лукашенко считает положительным опыт столицы в части работы хаус-мастеров. Он отметил целесообразность его распространения в других населенных пунктах страны.

Глава государства также считает важным именно на основании тендера выбирать организации, которые будут выполнять определенные виды работ в сфере ЖКХ. "То, что предлагают соревновательный принцип исполнителя, - это обязательно. Везде должен быть конкурс и тендер для того, чтобы определить, кто дешевле", - сказал он.

Представители сферы ЖКХ из различных регионов страны поделились своим опытом работы, внесли ряд конкретных предложений.

О государственной политике по совершенствованию правовых, организационных и экономических основ развития и деятельности жилищно-коммунального хозяйства по созданию благоприятных условий жизнеобеспечения населения проинформировал председатель Совета Республики Михаил Мясникович.

Во время семинара также выступил исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий Каленов. Он рассказал о мировой практике организации управления жилищным фондом. В частности, граждане ряда европейских стран из-за больших цен на услуги и развитой системы арендной недвижимости не стремятся стать собственниками квартир. А если гражданин не платит за коммунальные услуги, его в скором времени выселяют без предоставления другого помещения. "Тем и отличается наша модель от зарубежных. Я часто говорю по-народному, что бухтеть умеют все: ах, мы мало зарабатываем и прочее. Пожалуйста, тебе не $500, а $1000, но заплати за все, начиная от детского сада, школы, образования, до 100% коммунальных услуг. И тогда посмотрим, кто выигрывает", - заметил Александр Лукашенко.

Председатель Жодинского горисполкома Юрий Шарый рассказал о практике закрепления территорий за субъектами хозяйствования в городе, что позволяет значительно экономить бюджетные средства. В этой связи глава государства напомнил, что в 2018 году особое внимание будет уделено наведению порядка в населенных пунктах. "Надо наметить два-три десятка таких городов, чтобы я мог лично посмотреть. И не только я, все мы должны побывать там, - сказал Александр Лукашенко. - Обязательно надо благоустроить города, деревни. Там же вы живете, ваши люди и ваши дети".

Президент пояснил свои требования к благоустройству и, в частности, высадке деревьев вдоль дорог. По его словам, это необходимо делать не столько для наведения красоты, хотя и это очень важно, а для более рационального использования ресурсов. Например, за откосами и обочинами приходится постоянно ухаживать, чтобы содержать их в чистоте и порядке, что требует больших затрат. "Давайте посадим там деревья - через пять лет мы забудем о том, что там надо косить, - предложил глава государства. - И красиво, и деньги не надо тратить. Я уже не говорю о том, что оползни, если хорошие дожди прошли, все разрушается…".

Александр Лукашенко отметил, что благоустраивать территории необходимо и для того, чтобы страна имела свое лицо. "Чистота и порядок - вопрос номер один. Я вас не буду больше убеждать, я просто требую немедленно начать эту работу", - подчеркнул он.

В завершение мероприятия Александр Лукашенко обратил внимание, что целью семинара была задача подтолкнуть местную власть к решению проблем, которые сегодня существуют в ЖКХ. "Как вы их будете решать, это ваше право. За вами - формы и даже содержание ваших действий. Мы предложили разные формы, исходя из нашей жизни", - сказал он.

При этом Президент подчеркнул, что не надо ждать, пока сверху все распишут и доведут. "На то мы вас и собрали. Я требовал, чтобы здесь была вся вертикаль власти, которая должна принимать решения. Действуйте. Хотите с губернатором посоветоваться - советуйтесь, если нужно. Кто не хочет - не надо, действуйте в плане принятых сегодня решений и того разговора, который у нас состоялся", - поставил задачу глава государства.

Александр Лукашенко еще раз акцентировал внимание, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства продолжит свою работу. "Это небольшие затраты. Если там сконцентрированы лучшие специалисты и мы через это министерство можем решать очень важные вопросы, зачем его уничтожать?" - задал риторический вопрос Президент.

Он поручил министерству внести предложения о роли и месте ведомства в системе государственного управления. "А мы уже посмотрим, чтобы вы не залезли на чужую территорию, чтобы не подмяли других, не забрали лишние функции. Да и не думаю, что они вам нужны. Прорабатывайте предложения в правительстве и вносите", - сказал глава государства.

Часть из озвученных на мероприятии предложений Александр Лукашенко поручил оперативно реализовать на практике, в том числе снять некоторые проблемные моменты юридического и законодательного характера. В целом он подчеркнул, что все предложения должны быть обобщены и детально рассмотрены на предмет возможности их внедрения. "Если надо что-то формализовать, давайте до конца года примем решение: указ Президента - значит, указ; решение правительства - значит, надо принять решение правительства; если это компетенция местных органов власти - значит, они должны принять решение", - отметил белорусский лидер.

"Впереди у нас мозговой штурм по многим направлениям. Нам надо вернуться к вопросам села, не только сельского хозяйства, хотя это материальная основа. Нам надо вернуться к вопросам строительства и посмотреть на этом этапе, что нам еще надо реализовать", - добавил Президент.-0-