Союзный юбилей, обещание Путина, из актера в министры, наука ученым и супершоу. Итоги недели Президента
08.12.2024 | 15:15
Рабочий график Президента Беларуси всегда весьма насыщен событиями. Александр Лукашенко проводит совещания и рабочие встречи по наиболее актуальным вопросам развития страны, регулярно бывает в регионах, совершает зарубежные визиты и сам принимает иностранных гостей, общается с журналистами, подписывает указы и законы. И даже когда публичных мероприятий нет, это совсем не значит, что глава государства не работает. Впрочем, и во время отдыха, будь то хоккейная тренировка или рубка дров, Александр Лукашенко нет-нет да и найдет повод для очередного поручения. Как он любит говорить, надо во всем идти от жизни.
Проект "Неделя Президента" - для тех, кто хочет идти в ногу с главой государства, быть в курсе самых актуальных заявлений и решений белорусского лидера.
Если не самым громким, то точно самым красочным событием стало масштабное спортивно-развлекательноешоу "Время наших побед", посмотреть на которое Александр Лукашенко приехал в "Минск-Арену". Это первый проект такого масштаба. Организаторы называли его отчасти экспериментальным и, судя по всему, эксперимент удался. Кстати, сама идея организовать в Беларуси такое шоу изначально принадлежит Президенту.
Но самым интересным и неожиданным, на наш взгляд, было назначение министром культуры известного актера Руслана Чернецкого. Отечественная сфера культуры хоть и на подъеме, но работы там еще непочатый край. Потому входить в новую для себя роль и должность новому министру придется буквально с колес. А одна из главных задач от Президента - развивать отечественный синематограф, как называли этот вид искусства герои полюбившегося зрителям комедийного вестерна "Человек с бульвара Капуцинов". Выйдет ли из Руслана Чернецкого белорусский Джонни Фёст, покажет время, но настроен он весьма решительно.
Еще из важного - встреча главы государства с рабочей группой по анализу деятельности Национальной академии наук. Если вкратце, то НАН ждет если не реформа, то как минимум перенастройка. Главная задача - повысить отдачу от науки в интересах развития страны. В этом плане озвучен ряд предложений, но окончательные решения будут принимать позже с широким участием представителей научного сообщества.
Глава государства актуализировал указ о реагировании должностных лиц на критику в госСМИ. Ожидается, что предусмотренные в документе нормы позволят усилить взаимодействие госорганов, СМИ и экспертного сообщества по информированию населения, в том числе о проблемных вопросах и путях их решения.
Понедельник в рабочем графике Президента выдался кадровым днем. Новый министр, помощник Президента, посол, руководители крупных компаний и организаций, заместители министров. Традиционно с кандидатами на наиболее ключевые посты Александр Лукашенко встречается лично, назначение остальных проходит в рабочем порядке.
Представление новых кадров у Президента - это возможность для назначенцев получить наказы из первых уст, а для главы государства лишний раз убедиться в правильности принятого решения. Ведь кадровые ошибки, особенно на топ-уровне, могут иметь самые непредсказуемые последствия.
Об "их человеке" во главе Минкульта и важнейшем из искусств
Назначение нового министра культуры - Руслана Чернецкого - Александр Лукашенко назвал очень знаковым событием. Для сферы культуры человек не новый, а многим в Беларуси и за ее пределами хорошо знаком по многочисленным ролям в кинофильмах и театральных постановках. Теперь же Руслану Чернецкому предстоит глубоко и основательно войти еще и в роль министра, при этом не забывая о творческой деятельности, которую он не намерен прекращать.
Глава государства пояснил, что решение назначить нового министра культуры не было связано с тем, что занимавший эту должность Анатолий Маркевич не справился со своими обязанностями. "Этот человек с другой сферы, и я специально направлял туда человека с другой сферы. Я ему не завидую: ему было очень тяжело. Поэтому я все-таки возвращаюсь к тому, что это должен быть "их человек", как говорят, из сферы культуры. Вам это все знакомо. Вы очень патриотичный, надежный человек. Я надеюсь, что вы справитесь с этой работой. Просто по-мужски хочу сказать: у тебя, Руслан, другого пути нет. Или умереть, или навести порядок в этой сфере, - образно выразился Александр Лукашенко. - А люди у нас талантливые, они могут все: и кино снимать, и петь, и танцевать, и прочее. Поддержка вам будет обеспечена всяческая. Мы будем помогать и поддерживать".
Президент отметил, что ему не единожды приходилось сталкиваться с работниками культуры, но это очень сложная и своеобразная сфера, с жесткой конкуренцией. Тем более все люди творческие. Поэтому угодить всем, принимая те или иные решения, практически невозможно.
Особое внимание нового министра Александр Лукашенко обратил на сферу кинематографа, напомнив, что его считают важнейшим из искусств. "То, что происходит в нашем кинематографе, это просто позорище. Это недопустимо. Мы скатились, мы стали хуже выглядеть к тому советскому периоду, когда уделяли серьезное внимание кинематографу. Не скажу, что мы в этом не заинтересованы, но почему-то все хотят иметь деньги, но на выходе не хотят согласиться с тем, что надо иметь хороший фильм, картину хорошую. Обратите на это самое серьезное внимание", - поручил Александр Лукашенко.
Также для людей важна концертная деятельность. "Люди хотят не только работать день и ночь, но и какого-то веселья. Вот марафон ("Марафон единства". - Прим. БЕЛТА), в котором вы участвуете активно, показал, что люди отзываются, понимают и танцевальное искусство, и песенное, и так далее. Этому надо уделять внимание, но это проще, наверное, в нашей ситуации", - добавил Президент.
О задачах перед новым помощником по Могилевской области
Одно из важнейших назначений понедельника - новый помощник Президента - инспектор по Могилевской области. Этот пост занял теперь уже экс-министр по налогам и сборам Сергей Наливайко.
"Вы будете работать вместе с Дмитрием Николаевичем (глава Администрации Президента и уполномоченный Президента по Могилевской области Дмитрий Крутой. - Прим. БЕЛТА) как уполномоченные лица по Могилевской области. Он настаивал на вашей кандидатуре. Я, может, немножко видел вас в другом плане. Но я с ним согласен, что вам надо оторваться от этой тяжелой кабинетной работы (такая служба у министра по налогам) и заняться "земной" работой. Думаю, для вашего будущего это тоже будет полезно", - сказал Александр Лукашенко.
В числе задач, стоящих перед Сергеем Наливайко в новой должности, - прежде всего работа с кадрами. "Это не значит, что вы поперек губернатора встанете. Надо разумно согласовывать все, но принципиально к этому относиться, потому что кадры решают все", - ориентировал Президент.
О будущем Белорусской нефтяной компании
Президент согласовал кандидатуру Марата Малецкого на должность генерального директора ЗАО "Белорусская нефтяная компания". Но с учетом последовавших ремарок и поручений спокойной жизни на новом месте точно не предвидится.
Глава государства констатировал, что в этой структуре работают профессионалы своей сферы - порядка 80 человек. Но на данный момент они недостаточно загружены. "Нам надо сильно определяться с Белорусской нефтяной компанией. Она должна быть загружена под завязку, - поставил задачу Александр Лукашенко. - Если нет, значит, эти специалисты должны работать по специальности по всей стране".
"Тебе вместе с правительством и Дмитрием Николаевичем (Крутым, главой Администрации Президента. - Прим. БЕЛТА) надо четко определиться - быть или не быть этой компании. А для того чтобы быть, надо фронт работы определенный. Я думаю, определитесь", - добавил Александр Лукашенко.
О контроле государства над производством алкоголя и табачки
Согласовывая назначение Андрея Демидовца генеральным директором ОАО "МИНСК КРИСТАЛЛ" - управляющая компания холдинга "МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП", Президент заметил, что это и другие предприятия сферы производства алкогольной продукции управляются государством. "У нас монополия на производство, реализацию алкогольной продукции. Мы от этого отходить не будем, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Хотя нам предъявляли претензии многие дружественные нам страны".
"Надо держать под контролем весь алкоголь. Табачные изделия, алкоголь - они прилично формируют бюджет и это здоровье людей. Они не должны пить гадость всякую, - обратил внимание Александр Лукашенко. - Я не помню, чтобы государственные предприятия подсунули кому-то гадость. А если полная неразбериха, тогда в гаражах будут самогон или какую-то гадость производить и по дешевке толкать на рынке".
Исходя из этих соображений, в Беларуси обозначенные сферы останутся под контролем со стороны государства, подчеркнул Президент.
О напутствии послу в Туркменистане
Интересы Беларуси в развитии сотрудничества с Туркменистаном теперь будет представлять Станислав Чепурной, который назначен послом в этой стране.
"Откровенно скажу: нам надо сотрудничать с Туркменистаном, как бы сложно ни было. Проблемы есть на сегодняшний день. Проблемы и субъективного, и объективного характера. Но интерес у них всегда (у Туркменистана и руководства Туркменистана) был очень большой к Беларуси. У нас есть все то, что им нужно. Но и у нас есть серьезные интересы к самому Туркменистану, поскольку они очень заинтересованы в том, что мы можем, особенно в технологиях", - напутствовал глава государства.
БЕЗ НАУКИ - НИКУДА. Как получить от НАН более весомую отдачу для страны и в чем недоработка правительства
Президент 3 декабря встретился с рабочей группой по анализу деятельности Национальной академии наук.
Вопрос серьезный и архиважный для страны - как будет развиваться отечественная наука, прежде всего академическая. Александр Лукашенко ориентирует на то, что отдача от научной сферы и конкретно Академии наук должна быть на порядок больше.
"Дальше мы без науки развивать страну не сможем. Все, что мы могли выжать интенсивно и экстенсивно из того, что у нас есть в стране, прежде всего в экономике, мы уже сделали. Дальше надо развиваться, опираясь на науку. Без науки - никуда. Инвестиции в науку и технологии стали ключевым условием благополучия государства, залогом поступательного конкурентного развития, - подчеркнул глава государства. - Без эффективной академической науки развитие страны будет проблематичным. Но с такой наукой, как у нас (Национальной академией наук), мы не ускоримся и успехов не добьемся".
Такой вывод, по словам Президента, следует из представленных ему материалов. Он пояснил, что получил доклады о состоянии дел в научной среде не только от рабочей группы, которую возглавляет председатель Комитета госконтроля Василий Герасимов, но и от руководства НАН. Конечно, оценки и их тональность разняться, но для того и собрались, чтобы обсудить ключевые проблемы академической науки и найти пути их устранения.
Александр Лукашенко посчитал правильным поначалу встретиться с рабочей группой по анализу деятельности НАН, проанализировать со специалистами, учеными положения доклада НАН. Следующим этапом работы станет проведение собрания в Академии наук с приглашением туда членов правительства, ГКНТ, других заинтересованных, для того чтобы по итогам принять окончательные решения о дальнейшем развитии академической науки в стране.
Государство ждет от ученых результата. Да и сами ученые вроде бы не против его давать. Но, как всегда, возникает финансовый вопрос. И здесь, если упростить, возникает классическая дилемма: "Утром - деньги, вечером - стулья" или все же наоборот?
Но ведь нельзя сказать, что за годы суверенного развития страны белорусская наука финансировалась по остаточному принципу или что на уровне Президента и правительства ей не уделялось должного внимания. Что касается денег, то они годами выделяются хоть и не астрономические, но точно немалые. А о внимании и говорить нечего - его всегда достаточно, да и сама НАН была сохранена исключительно усилиями Президента еще в первые его годы у руля страны.
Так в чем же тогда дело? Вот в этом вопросе и предстоит еще окончательно разобраться. Но уже озвученных на встрече фактов достаточно, чтобы понять это в первом приближении. Например, из общего объема государственного финансирования лишь небольшой процент направляется на практикоориентированные программы, что в том числе связано с необходимостью содержания громоздкой структуры НАН. При этом Академия в одном лице выступает и заказчиком, и исполнителем научных программ, и сама их оценивает. Отсюда такое количество разработок, которые просто пылятся на полках.
"К сожалению, Академия наук не стала драйвером опережающего научно-технического развития страны на нынешнем этапе. У нас критически мало прорывных научных достижений, - констатировал глава государства. - От деятельности Академии мы не видим той отдачи, на которую рассчитывали. Нет монетизации исследований и разработок Академии наук. А это главный критерий оценки эффективности".
Есть точка зрения, что науке надо давать больше денег. На это Президент резонно заметил: "Будет результат - бесплатно работать никто не будет. В долгу не останемся".
В числе прочих тем на вопрос оплаты труда научно-педагогических кадров на встрече обратил внимание заместитель председателя Всебелорусского народного собрания и член рабочей группы Александр Косинец. Он считает, что заработная плата профессорско-преподавательского состава должна быть не ниже, чем у шахтеров.
"Давайте без агитаций. Говорить о том, что членкорам и шахтерам надо зарплата равная, - это из области популизма. Вы не назвали ни один источник. Заберем у шахтеров деньги и отдадим ученым? Хотелось бы, чтобы были предложения, где взять. Вот это будет важно, - обратил внимание Александр Лукашенко. - Может быть, у нас действительно доктора и академики, кандидаты зарабатывают не ту заработную плату, надо им увеличить ее в пять раз (не знаем только, где деньги найти). Мы исходили из того, что должен быть результат. И за результат ни в коем случае нельзя жалеть денег".
"Дело не в зарплатах. У нас что, все на окладах будут сидеть? По 8-10 тысяч мы будем докторам и кандидатам платить, и все хорошо? А за что платить? Я не против того, чтобы люди получали, но деньги должны быть заработанными", - четко очертил подходы Александр Лукашенко.
Глава государства обратил внимание на недостатки в деятельности НАН, но при этом подчеркнул, что названные проблемы относятся не только к Академии наук, но и к Госкомитету по науке и технологиям и отраслевым министерствам. "Может, даже прежде всего к ним, - сказал Александр Лукашенко. - Где координирующая и управляющая роль ГКНТ? А ведь это основная функция, для чего он и создавался".
По словам Президента, анализ научных программ показывает, что министерства в них фактически не участвуют. Их практически нет в числе заказчиков. "И это колоссальная недоработка правительства. Неужели у отраслей нет запроса на научные разработки? - задал риторический вопрос глава государства. - В правительстве, Роман Александрович (Головченко, премьер-министр. - Прим. БЕЛТА), работают, как временщики: день до вечера - и ладно. А дальше? А перспектива? Без науки нельзя".
"Как можно было допустить, что настолько востребованные, к примеру, и наиболее финансируемые государством направления, такие как беспилотники, космос, цифровые и биотехнологии, в прямом смысле отданы на откуп самой Академии наук? - продолжил Александр Лукашенко. - Она сама себе заказчик, исполнитель и контролер. Как в этих сферах можно обойтись без специалистов-практиков, которые понимают, что именно нужно экономике?" Поэтому, как заметил Президент, нет ни результата, ни виноватых - спрашивать не с кого.
О предложениях рабочей группы
"Исследования ради исследований, если они не отвечают задачам развития страны, - это сизифов труд", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Вопрос о том, как сделать, чтобы в научной сфере был результат, отвечающий запросам реального сектора экономики. "В новую пятилетку наука во всех ее формах - академическая, отраслевая, вузовская - должна войти практико-ориентированной, заточенной на тот же результат, что и экономика страны", - поставил задачу глава государства.
На рассмотрение Президенту был внесен второй отчет рабочей группы по анализу деятельности Национальной академии наук Беларуси с предложениями по совершенствованию ее работы. Об этом на встрече доложил Василий Герасимов.
Во-первых, предлагается на уровне главы государства утверждать приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, на основании которых на следующую пятилетку будут формироваться государственные программы научных исследований и научно-технические программы. Соответствующий проект указа после доработки будет внесен правительством на рассмотрение Президента.
Второе - предлагается поручить Совету Министров организовать контроль за наличием в отраслевых стратегиях министерств научно-технического блока для соответствующего наполнения программ, научных исследований и научно-технических программ.
"Академия останется заказчиком только в своих сферах по уставу. Например, нано- и биотехнологии, космос и другие. Или может инициировать темы перед министерствами. В таких условиях академикам придется заинтересовать конкретного отраслевого министра в своей разработке, который сначала хорошо подумает и просчитает, как он будет внедрять ее в производство и какой эффект в итоге получится. Это усилит ответственность министерств за качественное наполнение программ, ориентированных на результат", - озвучил одно из ключевых предложений Василий Герасимов.
Третье - на уровне министерств предложено проработать не менее одной значимой научно-технической программы для формирования новой экономики страны и не менее одного значимого проекта для включения в госпрограмму инновационного развития на следующую пятилетку. Это, кстати, по своей сути похоже на президентскую инициативу "Один район - один проект".
Свои предложения, которые касаются различных аспектов научной деятельности, озвучили и другие участники встречи. Все это комплексно еще предстоит обобщить и проанализировать, прежде чем принимать окончательные решения.
Минск 6 декабря принимал заседание Высшего Государственного Совета (ВГС) Союзного государства. Время было выбрано неслучайно - в преддверии 25-летия со дня подписания Договора о создании Союзного государства. По этому случаю Александр Лукашенко как Председатель ВГС обратился к народам Беларуси и России, в котором подчеркнул, что Союзное государство состоялось и ярко демонстрирует успешность этого уникального межгосударственного объединения.
Еще накануне заседания рабочая повестка дня во Дворце Независимости была посвящена предстоящему масштабному событию. Александр Лукашенко сначала встретился с государственным секретарем Союзного государства Дмитрием Мезенцевым, отметив необходимость странам смелее идти в совместной работе по различным направлениям и, что особенно важно, без бюрократической волокиты. Сразу после - сверка часов уже с белорусской делегацией на ВГС. Здесь он отметил, что несмотря на все проблемы и разного рода нерешенные вопросы (а для таких объемов сотрудничества это немудрено и даже естественно) в этом году торговый оборот между Беларусью и Россией достигнет примерно $60 млрд, включая товары и услуги. Это является исторически высоким показателем.
С самого утра 6 декабря в Минск прибывали участники российской делегации, а это высшие должностные лица, многие ключевые фигуры правительства РФ. Ближе к 14.00 посадку в Национальном аэропорту Минск совершил и российский борт №1. Забегая вперед, отметим, что Владимир Путин пробыл в Беларуси почти 9 часов, из которых около 8 часов лидеры двух стран работали вместе, и не только в рамках официальной программы: по окончании ВГС президенты по приглашению Александра Лукашенко продолжили общение в неформальной домашней обстановке.
"Сегодня можно с уверенностью констатировать, что в 1999 году наш расчет оказался верным: только в союзной "двойке" мы наиболее полно смогли реализовать весь накопленный опыт и потенциал на принципах взаимного доверия и партнерства, - подчеркнул белорусский лидер на заседании ВГС. - Создан уникальный мировой опыт: "две страны - две экономики - одно экономическое пространство". Этот опыт проверен временем и доказал свою состоятельность".
С коллегой согласен и Владимир Путин: "Интеграция на деле приносит ощутимую пользу гражданам обеих наших стран, способствуя повышению качества их жизни и благосостояния. Главное, что российско-белорусские отношения союзничества, стратегического партнерства выстраиваются на незыблемых принципах дружбы и добрососедства, взаимного уважения и учета интересов друг друга".
Об успехах союзной интеграции можно говорить много и долго, но важнее обсуждать то, что не сделано, то, как еще укрепить объединение. Тем более в нынешних внешнеполитических условиях, при санкционном давлении и прочих вызовах нужна скоординированная и ответственная работа правительств, всех секторов экономики.
Александр Лукашенко в своем выступлении обозначил несколько стратегических направлений дальнейшего развития интеграционного объединения. "Прежде всего необходимо убрать балласт проблем, вокруг которых мы топчемся уже не первый год. Такие проблемы есть, - обозначил он. - Считаю, что задача номер один - реализация единой экономической политики и обеспечение равенства прав граждан на нашем союзном пространстве. Нам пока не удалось выйти на тот уровень самодостаточности и независимости нашего объединения, при котором мы могли бы осуществлять долгосрочное планирование своего развития и были бы защищены от внешней конъюнктуры и различных вызовов".
По словам Александра Лукашенко, инструменты решения этой задачи понятны: скоординированная промышленная политика, общие подходы к обеспечению продовольственной безопасности, единый энергетический рынок, планомерное достижение технологического суверенитета и рациональное импортозамещение. Важно также устранить оставшиеся препятствия в двусторонней торговле, подчеркнул Президент.
"Мы уже приступили к реализации совместных проектов в таких областях, как микроэлектроника, станкостроение, авиастроение, судостроение. Но пока движемся не совсем быстро. На сегодняшний день реализуется лишь 27 импортозамещающих проектов. Для объединенного рынка Беларуси и России, объем которого оценивается в $2 трлн по совокупному ВВП, эта цифра должна быть, я думаю, в сотни раз больше", - заявил Александр Лукашенко.
"Для функционирования равноправной и справедливой экономической среды мы рассчитываем на скорейший запуск объединенных рынков газа, нефти и нефтепродуктов. Работа по этим направлениям у нас развернута", - сказал Президент.
Но какие бы цели ни преследовали Беларусь и Россия, строя Союзное государство, его основная целевая аудитория - их граждане, подчеркнул Александр Лукашенко.
"Те, кто верит в нас, доверяет нам, рассчитывает на внимательное реагирование на их нужды и потребности. Поэтому особая тема - обеспечение равных прав граждан Беларуси и России, - отметил глава государства. - За прошедшую четверть века многое решено в вопросах миграции, социально-трудовых отношений, здравоохранения".
Так, отсутствуют ограничения на перемещение по территории обоих государств. Обеспечены равные права в сферах трудовой деятельности, признания трудового стажа и охраны труда. Урегулированы вопросы пенсионного обеспечения и соцстрахования. Всем гражданам оказывается скорая и неотложная медицинская помощь. Только в 2023 году в Беларуси получили медицинскую помощь около 60 тыс. граждан России. Оказывается поддержка семьям с детьми и отдельным категориям населения. "И что нас очень радует: на любые праздничные дни и вообще Беларусь - самая привлекательная страна для туристических поездок такой гигантской страны, как Россия, - сказал Президент. - Но еще многое предстоит сделать. Каждый человек должен на деле, без ограничений ощутить все преимущества нашего союза".
Александр Лукашенко отметил, что белорусские экспортные грузы пошли через российские порты, что принесло взаимную выгоду. С одной стороны, это решило задачу Беларуси по организации логистики экспорта, с другой - дало существенную прибавку к прибыли российских компаний.
"Но незадействованных резервов пока очень много. На очереди - реализация проекта по Северному морскому пути. Мы уже попробовали транспортировать грузы по этому пути - получается хорошо", - заявил Президент.
Российские партнеры также работают над пилотным проектом по созданию высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. "Рассчитываем на ее продолжение по маршруту Москва - Минск. Ваше, Владимир Владимирович, заявление о том, что такая магистраль из Москвы через Минск до Бреста будет, воодушевило белорусов, потому что очень много людей перемещается из Минска в Москву, и недавно мы были вынуждены еще два поезда добавить", - рассказал глава государства. О военно-политической безопасности
По его словам, это позволит не допустить нарушения территориальной целостности Беларуси и России, сохранить суверенитет и независимость, а главное - сформировать гарантии мирной жизни для граждан обеих стран.
"Только наше намерение подписать этот договор слишком возбудило наших, как вы говорили, "партнеров" на Западе. Это, наверное, неплохо: они это заметили", - сказал Президент.
О планировании и перераспределении трудовых ресурсов
Глава государства констатировал, что ежегодно российский рынок труда привлекает значительное количество белорусов, что означает нехватку рабочих рук в самой республике.
"Та же проблема, что и у России. Нам нужна согласованная политика в этой области и действенные правовые механизмы, учитывающие интересы обеих сторон", - подчеркнул белорусский лидер.
О священной теме в повестке дня
Александр Лукашенко подчеркнул, что в повестке Союзного государства всегда присутствуют особые, священные темы. В мае 2025 года белорусы и россияне вместе с другими народами бывшего СССР, с теми, кто разделяет эти ценности, отметят 80-летие Победы в Великой Отечественной войне.
"Это важнейшая памятная дата для наших людей, связанных общей историей, близких духовно и культурно. Так же, как и наши предки 80 лет назад, 9 Мая мы вместе на Красной площади помянем жертв той страшной войны и отметим важную годовщину исторической Победы советского народа над фашизмом", - заявил Президент.
К важной юбилейной дате, которая отмечается в 2025 году, - 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, - утвержден план мероприятий, которые пройдут на территории Беларуси и России. Внесены изменения в положение о Постоянном комитете СГ, приняты необходимые решения по подготовке к следующим заседаниям ВГС.
Еще одна тема, которая не обсуждалась на заседании, тем не менее стала одной из самых громких по итогам ВГС. "Вопрос очень серьезный, и лучше пусть это будет открыто, чем потом будут разные конспирологические подходы, как и проблемы", - сказал Александр Лукашенко.
Он пояснил, что Беларусь очень беспокоит ситуация в Европе, особенно вблизи белорусских границ со стороны Польши и Литвы. А это в том числе угроза совместной группировке Союзного государства. В связи с этим Президент обратился к Владимиру Путину: "Я хочу публично попросить вас, чтобы новые системы вооружения, и прежде всего "Орешник" (новейшая российская ракетная система. - Прим. БЕЛТА), были размещены на территории Беларуси. Это серьезно успокоило бы некоторые "умы", которые уже готовы воевать против Беларуси". Здесь важно напомнить, что о размещении "Орешника" в Беларуси Александр Лукашенко впервые заявил еще в конце ноября в Астане, отвечая на вопросы журналистов на полях саммита ОДКБ. Правда, тогда сказал, что предложил это Владимиру Путину как бы шутя. Что же, видимо, это только подтверждает расхожее утверждение, что в каждой шутке всегда есть только доля шутки. "Я не думаю, что это была шутка. Вообще слова Президента надо воспринимать очень серьезно, даже если они в такой манере говорятся", - отметил в беседе с журналистами глава МИД Беларуси Максим Рыженков.
Такое размещение целесообразно в том числе в рамках принятых Концепции безопасности и Договора о гарантиях безопасности в Союзном государстве. "С одним только условием - что цели для этого оружия будут определяться военно-политическим руководством Беларуси, - отметил глава государства. - Нас упрекают: ядерное оружие, ядерное оружие - разместили и так далее. Это ("Орешник". - Прим. БЕЛТА) не ядерное оружие, но очень эффективное".
Владимир Путин в свою очередь заявил, что с учетом имеющихся договоренностей, в том числе подписанных на нынешнем ВГС, считает возможным размещение в Беларуси этих комплексов. "Это станет возможным, думаю, во второй половине следующего года: по мере наращивания серийного выпуска таких комплексов в России и по мере поступления этих ракетных систем на вооружение российских войск стратегического назначения. Эти комплексы будут поступать на вооружение в РВСН (ракетные войска стратегического назначения. - Прим. БЕЛТА) России и параллельно начнем их размещение на территории Беларуси", - заявил российский Президент.
Он уверен, что размещение таких комплексов в Беларуси будет связано с минимальными затратами на подготовку инфраструктуры. "Несмотря на то, что они будут входить в комплекс РВСН России, тем не менее определение объектов поражения на территории вероятного противника, безусловно, будет оставаться за военно-политическим руководством Республики Беларусь. Это очевидно, я считаю", - поддержал Владимир Путин позицию белорусского коллеги и по второй части просьбы.
Александр Лукашенко заявил, что его очень устраивает такой ответ. "Я воспользовался нашей дружбой в том плане, что если хотите от Путина что-то получить, добейтесь, чтобы он публично что-то пообещал", - подытожил белорусский лидер.-0-