- Все основное для развития в балете я получил в Беларуси. Мне всегда было интересно, что происходит на родине - как в театре, так и в музыке, изобразительном искусстве. Меня волновала жизнь в Пинске, где я родился. Приятно было наблюдать за тем, что там появился драматический театр, а школа, в которой я начинал, имеет большое развитие. Но какой-то тоски или зова крови не чувствовал. Был параллельный интерес: а что же здесь?
- К вопросу стать главным балетмейстером Большого театра Беларуси мы возвращались многократно. Самое первое предложение было неосознанным, кажется, даже со стороны театра. Оно пришлось на период изоляции. В России все сидели дома, а в Беларуси работали. В этот сложный момент позвонил Валентин Николаевич Елизарьев и напрямую задал вопрос, не хотел бы я возглавить балет Большого театра. Тогда я не связывал будущее с Минском, хотя к предложению отнесся с интересом.
А основное предложение поступило чуть меньше двух месяцев назад. Тогда действительно серьезно задумался над ним. На том этапе было еще одно предложение, и какое-то время я сравнивал их, соотносил свои возможности, интерес. Принималось решение достаточно сложно, поскольку моя семья находится в Санкт-Петербурге. Из предложенных пяти лет я определил свой путь в качестве главного балетмейстера Большого театра в три года. Мне показалось, что это честно. Не строить долгосрочные планы теперь стало реальностью. Происходят какие-то катаклизмы, которые заставляют относиться к этому серьезно. Можно запланировать, что будет через год, но завтра понимаешь: этого не случится. Мы находимся в процессе постоянного изменения: не только театр и искусство, но и все в мире. Поэтому я принял для себя решение, что год - это мало, пять - много, а три года честного служения достаточно для реализации возможностей и для того, чтобы увидеть результат своей работы.
- Одно время я пытался оставлять рабочие моменты за порогом и не разговаривать о балете. У меня в доме в Санкт-Петербурге ничего даже не напоминает о том, какое отношение мы с супругой имеем к нашей профессии. Нет ни фотографий, ни портретов, ни арабесков - ничего балетного. Тем не менее мы все равно это обсуждаем, потому что лучшего критика и собеседника, чем моя жена, я пока не нашел.
- Я знаком фактически со всей труппой: с кем-то - с детства, с кем-то учился, с кем-то пересекался на протяжении 25 с половиной лет, в том числе в Санкт-Петербурге. В театре работают ребята действительно интересные. И во многом благодаря им я дал добро на этот путь в три года. Пока не очень радует молодое поколение: хотелось бы, конечно, уровень образования чуточку повыше. Но думаю, что мой приход в том числе повлияет и на этот момент.
- Наверное, все вместе. В балете проблема молодых людей всегда существовала. И именно благодаря ей я попал в профессию, меня нашли в Пинске и привезли в Минск. Но я не знаю, занимаются ли специалисты таким поиском сейчас. Думаю, есть очень много самодеятельных кружков, даже в деревнях. Но не каждый родитель найдет средства и возможность привезти ребенка на просмотр в колледж. Для этого всегда существовали бригады, которые ездили по городам и просматривали детей. Это очень развито сейчас в России. К примеру, в академии танца Бориса Эйфмана есть несколько специалистов, которые устраивают просмотры в отдаленных городах. Это наше будущее.
- Все конкурентные настроения я приветствую тогда, когда это происходит в зале. Когда вижу - человек что-то делает, у него не получилось, но он продолжает до тех пор, пока не получится. Для меня это самая хорошая и здоровая конкуренция. Пока, к сожалению, в театре такого я не увидел. К счастью, у меня всегда это было именно так, и я надеюсь, что в нашем театре будет так же.
- Большое счастье, что в театр вернулся Валентин Николаевич Елизарьев, потому что все те спектакли, которые на данный момент представлены, - это визитная карточка Большого, история театра и балета, даже национальная история. Хотелось бы на данном этапе продолжать все, ведь это не устарело. Прекрасные декорации, замечательный хореографический текст, который необходимо показывать не только в Беларуси, но и за пределами.
Есть большие планы по реализации всех этих идей в России. Артистов должны видеть, они должны принимать участие в фестивалях, гастролях, посмотреть на то, что представлено там, что мы можем показать. Для этого этапа мы должны быть конкурентоспособными. Над этим работаем и будем продолжать это делать. На 21 сентября запланирована премьера "Жизели" в моей редакции. Приятно знать, что ты двигаешься в команде людей, которым действительно очень хочется что-то сделать. Один человек мало что может. Он способен генерировать идеи, но, если нет поддержки со стороны руководства театра, в итоге ничего не получится. На данном этапе все те идеи, которые были предложены мной и заранее запланированы еще до моего прихода, реализуем. Но первая премьера будущего года в опере - это "Любовный напиток", а в балете - "Жизель".
- Хороший образованный танцовщик имеет возможность танцевать и то, и другое. Это вопрос времени. Я станцевал достаточно большое количество классического репертуара. А потом в репертуар Мариинского театра пришел Уильям Форсайт. Это было такое счастье, потому что после его двух работ, в которых принимал участие, я затанцевал классику иначе. Пришла определенная свобода - и без этого никак. Это неразделимо. Другое дело, если говорить относительно репертуарной политики, будет ли в Большой театр Беларуси приходить зритель на современный танец? Вот это вопрос.
"Планировать относительно своей будущности и определения пути как карьеры для меня чуждо. Делаю это лишь относительно процесса. Карьера - это когда ты четко понимаешь: я работаю и через год становлюсь тем-то, еще через год тем-то, потом достигаю, потом руковожу, потом я народный артист, президент, Юрий Гагарин... Полетел в космос - и все замечательно. Проблема в том, что реальная жизнь и полет в космос - это разные вещи. Летать можно сколько угодно, а реальность - она здесь и сейчас".
Вера МИХАЙЛОВА, газета "7 Дней", фото БЕЛТА.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
Все знают Купаловский. А какие еще театры есть в Беларуси? Говорим о Бресте и Витебске
Исповедь нервного рефлексирующего мужчины. О чем Тарковский говорит в своих фильмах?
Как мальчик, который искал Солнце, вырос и стал известным белорусским скульптором