Писатель, драматург и преподаватель литературного мастерства Влада Ольховская - человек, полный неожиданностей, уверяют те, кто знаком с ее творчеством. Ее книги выпускают шесть издательств Беларуси и России, а спектакли по ее пьесам поставлены в семи странах. По признанию Влады, она не ведет счет своим вышедшим в свет произведениям, как и многочисленным победам в международных литературных конкурсах. Просто получает удовольствие от писательства.
- Как бы вы прокомментировали такое совпадение: в день нашего интервью я собиралась в кино, но сеанс отменили. Стала искать, куда еще можно сходить, и наткнулась на два спектакля. Один я уже видела, а второй оказался поставлен по вашей пьесе…
- В моей писательской жизни таких совпадений было немало - например, книга попадала к нужному издателю в нужный момент. А с пьесой "Трикстер клуб" вообще какая-то литературная карма связана. Это моя первая пьеса, поставленная в профессиональном театре. Белорусский режиссер случайно нашел ее на российском конкурсе, а потом уже увидел, что автор - из Беларуси. Все сложилось как надо.
Такие совпадения научили меня главному: если что-то не получается - не стоит сразу расстраиваться. Значит, просто еще не время. Я верю в это и часто говорю начинающим писателям: когда история захочет "выстрелить" и прозвучать, это часто не зависит от нас. Главное - не сдаваться, честно делать свое дело. И все получится.
"Надеюсь, после вручения Национальной премии меня заметят и дома"
- Хочу отметить, что зал был полон во время показа "Трикстер клуба". Зрители живо реагировали на игру актеров, много смеялись. Каково это - видеть свои произведения на сцене?- Один театральный продюсер как-то сказала, что средний срок жизни спектакля - три года, потом публика устает. "Трикстер клуб" идет уже шесть лет и иногда ставится по три раза в месяц. Все потому, что эта история оказалась нужной именно здесь и сейчас.
Моя первая постановка в большом театре случилась там, где я могла прийти, посмотреть, пообщаться с актерами. Это сильно повлияло на мой подход к драматургии, я провела серьезную работу над ошибками.

Комедия - сложный жанр. Смех не должен вызывать у зрителя неловкость или чувство уязвимости, особенно если ему вдруг захочется погрустить. Важно создать эмоциональное единство зала. Я смотрела одним глазом на сцену, другим - на зрителей. Это было прекрасно: волны смеха прокатывались одновременно, зал был единым. Это первое впечатление от премьеры - волнительное, вдохновляющее. Оно дало мне мощный импульс для дальнейшей работы.
- В каких театрах сейчас можно увидеть спектакли по вашим пьесам?- В России мои пьесы ставят активно. Не проходит и месяца без запроса от какого-нибудь театра. Стало для меня сюрпризом, что в начале декабря состоится премьера спектакля "Титановая ведьма" в Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа в Витебске. Честно говоря, немного обидно: в соседней стране мои пьесы идут регулярно, а на родине - нет. Надеюсь, после вручения Национальной премии меня заметят и дома.
"Шанс не застрять, не стать предсказуемой, не "надеть корону"
- В сентябре этого года вы стали лауреатом Национальной литературной премии в номинации "Лучшее произведение драматургии" за сборник "Аватары театра". Что почувствовали, получив такую престижную награду?- На фотографиях с вручения видно, как я сияю от радости - ощущение абсолютного счастья. На сегодняшний день это главное достижение в моей литературной жизни.
Сборник "Аватары театра" - для подростков. Я подобрала пьесы, которые могут заинтересовать ребят, показать им, что театр - это так же увлекательно, как телешоу, аниме и многое другое. Я старалась вложить в пьесы максимум эмоций, добавить мистики, фантастики. И мне приятно, что их запрашивают как подростковые студии, так и профессиональные театры.
- Количество жанров ваших произведений впечатляет: детектив, фэнтези, мистика… Это поиск себя или нечто другое?- Скорее способ не устать от любимого дела. С 2018 года я занимаюсь исключительно литературой, и, конечно, есть риск выгорания или начать "штамповать" то, что хорошо продается. Для меня переход в новый жанр - это шанс не застрять, не стать предсказуемой, не "надеть корону". Каждый эксперимент - это риск. Понимаю, что могу не попасть в ожидания аудитории, ведь массовый читатель любит стабильность. Это старая маркетинговая истина, но она не всегда совместима со свободой творчества.
- Какие жанры сейчас в топе у читателей?- Все мои любимые. Триллеры и детективы создают эмоциональное напряжение, которое помогает отвлечься от реальности. Они конкурируют с самыми тревожными новостями. Кто-то спасается комедией, а кто-то - напряженным сюжетом. Улыбаюсь, когда читаю отзывы вроде: "До вас не читала фантастику, а тут попробовала - и понравилось". Моя фантастика - это истории о людях в необычных обстоятельствах: космос, постапокалипсис. Читатели узнают себя, своих знакомых, задаются вопросом: "А как бы я поступил при крушении космического корабля?". Это своеобразная эмоциональная закалка: да, сейчас трудно, но потом все наладится. Я стараюсь вложить это послание в каждую книгу.
- Вы преподаете литературное мастерство. Кто приходит учиться писательству?- Самые разные люди. Кто-то хочет рассказать историю своей семьи - сохранить память о бабушках и дедушках. У кого-то есть идея, придуманная в детстве, которую хочется реализовать. Для кого-то писательство - это терапия, способ справиться со стрессом. А есть и те, кто умеет придумывать, но не хватает технического мастерства.
Возраст, социальный статус - абсолютно разные люди. Есть успешные и состоятельные. Есть пенсионеры и подростки. Многие ломаются после первой критики, неудачи. Я стараюсь объяснить: ошибаться - нормально, не у всех получается сразу. Кто-то приходит с комплексами, кто-то - с завышенными ожиданиями. Главное - не бояться пробовать.
Писательство - это радость понимания и переосмысления. Когда меня спрашивают, как удается так точно описать, например, мужчину 60 лет, я отвечаю: писатель должен обладать глубокой эмпатией. А еще - уметь отстраниться от собственной личности, чтобы переработать чужой опыт, чувства и воспоминания.

И еще три цитаты Влады Ольховской:
• Участие в конкурсах - не про тщеславие. Когда читатели видят, что автор получает награды, больше проникаются доверием к нему. Это знак качества, а не повод для самолюбования.
• Люди - мое главное вдохновение. Самое удивительное всегда происходит в реальной жизни. Именно в ней рождаются настоящие истории, которые невозможно придумать.
• Когда меня спрашивают о моей целевой аудитории, я теряюсь. Скорее, это человек с определенным набором качеств, а возраст - от восьми лет до бесконечности. Одна читательница рассказывала, что ее бабушка прочла всю серию космической боевой фантастики - 13 книг. После каждой говорила: "Какая ерунда, все предсказуемо… Неси следующую книгу быстрее!"
| Светлана КИРСАНОВА, газета "7 дней". Фото БЕЛТА.
Читайте также:
Писатель Данилов: как трагедия подтолкнула к созданию книги и чем полезна белая зависть
Она создала армию волшебников. Кто такая писательница и стендапер Ольга Савельвева?
Писатель Алексей Иванов: в реальной жизни мы начинаем жить по законам интернета