4 сентября, Москва /БЕЛТА - ТАСС/. Популярной телевизионной игре "Что? Где? Когда?" сегодня исполняется 40 лет.
"В игру вносились изменения, однако с первых дней в ней сохраняется невероятное напряжение", - объясняет секрет долголетия интеллектуального клуба его нынешний ведущий Борис Крюк.
Официальной датой рождения телепередачи считается 4 сентября 1975 года. В этот день впервые вышла в эфир "Семейная викторина "Что? Где? Когда?". В передаче приняли участие две команды - семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы. Команда знатоков, знаменитый волчок и минута обсуждения - все это появилось со временем.
"Игра постепенно менялась, - рассказал ведущий Борис Крюк. - Искали форму одежды знатоков, дошли до смокингов, решили, что лучше не придумаешь. Меняли количество секторов - их было 18, 40, потом 12, сейчас дошли до 13. Это оптимально, и мы это не меняем".
Борис Крюк, который стал ведущим игры после смерти ее основателя Владимира Ворошилова в 2001 году, считает "Что? Где? Когда?" не просто телепередачей, а именно игрой, "которая в каком-то смысле сродни спортивной". "Это, знаете, как баскетбол или хоккей, но только "Что? Где? Когда?" имеет интеллектуальный подтекст, - говорит он. - Одни следят за программой как за спортивным соревнованием, а другие вообще как за телесериалом, в котором Друзь мальчик, Друзь отец, Друзь дедушка".
Но главный секрет успеха телеигры, по его мнению, в заданном изначально формате и прямом эфире: "Думаю, если бы игра шла в записи, она бы давно загнулась. А прямой эфир - это нерв ведущему, знатокам, присутствующим в зале и, конечно, телезрителю. Здесь нельзя сказать - "Стоп! Это перепишем".
Генеральный директор Общественного телевидения России (ОТР) Анатолий Лысенко считает, что автор идеи Владимир Ворошилов настолько гениально заложил все основы и так все просчитал, что это позволило программе жить и быть интересной до сих пор. "Володя поймал самое главное - человеку всегда интересно видеть, как рождается мысль. И Володю всегда привлекал механизм рождения ответа. Это оказалось самым интересным", - сказал Лысенко.
По его словам, когда программа зарождалась, тут была заложена конструкция, которая работает четко как механизм. "Я бы сказал, что программа "Что? Где? Когда?" - это телевизионная машинка "Зингер". Вот ей 100 лет, а она работает", - отметил Лысенко.
Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Эдуард Сагалаев уверен, что азарт, который рождается во время игры, - это главное, что держит телезрителей. "Нужно сказать, что эту программу придумал гениальный человек, а развивалась она усилиями замечательной команды. Когда создавалась передача, я помню, у нас с Володей Ворошиловым были ожесточенные споры насчет призов, потому что в советское время не принято было деньги платить, и мы пришли к тому, что за победу в игре надо дарить книги. Потом со временем все встало на свои места, и он вернулся к денежным призам. И тогда он мне говорил, что деньги, азарт - все это движет людьми. Он знал, в чем суть игры, игра - это нечто такое, что составляет человеческую жизнь", - сказал Сагалаев. "Когда Володя ушел из жизни, Борис Крюк сумел очень успешно воспроизвести ворошиловские неповторимые интонации. Это дало вторую жизнь программе", - подчеркнул он.
О том, что игра по-прежнему популярна, говорит большое количество вопросов, которые приходят от телезрителей. "Например, пять лет назад к нам в среднем приходило около 30 тыс. вопросов в месяц. Сейчас, я думаю, что вместе с электронной почтой речь идет примерно о 50 тыс. вопросов в месяц, но все зависит от того, выходим мы в эфир или нет", - говорит ведущий.
Меняется и зритель игры. "Команда зрителей "Что? Где? Когда?" за последние 15 лет помолодела. Произошло это за счет интернета, быстрой связи. Есть, кстати, такие телезрители, которые относятся к телеигре как к виду заработка: они раз в неделю идут в библиотеку, что-то ищут, присылают и много даже удачных интересных вопросов, - отмечает Крюк. - Сейчас много вопросов приходит к нам в электронном виде. Количество рукописных писем снизилось".
"Кстати говоря, и вопросы стали лучше, интереснее, более масштабными, - продолжает Крюк. - В процентном отношении плохих вопросов стало меньше, хороших больше".
Борис Крюк вспоминает, что однажды в клуб пришла тетрадь объемом 96 листов, исписанная убористым почерком. Там оказалось 1400 вопросов. Авторы программы отобрали из них 3, а на стол знатоков попал всего один.
Одна из важных задач, которая стоит перед создателями игры - омоложение состава знатоков. "Нужно чтобы оставались те, без кого уже нельзя обойтись, но и появлялись новые лица. Надо клуб "подмолодить", - считает Крюк.
Некоторые элементы меняться точно не будут. Например, волчок. "Он не будет автоматизированным, а останется механическим, потому что к нему больше доверия у зрителей, объясняет Крюк. - Переодевать знатоков тоже не будем. Я думаю, что, если и будут какие-то изменения, то все надо делать небольшими шажками. Я против изменений ради изменений. Когда начинает что-то пробуксовывать, я думаю, что сделать. В игре должно быть все учтено и продуманно".
Ведущий говорит, что каких-то особых мероприятий, связанных с 40-летием игры, не будет: "Я сторонник не праздновать 40 лет, поэтому каких-то больших отмечаний не предвидится. В прошлый раз получалось, что мы бурно отмечали 33 года, а не 35 лет. Думаю, что следующая помпезная дата будет через 10 лет".
Согласно планам организаторов, осенняя серия игр "Что? Где? Когда?" должна начаться в октябре. "Дата выхода в эфир зависит от планов Первого канала. Мы просим начать с 3 октября, но может нас "сдвинут", - заключил Крюк.
Сохраняющаяся популярность телеигры подтверждается и не падающими рейтингами. Согласно данным, которые привели в исследовательской компании TNS Russiа, один из высоких показателей по телесмотрению "Что? Где? Когда?" был зафиксирован в 2002 году. Тогда среднее количество смотревших "Что? Где? Когда?" составило почти 25% россиян старше 4 лет.
Несмотря на то, что в последние годы показатели по телесмотрению этой игры ниже, они все равно считаются высокими и могут по рейтингам конкурировать с успешными проектами, которые сегодня идут по телевидению. В прошлом году средняя доля программы составила 11,3%, а рейтинг - 2,7%.
Такой же высокий интерес российские телезрители проявляют, например, к программе "Поле чудес", которой в октябре исполнится 25 лет, и к игре КВН, выходящей в эфир более 50 лет.-0-