Выборы в Совет Безопасности ООН почти всегда были вопросом большой политики и больших денег. Такую точку зрения выразили корреспонденту БЕЛТА в постоянном представительстве Беларуси при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве, размышляя над итогами состоявшегося 6 июня выборов непостоянных членов СБ ООН, единственным кандидатом в которые до недавнего времени была наша страна.
В белорусском постпредстве рассказали о некоторых подробностях политики больших денег, когда богатые и не очень страны старались щедро вкладываться в подобные предвыборные кампании.
Так, например, в 1998 году одна из претендентов от западно-европейской группы стран - Греция - организовала бесплатный тур по Средиземному морю для всех желающих прокатиться послов зарубежных государств, а ее конкурент - Канада - пригласила иностранных дипломатов и их семьи на бесплатное представление Cirque du Soleil в центре Нью-Йорка.
Кто-то устраивал многочисленные обеды и приемы для представителей государств - членов ООН с раздачей сувениров и вкусняшек национальной кухни. Кто-то направлял специальных послов и посланников по всему миру агитировать иностранные правительства голосовать в поддержку конкретной страны. Кто-то просто распространял печатные листовки в Нью-Йорке.
Белорусские дипломаты напомнили, что выборы в СБ ООН проводятся не огулом, а от региональных групп. И страны африканской, латиноамериканской, иногда и азиатской групп предпочитают выдвигать количество кандидатов по числу вакансий для региона, чтобы уважительно не конкурировать друг с другом и придерживаться очередности избрания в приоритетные органы ООН.
"Раньше так иногда бывало и в восточноевропейской группе, куда входят и Беларусь, и Словения. Но после того, как из 23 государств этой группы 18 стали членами и кандидатами в ЕС, а многие из них к тому же вступили в НАТО, единая позиция группы, в том числе по конкурентным выборным вопросам, стала практически недостижимой, а большинство ее членов стали следовать установкам блоковой политики Брюсселя и Вашингтона, - обратили внимание в постоянном представительстве. - Надо сказать, что в выборах в СБ ООН даже в недолгие времена "взаимопонимания" и "дружбы-жвачки" пяти постоянных членов СБ ООН (Великобритания, Китай, Россия, США, Франция) всегда были закулисные ставки. Тот, кто делал ставку и поддерживал определенного кандидата, тот мог рассчитывать и на последующий заказ музыки, то есть на определенную позицию при голосовании в СБ ООН".
Конечно, не все и не всегда так прямолинейно и цинично, считают белорусские дипломаты. Политика - тонкое дело, в ней и прагматичный национальный интерес, долгосрочный или ситуативный, и идеология, и прочие моменты и нюансы. Но, согласно сторонним наблюдениям, в том числе западным, в последние пару десятков лет наибольшие шансы выиграть выборы в СБ ООН имели страны, стабильно получающие помощь на цели развития от США, завязанные на проекты Всемирного банка, ну и исповедующие "демократию" вашингтонско-брюссельского разлива. Такие вот моменты в партитуре.
"То, что Беларусь в нынешней ситуации пошла на выборы, понимая, какая машина против нас работает, а не трусливо сняла свою кандидатуру (такой вариант был всегда), - это смелый и правильный шаг. Смелый также шаг - проголосовать за Беларусь в условиях давления этой машины, - считают белорусские дипломаты. - То, что мы проиграли, - не трагедия. И уж тем более не "клеймо изгоя", как это пытаются подать всякие съехавшие за кордон клевреты".
В постоянном представительстве Беларуси рассказали, что история выборов в Совет Безопасности ООН богата проигрышами более или менее драматичными. Например, в 2020 году Канада, не сумев набрать требуемых 2/3 голосов, проиграла Ирландии и Норвегии. Румыния в 2019 году проиграла Польше. Израиль в 2018 году снял свою кандидатуру, видимо, просчитав свой весьма вероятный проигрыш, ну, и облегчил выборы Бельгии и Германии на два места для западноевропейской группы в Совбезе ООН. Годом ранее, в 2017-м, то же сделала Болгария в пользу Польши.
Таиланд в 2016 году проиграл Казахстану (55 против 138). Турция в 2014 году проиграла Испании и Новой Зеландии, набрав в третьем раунде только 60 голосов против 132, полученных Новой Зеландией. Финляндия в 2012 году проиграла Австралии и во втором раунде - Люксембургу (62 против 131). Кыргызстан в 2011 году уступил Пакистану со счетом 55:129.
Словения в 1997 году обставила свою соседку Македонию, получив 130 голосов против 30. Результат недалек от голосования 6 июня 2023 года. "Но, заметьте, никто и подумать не мог на этом основании называть Македонию парией мировой политики, или как еще там сегодня бесстыдно поют всякие кукушки про Беларусь, - подчеркнули в постпредстве Беларуси. - Кстати, в 2010 году та же Словения, соперничавшая с Азербайджаном, в течение 16 (16!) раундов "застревала" примерно на 70-90 голосах, уступая сопернику, который тоже не мог добирать до требуемых 2/3 голосов 50-30 соответственно. Отчаявшись от такого позорного упражнения в выборах, Словения сняла свою кандидатуру".
"Так что, возможно, ее выдвижение и результат выборов 6 июня 2023 года, на который, очевидно, работал весь западный блок в последние полтора года, выглядит как "коллективно-западный леденец" за "муки" 2010-го (ну и пусть грызет), ну и за беззаветную преданность делу нового "вашингтонско-брюссельского порядка, основанного на правилах", - заметили в белорусском постоянном представительстве.
Наряду с этим дипломаты обратили внимание: "Порядка 60 стран мира никогда не были членами Совета Безопасности ООН, а Беларусь была в 1974-1975 годах. И, уверены, еще будет".
При этом в постпредстве заметили, что это возможно лишь при условии: "Если только, конечно, Совет Безопасности ООН сохранится в его нынешней конфигурации в это высокотурбулентное время".
БЕЛТА.-0-