Белорусские курорты могут привлечь туристов не только здравницами и развлечениями. И если сами названия курортов на слуху у отдыхающих, то о достопримечательностях знают далеко не все. Сегодня наш маршрут будет пролегать по берегам озер Нарочь и Свирь.
Первая точка маршрута - агрогородок Нарочь Мядельского района. Не путайте с курортным поселком, который находится рядом на берегу одноименного озера.
Кобыльник - Нарочь
До 1964 года агрогородок (тогда деревню) именовали Кобыльником. Местные жители до сих пор продолжают его так называть и даже хотят официально вернуть прежнее название. Первые упоминания о поселении относятся к XV веку, тогда это был Мядель Малый. А вот в XVI столетии - уже Кобыльник, и принадлежал он князю Свирскому. Туристы не всегда заезжают сюда, а зря - есть на что посмотреть.
Когда-то в Нарочи стоял деревянный костел. Он обветшал и решено было возвести новый, каменный. Строительство костела Святого Апостола Андрея началось в конце XIX века и продолжалось четыре года. Интересно, что в первоначальном проекте была колокольня с часами, но позже от нее отказались. После окончания строительства старый храм разобрали, а вот деревянную колокольню XVII века оставили.
Примечательно еще и то, что это первый не деревянный костел, построенный в местечке, и первый храм, построенный в диоцезии в XX веке.
Наружное оформление отличается элегантной простотой. Внутри вы увидите орган, витражи и резной деревянный алтарь с образом Матери Божьей в серебряном окладе, который перенесли из старого костела. Если присмотритесь, то на образе слева внизу заметите три даты: 1736, 1902 и 1957 - годы реставрации алтаря. Также в костеле можно увидеть фрагменты первоначальных витражей, которые находятся возле главного алтаря и алтаря Святого Андрея.
Недалеко от костела стоит церковь Святого пророка Илии, построенная во второй половине XIX века на средства государственной казны. В 1915 году, когда Кобыльник оккупировали немецкие войска, внутри оборудовали госпиталь. Хоронили же солдат на католическом кладбище. В конце войны в церкви случился пожар, и до 1925 года она простояла закрытой. В начале 60-х годов храм опять закрывали, чтобы оборудовать в нем двухэтажный зерносклад, а в притворе - склад для хозяйственной утвари. И только в конце 90-х здание вернули верующим.
Интересная особенность храма - бабинец, западный притвор, предназначенный для женщин. Алтарь церкви украшает рельефный иконостас из дерева, которому больше ста лет, а царские врата выполнены как будто из кружева, настолько изящно выглядит резьба.
Когда-то в Нарочи стояла усадьба Пикутовских. Заложена она была во второй половине XIX века и включала в себя бровар и кирпичный усадебный хозяйственный двор с колоннами, арками и треугольным фронтоном. С двух сторон строения окружал парк с оригинальной водной системой, в которую входило несколько водоемов. Вода в них поступала из реки по подземной трубе.
После присоединения земель к БССР и до начала Великой Отечественной войны в здании усадьбы располагалась больница, во время войны - склад. Но в 1943 году строение уничтожили. Сейчас о том, что когда-то здесь была усадьба, напоминают только бровар и хозпостройки.
Из Нарочи отправляемся в деревню Шеметово Мядельского района.
Усадьба Скирмунтов в Шеметово
Наверное, многие белорусы слышали это название. Кто-то заезжал посмотреть на руины усадьбы, направляясь в сторону курорта, а кто-то - порыбачить. Местечко получило имя в честь первых владельцев - шляхтичей Шеметов герба "Лебедь". После них имением владело множество хозяев, но наиболее значимый след в истории оставили Сулистровские и Скирмунты.
В свое время Алоиз Сулистровский в этом имении принимал Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу Пане Коханку.
Скирмунты существенно расширили комплекс. Построили бровар, который стал важным экономическим объектом того времени, и главный усадебный дом, который во время Великой Отечественной войны был практически полностью уничтожен пожаром.
Во время Первой Мировой войны в усадьбе квартировал штаб немецкой дивизии.
В межвоенный период Скирмуты занимались промышленным разведением рыбы, для чего построили систему искусственных прудов. Рыбу в ней выращивают и сейчас. А в оранжерее растили апельсины, абрикосы и виноград.
Сейчас в Шеметово основное внимание туристов привлекают руины бровара и костела Богоматери Неустанной Помощи.
В конце XVII века Криштоф Деспот-Зенович построил в Шеметово одну часовню, а затем и вторую, уже на холме. Возле этой небольшой часовни были расположены захоронения владельцев Шеметова. В начале XIX столетия Казимир Сулистровский на месте первой часовни построил деревянный костел, а рядом возвел каменную часовню, внутри которой устроил фамильный склеп.
В первой трети XIX века после восстания приход в Шеметово ликвидировали, а деревянный костел передали униатам. Те его разобрали и перевезли в другую деревню. Уже в начале XX века Болеслав Скирмунт значительно перестроил и расширил каменную часовню.
В послевоенное время костел не закрывался. Говорят, что во время войны местные жители спасли раненого советского летчика, а позже тот защитил костел, так как к тому времени уже занимал высокую должность.
Если подняться на холм к костелу, можно рассмотреть всю усадьбу Скирмунтов. А вот усадебный дом - вернее то, что от него осталось - придется поискать.
Из Шеметово направляемся в Засвирь.
Самый большой монастырь кармелитов
На берегу озера Свирь, то есть "за Свирью", расположилась деревня, как уже не трудно догадаться, Засвирь.
В самом начале XVIII века здесь для кармелитов построили монастырь, а чуть позже возвели костел. Численность братии достигала 20 монахов, то есть это был один из крупнейших монастырей ордена в Великом княжестве Литовском. Много позже, после восстания в 60-е годы XIX века, монастырь закрыли, а костел передали православным.
В начале Первой мировой войны, когда Засвирь заняли немецкие войска, в зданиях монастыря организовали госпиталь. В межвоенный период храм вернули католикам, его ксендзом стал Казимир Свояк (Константин Стапович). Он вел службы на белорусском языке, а также занимался сбором местного фольклора и дружил с Язепом Дроздовичем. После Великой Отечественной войны храм опять закрыли, а здания монастыря отдали под учебное заведение с общежитием. Со временем комплекс опустел, стал постепенно разрушаться. Но в 90-е годы прошлого столетия костел вновь вернули католикам и реконструировали.
До нашего времени в хорошем состоянии сохранился лишь храм-крепость в стиле сарматского барокко. В основании главного фасада установлено полукруглое приземистое сооружение, которое называется барбакан. Он, как в замке, прикрывает вход в городские ворота. Не поленитесь, обойдите костел и перед вами откроются великолепные виды на озеро и расположенный за ним городской поселок Свирь.
Еще одно примечательное здание в Засвире, мимо которого вряд ли пройдете - клуб-кинотеатр, построенный в 30-е годы прошлого века.
А следующая точка маршрута, как вы, скорее всего, догадались - городской поселок Свирь.
Районный центр Свирь
Легенды гласят, что местечко было основано в XIII веке на месте капища Перуна. Следы укреплений свидетельствуют о том, что населенный пункт здесь появился в XIV веке, когда им владели Свирские. В XVI столетии Свирь отошел во владение Радзивиллов.
До войны здесь проживали белорусы-католики, русские староверы, православные, татары-мусульмане и евреи, которые называли поселок штетл - "городок" на идише. А в советское время Свирь был районным центром сначала Вилейской, потом Молодечненской областей.
Из любой точки поселка можно увидеть башню-звонницу костела Святого Николая. Как изначально выглядел храм, возведенный в середине XVII века, можно только догадываться. В начале XX столетия его значительно перестроили. Говорят, что от первой постройки сохранилась нижняя часть башни-звонницы и апсида. А внутри вы увидите четыре деревянных барочных алтаря - еще одно наследие старого костела.
Во второй половине XX века храм закрыли. Некоторое время в здании размещался цех по производству автомобильных номеров. В 90-е годы прошлого столетия костел вернули верующим, и началась его реставрация.
Особое настроение навеет прогулка по поселку. Набережная и многочисленные здания, построенные в конце XIX века, не оставят равнодушным даже самого искушенного туриста.
| Ксения Дмитриева. Фото автора.
Читайте также:Разделенные войной усадьбы и судьбы: путешествуем по Минской области
Забытые усадьбы, храмы и чудотворная икона: путешествуем по Минской областиТышкевичи, Шимон Перес и Фердинанд Рущиц - что их объединяет? Путешествуем по Беларуси