В ожидании долгожданной поездки по узкоколейке - минчане Лия и Роман Шпаковские.
- Случайно нашли информацию в интернете об этой узкоколейке - единственной в Беларуси. Ожидаем большое приключение на три часа. Берем собаку с собой. Уверены, будет интересно! - говорит Лия.
Пока новая группа только теряется в догадках, чем удивит необычная экскурсия, своими эмоциями от путешествия делятся уже побывавшие на ней ребята из Минска.
- Очень необычно. Это новое предложение в сфере белорусского туризма. Как правило, в заказниках и заповедниках экскурсии проходят совсем рядом со входом. А здесь настоящее погружение: мы проехали через весь заказник. Достаточно необычная транспортировка - не пешком, не на велосипедах. Определенно стоит попробовать такой опыт. А нам, думаю, даже повторить, - делится Илья Патока.
- Здорово! Был ряд остановок с экскурсионными вводными по заказнику, рассказывали про обитателей, природу. Мы много снимали на телефоны: места и виды красивые, мост потрясающий. Только положительные эмоции остались, - отмечает Владимир Мартынов.
Его дочь, 6-летняя Алиса, тоже не скрывает впечатлений от экскурсии:
- Я видела болота, лягушки квакали громко. Про новые растения услышала и про животных тоже. Ехать было совсем не страшно. На обратной дороге даже попросилась вперед.
Для увеличения посадочных мест для второй группы организаторы добавляют еще одну дрезину.
- На этой транспортной дрезине все просто: педаль газа и тормоз, - вводит в технические нюансы ведущий специалист Республиканского ландшафтного заказника "Озеры" Владислав Мамуль. - Она немного модернизирована: заменен мотор на китайский марки Honda. Поэтому есть коробка передач, ручка сцепления. Выдает до 9 "лошадок". В оригинале же на дрезине стоит двухцилиндровый четырехтактный двигатель "Днепр" или "Урал". При малой загрузке Honda тянет отлично. Если побольше, то надо учитывать рельеф: спускаемся вниз - газ немного убираем, даже в некоторых моментах притормозить надо. Если поднимаемся на горку, то нужно разгон брать. Если же едем на заводской, то рельеф можно не учитывать - двигатель мощный.
Это две работающие дрезины в Беларуси. Еще две (в Барановичах и Бресте), но на широкую колею, находятся в музеях как экспонаты.
- Сотрудничаем с общественным объединением по сохранению узкоколеек в Беларуси "Неизведанная узкоколейка". Помогает нам Артем Слизкий. Без них мы не сделали бы ничего, потому что у нас есть дорога, но не на чем кататься. У них же есть на чем кататься, но нет дороги, - рассказывает директор Республиканского ландшафтного заказника "Озеры" Дмитрий Морозик. - Они сейчас занимаются поиском и реставрацией раритетных вагонов для создания музея узкоколеек в Дитве под Лидой. Там туристы смогут познакомиться с историей узкоколеек, прокатиться на поезде в пассажирском вагоне и увидеть их в деле как промышленный транспорт.
Дмитрий Морозик рассказывает, как появилась идея нового маршрута:
- Торфобрикетное предприятие, которое использовало узкоколейную дорогу, закрылось, а 10-километровая железная дорога осталась. Было грех не воспользоваться - она проходит поперек заказника с востока на запад. Дорога после решения всех документальных нюансов оказалась в распоряжении заказника. Мы разработали экскурсию, которая стала частью глобальной экскурсии по заказнику. Защитили ее в Национальном агентстве по туризму. Сегодня она пользуется огромной популярностью: на майские выходные все места раскупили. Приезжают не только белорусские туристы, но и из России, Китая.
Теплое время года - самое популярное время для экскурсий. Хотя есть опыт проведения их и зимой.
- Но из-за того, что, видимо, рядом с рельсами теплее, местные кроты устраивают нам диверсии, - смеясь, добавляет Дмитрий. - Кротовины не давали проехать дрезине. Да и со снегом она тяжелее идет.
По словам директора заказника, в Беларуси осталось всего около 20 узкоколейных железных дорог. Общая протяженность - примерно 300 километров. В основном они все находятся в ведении торфопредприятий и используются для промышленных целей. Но только та, что расположена в Озерах, позволяет окунуться в заповедный мир уникальной природы. Примечателен и тот факт, что эта узкоколейка проходит по крупному искусственному сооружению - мосту через озера Кань и Белое.
- Уникальность заказника в его мозаичности. "Озеры" располагаются в пределах Озерской водно-ледниковой низменности. В сочетании с озерами ледникового происхождения, участками низинных и верховых болот и долинами рек, которые пересекают территорию заказника, рельеф делает ландшафт красочным и необыкновенным. Он меняется очень резко, и из-за этого разнятся биотопы и экосистемы. На 10 километров сменяются как минимум 6-7 биотопов, - отмечает директор заказника.
Кстати, краснокнижник орлан белохвост, рассказывают местные, частенько приветствует туристов на финише узкоколейки. А четыре остановки на маршруте дают возможность узнать все самое интересное.
● Заказник "Озеры" создан 5 марта 1990 года, чтобы сохранить в естественном состоянии ценные природные лесоозерные комплексы с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Беларуси. Площадь - более 23 тысяч га.
● На территории заказника зарегистрировано более 780 видов сосудистых растений, в том числе 16 охраняемых видов, внесенных в Красную книгу (прострел раскрытый, лук медвежий, линнея северная, венерин башмачок настоящий, ладьян трехнадрезной, многоножка обыкновенная).
● Животный мир не менее разнообразен. В границах заказника зарегистрировано не менее 188 видов наземных позвоночных животных, из них 21 - краснокнижные. В их числе - рысь европейская, барсук, большой подорлик, медянка. Здесь также обитает зубр.
● Вдохновиться на новое и интересное путешествие можно с помощью 3D тура, который разработали в заказнике.
| Катерина БЕНАДЫСЮК, газета "7 дней", фото Леонида ЩЕГЛОВА.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
"Нам балласт не нужен". Девушка-пилот рассказала, как это – летать на воздушном шаре
Больше чем музей. Чем заманивают туристов на современные экспозиции?
Составили идеальную велоэкскурсию выходного дня для новичков! Готовьте воду и бутерброды