Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Калейдоскоп

"Заходится от крика". Чем цепляет иммерсивный спектакль "Молодая гвардия. Портал"?

08.10.2025 | 16:55
Представленный в канун 80-летия Победы студенческий спектакль произвел впечатление даже на профессионалов. Что за постановка и будет ли продолжение? Событие случилось в стенах Белорусской государственной академии искусств. Студенты 1-3-х курсов театрального факультета (с сентября - факультет кино, театра и телевидения) показали иммерсивный спектакль, который для зрителей стал настоящим откровением. Произведение создано по мотивам известного романа советского писателя Александра Фадеева и рассказывает о краснодонской подпольной молодежной организации "Молодая гвардия". Получился искренний, проникновенный до слез разговор со зрителем о судьбах и героизме ребят, которые в годы войны были ровесниками тех, кто воплощает их образы на сцене.

Сразу отметим, спектакль создали при поддержке Министерства культуры. На показе присутствовал руководитель ведомства Руслан Чернецкий. Он внимательно следил за происходящим, а после спектакля пообщался с будущими профессиональными актерами за кулисами. Думаю, напутственные слова заслуженного артиста Беларуси упали на благодатную почву. Тем более что студенты не только исполняли роли, но и обеспечивали декорации, свет и музыку, различные звуковые эффекты. А это тоже крайне важная составляющая любой постановки, а иммерсивной, где зритель становится активным участником и взаимодействует с актерами, тем более.

Режиссер патриотического спектакля - доцент кафедры мастерства актера и режиссуры Белорусской государственной академии искусств Наталия Башева. Она - увлеченный театром человек, опытный педагог - знает, как вдохновить участников спектакля, донести до их сердец идею, которую выстрадала сама, и добиться яркого, берущего за душу воплощения задумки на сценических подмостках. А это очень непростая задача, когда в зале 700-800 человек, а действие происходит буквально на расстоянии вытянутой руки от зрителя. Но в этом, по мнению Наталии Олеговны, заключается великая сила театрального искусства: оно сближает и помогает лучше понимать друг друга.
За кулисами: как рождается спектакль

В свое время призер и лауреат международных и республиканских театральных фестивалей Наталия Башева была главным режиссером Театра юного зрителя. При издательском отделе Белорусского Экзархата создала духовный театр. Теперь у нее своя театральная мастерская, один из главных проектов - молодежный театральный форум "Сила жизни". С тематическими спектаклями для подростков и молодежи на острую социальную тематику - борьба со СПИДом, наркоманией, алкоголизмом, предупреждение суицидов и тому подобное - ездят по всей стране.

С известным режиссером и педагогом мы встретились в Доме литератора. Здесь, к слову, размещается Камерный драматический театр, который является структурным подразделением театральной мастерской Наталии Башевой. В его репертуаре множество драматических и музыкальных спектаклей для детей и взрослых. С театром сотрудничают мастера сцены, художники, балетмейстеры, композиторы. Но на этот раз нас ждала встреча с начинающими актерами - студентами-третьекурсниками Академии искусств, которые воплотили образы молодогвардейцев в иммерсивном спектакле "Молодая гвардия. Портал".

- Мне всегда интересно работать для молодежной аудитории, - рассказывает Наталия Олеговна. - И темы поднимать острые, те, что волнуют юное поколение, - социальные и патриотического толка.

Наталия Башева при этом вспомнила случай из своей режиссерской практики. Лет пятнадцать назад в ТЮЗе ставила спектакль "А зори здесь тихие" с составом молодых актеров. И ее зацепила их реакция на разговоры о патриотизме, долге, чести, любви к Родине. Почему-то многим это показалось чем-то искусственным, пафосным.

- Наверное, тогда я осознала, как мало мы говорим с новыми поколениями на эти важные темы, - рассказала Наталия Башева. - Собственно, это и подтолкнуло заняться театральным иммерсивным проектом "Сила жизни". С ним мы объехали всю Беларусь, побывав не только в городах, но и в сельской местности.
Можно сказать, из сплава приобретенного опыта и неуемного желания творить правду театральными средствами родился спектакль "Молодая гвардия. Портал". Приемом иммерсивности зритель максимально глубоко погружается в действие на сцене, он словно становится участником происходящего. Мягкие волны реки, холодный свет луны и грохот битвы - талантливо создана каждая деталь спектакля, будь то декорации либо световое и звуковое оформление. Эмоции, которые рождаются во время просмотра, кажется, способны разрушить все внутренние преграды и сомнения.

- Ложь и скука - вот что никогда не прощают, - утверждает Наталия Башева. - Об этом всегда надо помнить и не создавать спектаклей, во время которых в зале станут отвлекаться на мобильный телефон. Зритель безусловно имеет право быть требовательным. Нужно суметь добиться взаимопонимания с ним. Это удается, если происходящее на сцене по-настоящему захватывает, заставляет задуматься о самом важном, земном и вечном. О том, как жить и какие поступки совершать.

Идея нового спектакля зрела давно. И все же, прежде чем приступить к постановке спектакля "Молодая гвардия. Портал", Башевой пришлось немало потрудиться. Этот период она называет "застольным". Перечитав еще раз роман, Наталия Олеговна несколько месяцев занималась изучением архивных материалов.

- Мне эта тема очень близка, - рассказывает она. - Я ведь родом из тех мест, из шахтерской Горловки. Нас еще школьниками возили в музей в Краснодоне, посвященный героям-молодогвардейцам. Показали шурф, куда фашисты сбросили их растерзанные тела. Увиденное шокировало и навсегда осталось в памяти.
Творческое кредо Наталии Башевой - создавать спектакли на темы, которые волнуют молодежь

Почему, помимо художественного романа, обратилась еще и к архивным документам? На этот вопрос Наталия Олеговна отвечает просто: чтобы о подвиге молодых подпольщиков рассказать убедительно, ничего не исказив, нужно знать всю правду. Для нее также важно было постараться выяснить, какие мотивы заставляли подростков и молодежь рисковать жизнями, что придавало им сил в борьбе с врагом.

- Я нашла для себя ответ на этот вопрос, - признается собеседница. - Огромной движущей силой была любовь! Кто-то из ребят впервые влюбился. Они очень уважали и ценили родителей и родных, наслаждались мирной жизнью… Абсолютно уверена: в сердце каждого молодогвардейца было это светлое чувство. И готовность, рискуя жизнью, защитить самое дорогое.

"Ложь и скука - вот что никогда не прощают".

Постановка "Молодая гвардия. Портал" не развлекательная. Она заставляет задуматься о многих вещах. Этот спектакль - настоящее откровение. Судя по отзывам первых зрителей, многие из них чувствовали себя частью происходящего на сцене. И это были очень личные переживания. Вышли из зала с каким-то новым пониманием себя и мира.

- Не так просто достучаться до молодых людей, - считает студентка Любовь Конюхова. - Сейчас каждый больше зациклен на себе, своих эгоистичных чувствах. Вот начали разбирать произведение, и мало кто мог сам дойти до понимания, что такое вообще подвиг? Почему он проявляется в экстремальных ситуациях? Что значит совершить подвиг во имя родной страны? Хотели до современников донести мысль, что любовь к Родине - это непреходящее чувство, из поколения в поколение.
Актеры спектакля "Молодая гвардия. Портал": Степан Азарян (Жора Арутюнянц), Екатерина Савицкая (Валя Борц), Юрий Ковальчик (Толя Орлов), Любовь Конюхова (Ульяна Громова)

В спектакле Любовь играет Ульяну Громову, девушку немного жесткую и при этом очень ранимую, чувствительную, которая всем хочет помочь. Этот характер близок и понятен начинающей актрисе.

- Когда Наталия Олеговна предложила эту роль, я обрадовалась, - улыбается Любовь. - Кажется, у меня получилось. Моя героиня проживает на сцене один из самых эмоциональных моментов. Ульяна, как помним по книге, влюбилась в молодого сержанта, который погибает на ее глазах вместе со всеми молодогвардейцами. Сердце девушки разрывается от боли, и она, видя весь этот ужас, заходится от крика. Эта сцена - одна из самых эмоциональных и драматичных в спектакле, на мой взгляд. Думаю, ни один зритель не остался равнодушным.

На первый показ Любовь пригласила 12-летнюю сестру и, по собственному признанию, была удивлена ее реакцией и восприятием постановки.

- Сомневалась, насколько детям могут быть интересны подобные театральные произведения, - рассказывает Любовь Конюхова. - И меня сильно удивило то, что спектакль не просто понравился сестре - она была в восторге. Столько эмоций, а уж сколько вопросов, которые она мне задавала про героев постановки! Так что этот спектакль - вещь мощная, убедительная. Во многом благодаря таланту режиссера.

- Мне тоже очень нравится мой персонаж, - подхватывает разговор студентка БГАИ Екатерина Савицкая.
Слева: афиша премьерного показа. Справа: перед показом, в центре - первый проректор Белорусской государственной академии искусств Елена Ротмирова

Она играет одну из участниц подпольной группы молодогвардейцев Валю (Валерию) Борц. Спортсменку, автомобилистку, боевую барышню. Эдакую девочку в шортах, немного с мужским характером. В романе ей удалось выжить: до того как пришли немцы, она перебралась в другой город, и это спасло ей жизнь. Но по большому счету у нее и выбора другого не было, ведь она должна была передать важную информацию. Валерия понимала, что родители и вся родня остались в заложниках у фашистов. С потерей близких ей нелегко было смириться всю жизнь.

"Хотели до современников донести мысль, что любовь к Родине - это непреходящее чувство, из поколения в поколение".

Об этом студентка театрального факультета Екатерина Савицкая узнала из сохранившихся писем Валерии Борц. Особенно молодую актрису поразило послание, которое написал Вале (Валерии) молодой человек. Трудно даже представить, каково было ей читать эти строки: "Валечка, возможно, мы с тобой никогда не встретимся, потому что меня уже не будет в живых, но приходи на мою могилу и помни, что я всегда рядом с тобой".

- Меня это так зацепило, что до сих пор нахожусь под впечатлением, - делится переживаниями студентка.

В романе не показано, что молодые люди встречались. Скорее, просто тепло дружили. Письмо Валерии парень написал, находясь на пороге смерти после многочисленных пыток. До адресата оно дошло намного позже.

- Это ведь были подростки, даже младше меня, - говорит Екатерина. - И они уже создавали подпольные организации, имели достаточно мужества и отваги, чтобы противостоять врагу как взрослые бойцы. Иногда думаю: а я смогла бы так? Надеюсь, что никогда не окажусь в таких обстоятельствах и мне не придется делать выбор.
Студенческий спектакль "Молодая гвардия. Портал" - не просто постановка по мотивам известного произведения. Это приглашение к диалогу, к осмыслению вечных ценностей и поиску ответов на вопросы, которые волнуют нас и сегодня.

Спектакль напоминает нам о том, что подвиг - не абстрактное понятие из учебников истории, а реальный выбор, сделанный молодыми людьми в самые страшные времена. Мы видим их страхи, сомнения, но главное - непоколебимую веру в правое дело.

- Тяжелее всего, конечно, прочувствовать ушедшее время, то, как складывались тогда обстоятельства, - делится впечатлениями от работы над спектаклем студент Юрий Ковальчик. Он играет молодогвардейца Толю Орлова. - Мой персонаж - не главный и не легендарный герой, как Олег Кошевой, но этот маленький человек способен совершать настоящие поступки. Когда ему надо было уезжать из Краснодона, он не оставил друга с аппендицитом одного в беде. Так что "Молодая гвардия" - это еще и о дружбе.

Молодогвардейцы действительно дружные, словно семья, объединенная большой идеей. Пожалуй, умения дружить, по мнению Юрия Ковальчика, не хватает современной молодежи.

- Это очень бросается в глаза, - говорит он. - Выхватив взглядом из толпы молодого человека, как правило, видишь: он абсолютно никого не замечает, уткнувшись в телефон. Нет живого общения, обмена идеями. А ведь в том же романе "Молодая гвардия" можно найти яркие примеры дружбы, сплоченности, зарождения первой любви.
"Портал" в названии спектакля - не просто метафора. Это мост между прошлым и настоящим. Студенты, воплощая на сцене образы героев "Молодой гвардии", становятся своего рода проводниками, передающими эстафету памяти. Они показывают, что история не заканчивается, подвиги предков должны жить в наших сердцах и умах. Это заставляет задуматься о собственной роли в сохранении исторической памяти, о том, как мы передаем ценности следующим поколениям.

- Мой герой в этом спектакле - армянский парень Жора Арутюнянц, один из организаторов подпольной "Молодой гвардии", - вступает в разговор начинающий актер, студент Степан Азарян. - О нем мало дополнительной информации. Однако я все же выяснил, что Жоре удалось сбежать. Известно, что позже он записался добровольцем в Красную армию, дошел до Берлина. В мирное время преподавал в военном училище.

"Наш спектакль открывает для молодежи истинные понятия и ценности".

На примере спектакля "Молодая гвардия" легко проследить, на что готов каждый из молодых людей, движимый таким сильным чувством, как любовь.

- Мне близки и понятны переживания героев, - говорит Степан. - Когда родную землю оккупировали фашисты, то как не пойти защищать семью, друзей, свой дом? Возможно ли все бросить и сбежать, спрятаться? Уверен, наш спектакль открывает для молодежи истинные понятия и ценности. Уроки прошлого нельзя игнорировать.

Парень говорит, что, по его мнению, спектакль побуждает задуматься: какие "порталы" открываются перед нами сегодня? Какие вызовы стоят перед молодым поколением? И как мы можем, подобно героям прошлого, проявить мужество и ответственность?..
- Здесь, я думаю, поможет взгляд, обращенный в прошлое, тщательное изучение каждой страницы Великой Отечественной войны, - рассуждает Степан Азарян. - А культура, искусство - надежные, эффективные помощники в этом деле. Тогда совершенно естественно появится чувство гордости за нашу страну, восхищения теми людьми, которые немало сделали для ее процветания.

Все участники спектакля "Молодая гвардия. Портал" единодушны: оригинальные режиссерские решения сделали постановку максимально близкой, понятной и артистам, и зрителям. Некоторые сцены - прямое апеллирование к залу. Таким можно считать полилог (обращение сразу четырех персонажей) к матери или, например, танцы. Кстати, о танцах и музыке в спектакле. Они помогли вжиться молодым артистам в роль, создали своеобразную, неповторимую атмосферу. Надо отдать должное режиссеру и актерам - постановка не давит, не назидает.

Финальная сцена - одна из самых сильных в спектакле.

- Когда все молодогвардейцы стояли на сцене как на кресте, дрожь бежала по телу. В этот момент, мне кажется, мы словно прожили целую жизнь. Почувствовали, как замер зрительный зал - настолько ярким был акцент, - говорит Любовь Конюхова.

- Спектакль начинается через свет, ощущение радости и любви: молодость, красота, лето, счастье. Но вдруг все рушится, и каждый из героев понимает, что оказался перед выбором, - говорит Наталия Башева. - На наших глазах вчерашние школьники, полные юношеских мечтаний и надежд, превращаются в бесстрашных борцов, готовых отдать жизнь за свободу. Их мужество - не бравада, а осознанный выбор, основанный на глубоком чувстве ответственности и непринятии несправедливости. Очень надеюсь, молодые люди в зрительном зале в этот момент задаются вопросом: что сделал бы я?
Финальная сцена - одна из самых сильных в спектакле

В планах Наталии Башевой - новые версии постановки, выход на другие локации. А значит, иммерсивному спектаклю студентов и преподавателей Белорусской государственной академии искусств "Молодая гвардия. Портал" - жить.

- Мы напоминаем новому поколению о настоящих чувствах, которые рождают патриотизм, - говорит Наталия Олеговна. - С молодежью вообще нужно больше разговаривать. В том числе через приобщение к искусству во всех его проявлениях.

"Молодая гвардия. Портал" - искренний и честный спектакль. Главное, что он оставляет не только яркие впечатления, но и пищу для ума, побуждая к активной жизненной позиции и поиску ответов на самые важные вопросы.

| Снежана МИХАЙЛОВСКАЯ, журнал "Беларуская думка". Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА, а также предоставлены Наталией БАШЕВОЙ.

Читайте также:
"Спяваць у трубу" вясковыя жанчыны адмаўляліся. Як Генадзь Цітовіч збіраў матэрыял?
"С изгибами и выкрутасами". Этот белорус создает уникальные вещи из сибирской сосны!
Что изменится в Большом театре с приходом Артема Макарова? Поговорили с новым худруком
Теги
Беларусь