Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Калейдоскоп

Куда поехать на выходные? Показываем две красивейшие усадьбы на берегу Добосны

22.03.2024 | 18:04
Погода стала улучшаться - самое время начинать путешествовать. Для начала предлагаем вам интересный однодневный маршрут по двум красивейшим усадьбам на берегу одной реки.

Что прячется за советской застройкой?


В 200 километрах от Минска в направлении Гомеля в агрогородке Красный Берег на берегу реки Добосна находится одна из красивейших усадеб Беларуси, первая жемчужина нашего маршрута - усадьба Козелл-Поклевских.

Миновав въездную браму, вы сразу же погрузитесь в типичную советскую застройку. Но не стоит отчаиваться. Если пройти мимо зданий колледжа и места для построения (все разлинеено и подписано, как в армии), станет виден сказочный домик, окруженный пейзажным парком.
В свое время местечко Красный Берег приобрел генерал-лейтенант Михаил Гатовский. По проекту профессора архитектуры Петербургской академии художеств В.Шретера здесь построили усадебный дом. После смерти Михаила местечко по наследству перешло его дочери Марии и ее мужу Викентию Козелл-Поклевскому. Усадьба стала одной из многочисленных дач супругов. После революции имение было национализировано и приспособлено под сельскохозяйственное училище, а Козелл-Поклевские перебрались в Польшу и в Красный Берег больше не возвращались.

Во время войны здание использовали как госпиталь, в послевоенные годы - как сельхозтехникум и аграрный колледж, что и позволило усадьбе простоять до наших дней.
После окончания реставрационных работ, то есть в 2015 году, открылся музей "Усадебно-парковый комплекс XIX века Козелл-Поклевских". Сегодня он является филиалом государственного учреждения культуры "Жлобинский историко-краеведческий музей" и входит в число достопримечательностей, объединенных в туристический маршрут "Золотое кольцо Гомельщины".

Здание с флигелями оформлено в 12 стилях: готика, романский, рококо, барокко, маньеризм, модерн, ренессанс, классицизм, неомавританский и другие - 36 стилизованных комнат. Усадьба украшена витражами, сводчатыми окнами, башенками, лепниной, водостоками, расписными потолками и - вишенка на торте - горгульями.

Чьи стихи на школьной доске?


Побывав внутри усадьбы, не забудьте посетить место, наполненное печалью и скорбью - мемориал "Памятник детям-жертвам Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)". Он не имеет аналогов и получил название "Детская Хатынь". Автор - заслуженный архитектор Республики Беларусь Леонид Левин, работавший в том числе над мемориальным ансамблем "Хатынь" и мемориальными комплексами "Яма" в Минске, "Проклятие фашизму" в Шуневке, "Прорыв" в Ушачах, проектами зданий горкома КПБ и МИД, станцией Минского метрополитена "Площадь Ленина" и "Немига".

Комплекс состоит из двух частей: бронзовой фигуры девочки-подростка и пустого учебного класса. На школьной доске - письмо отцу Кати Сусаниной, которая стала прообразом скульптуры девочки и "Площади солнца".
Из Акта Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в Жлобинском районе Гомельской области от 20 ноября 1944 года:

"…держали под открытым небом, под дождем, на ветру, не давали им пить и не кормили их. Из числа этих заключенных в разное время отобрали около 1000 человек молодежи, в том числе 43 человека из Краснобережского сельсовета, погрузили их в эшелоны и увезли на каторгу в Германию. Остальные заключенные были освобождены Красной армией 26.06.1944 г.".

"На этом пункте дети проходили медицинский осмотр в комиссии, после чего их грузили на станции Красный Берег в поезд и отправляли в Германию для взятия крови на лечение раненых немецких солдат и офицеров. Всего для этой цели немцы увезли 1990 детей…"

В чем секрет акварелей Наполеона Орды?


После Красного Берега направляемся в агрогородок Жиличи Кировского района Могилевской области, где на берегу Добосны располагается вторая жемчужина нашего маршрута - великолепный дворец Булгаков "Добосна" (не путаем с Булгаковым, ударение на первый слог), учреждение культуры "Жиличский исторический комплекс-музей". Ехать придется недолго, порядка 30 километров.

Строительство дворца было начато по заказу бобруйского уездного маршалка (то есть предводителя дворянства) Игнатия Булгака в 1823 году Каролем Подчашинским. Кстати, это сын придворного архитектора Радзивиллов Яна Подчашинского.
Интересно, что Игнатий был женат дважды. Первый раз он заключил брачный союз с девушкой из древнего дворянского рода, дочерью бобруйского маршалка Юзафа Слизня Изабеллой. У них родились двое детей. После смерти женщины Игнатий связал себя узами с родной сестрой покойной, Терезой. У них родилось еще семеро детей. Примечательно, в зале, украшенном барельефами лица Изабеллы, висит и портрет Терезы.

А еще Игнатий выкупил почти все Быховское графство у другого известного магнатского рода - Сапег.

При Игнатии в стиле классицизма построен главный П-образный корпус дворца. Жилые комнаты и хозяйственные помещения располагались на первом этаже, парадные, где владельцы принимали гостей, - на втором. Высота потолков в разных залах колеблется от 4 до 9 метров. Третий мезонинный этаж предназначался для перемещения прислуги и музыкантов.
Дворец был роскошно отделан: кессонные потолки, лепнина, колонны, паркеты из различных пород дерева. И все это не повторялось ни в одном из залов. Игнатий Булгак был большим любителем произведений искусства. Стены украшали картины из Эрмитажа, имелись коллекции гобеленов, слуцких поясов (целых 18 штук), статуй. Библиотека дворца Булгаков насчитывала более 7000 изданий, в том числе старопечатных - XVI и XVII веков.

На то время дворец Булгаков по размаху был шикарней и масштабней, чем резиденция Радзивиллов в Несвиже.

После смерти Игнатия его младший сын Эдгар, которому усадьба перешла по наследству, достроил в северном крыле каплицу (домовая церковь для частных богослужений), а в южном - оранжерею. Там росли редкие южные растения вроде апельсинов, ананасов и кипарисов, которые на лето выносили в усадебный парк.
С началом Первой мировой войны Эдгар вывез ценнейшие семейные коллекции семьи в город Орел, где их и застала революция.

Последний владелец, Эмануил Булгак (племянник Эдгара), построил западную линию дворца с въездной аркой. После 1917-го он покинул Россию и выехал в Польшу. В 1930-е годы в здании размещалась агрономическая школа, что, как и в Красном Береге, во многом позволило сохраниться и самому строению, и интерьерам. Во время Великой Отечественной здесь базировался немецкий госпиталь. А в начале 1950-х в бывшем дворце разместили сельхозтехникум. В этот же период полностью демонтировали камины и печи, частично - кессонные потолки бального зала, так как они не соответствовали духу времени.
Первая, частичная реставрация была проведена еще в советское время. Проект полного восстановления начали разрабатывать в 2000-х, а к работам приступили в 2009 году. Сейчас они завершены только частично. Многое, в том числе воссоздание предметов интерьера, стало возможно благодаря еще одному представителю рода Булгаков, Яну, который в начале ХХ века сделал много снимков дворца.

Сегодня для посещения доступны залы второго этажа, в ближайшее время планируют открыть каплицу и оранжерею. Реставрация паркового комплекса будет продолжена. Очень приятно, что экскурсии во дворце проводятся по мере наполнения групп, а за посетителями не следит всевидящее око музейного работника, который тенью скользит за спиной и заглядывает через плечо, чтобы убедиться, что ценные предметы не трогают руками.

Во дворце заметны усилия специалистов, которые занимаются реставрацией, - вообразите, местами на стенах было до 7 слоев краски. Хотелось бы видеть и этот этап восстановления. Да, в интерьерах залов остались участки отделки еще XIX века, но без подсказки экскурсовода вы их не увидите, а это тоже могло бы добавить атмосферности. Как и фотографии этапов восстановления, как говорится, до и после.
А еще дворец Булгаков "Добосна" можно увидеть на акварелях знаменитого художника, композитора, пианиста, писателя Н.Орды, который неоднократно бывал в Жиличах и дважды писал дворец. Интересно, что некоторые детали в наружном оформлении на акварелях отличаются. На одной башня-бельведер украшена четырьмя вазами в виде плоских чаш на ножке (как мы видим в настоящее время), а на другой - декор в форме высоких амфор или даже статуй. О причинах этих изменений история умалчивает.

После посещения дворца Булгаков "Добосно" можно вернуться в Минск (190 километров) или направиться в Бобруйск (порядка 40 километров). Но это уже совсем другая история или поездка.

Читайте также:

Две старинные белорусские усадьбы, о которых мало кто помнит. Подсказываем, как их найти

О некоторых вы даже не слышали. Фото старинных усадеб белорусских аристократов. Часть 1

Старинные белорусские усадьбы, которые никого не оставят равнодушным. Часть 2