Что изменится в Большом театре с приходом Артема Макарова? Поговорили с новым худруком
28.08.2025 | 17:55
В этом сезоне Большой театр Беларуси открыл новую страницу своей истории: у руля творческого коллектива встал Артем Макаров - народный артист Башкортостана, признанный дирижер, его энергия и профессионализм вдохновляют молодых музыкантов. Корреспондент БЕЛТА побеседовала с новым художественным руководителем театра и узнала, какие перемены ждут зрителей и артистов и как сегодня искать гармонию между традицией и новыми формами.
- Каковы ваши впечатления от работы в Большом театре оперы и балета Беларуси? Чем этот коллектив отличается от других, с которыми вы сотрудничали ранее?
- С моего первого появления в Большом театре Беларуси прошло почти три года. Два из них я проработал главным дирижером, а в мае меня утвердили в должности художественного руководителя. Труппа Большого театра всегда славилась высоким профессионализмом. Это театр, который сумел сохранить высокий уровень артистов оперной и балетной трупп, оркестра и хора. Также Большой всегда был известен своим обширным репертуаром, который сохранялся и обогащался на протяжении многих лет. Из отличий выделю то, что его коллектив - один из самых многочисленных по артистическому составу, в которых мне приходилось работать.
- Расскажите о задачах, которые вы ставите перед собой как художественный руководитель.
- Основные - поддерживать и улучшать высокий профессиональный уровень труппы, развивать театр в новых направлениях, связанных с оперным и балетным жанрами, то есть расширение репертуара, гастрольной деятельности, решение кадровых вопросов, создание новых интересных творческих проектов и многое другое.
- Как обстоят дела с гастрольной деятельностью?
- В прошедшем сезоне Большой театр был на гастролях в Большом и Мариинском театрах России, в Театре оперы и балета Республики Марий Эл, также балетная труппа участвовала в фестивале в Самарском театре, оркестр выезжал на гастроли в Китай. Крепнут связи Беларуси и Никарагуа. Недавно творческая группа Большого театра с участием ведущих солистов оперы и балета приняла участие в совместном с никарагуанскими артистами концерте, который был посвящен Дню матери, государственному празднику в Никарагуа, и прошел на сцене театра в Манагуа. Мы ездили в Никарагуа уже второй раз. В планах дальнейшее сотрудничество. Практически постоянно идут гастроли творческих коллективов театра по городам Беларуси, а совсем недавно мы показали спектакль "Патетический дневник памяти" у стен Брестской крепости. На мой взгляд, это историческое событие. Из ближайших планов - гастроли в Москве, где на сцене Большого театра России в рамках фестиваля "Видеть музыку" будет показана опера "Орлеанская дева" П. И. Чайковского. - Есть ли спектакли, которые вы мечтаете видеть на белорусской сцене?
- Таких много, и, кстати, один из них уже удалось поставить впервые на столичной сцене. Я говорю о недавней премьере оперы "Орлеанская дева" П.И. Чайковского в постановке потрясающего режиссера Георгия Исаакяна. Считаю, что такие масштабные полотна должны появляться здесь. Хотелось бы, чтобы в репертуаре театра наряду с популярными произведениями были новые, оригинальные или малознакомые публике. В этом, кстати, преуспевает балетная труппа: и в прошлом, и в этом сезоне состоялись очень интересные балетные премьеры "Иллюзии любви" и "Пляски", поставленные главным балетмейстером Игорем Колбом.
Мне очень хотелось, чтобы на сцене Большого театра была поставлена барочная опера, например "Альцина" Генделя, а может быть, и что-то другое из той эпохи. Мечтаю о "Манон" Пуччини и Массне, об операх Вагнера, Римского-Корсакова. Один из факторов, влияющих на выбор названия, - наличие необходимых исполнителей (в опере - голосов) для данного произведения. Я всегда стараюсь ставить на конкретных исполнителей, представить картинку в голове и услышать внутри себя, как это будет звучать и смотреться. В предстоящем сезоне зрителей ждут две премьеры: балет "Щелкунчик" П. И. Чайковского в постановке Игоря Колба и опера "Набукко", которую поставит итальянский режиссер Джанкарло дель Монако.
- У вас богатый опыт работы в Башкирском государственном академическом театре оперы и балета. Как это помогает вам сейчас?
- Безусловно, Башкирский театр для меня родной, именно в нем я начинал и состоялся как дирижер. В достаточно молодом возрасте стал главным дирижером и занимал эту должность более десяти лет. Прекрасный, насыщенный период жизни и творчества, в течение которого я смог получить колоссальный опыт, в том числе и как руководитель. Исходя из этого, могу с уверенностью сказать, что успех творческого руководителя зависит во многом от профессионализма команды, с которой он работает, и в Минске такая команда есть. Мне очень приятно, что рядом со мной яркие, неординарные личности - я говорю о главных творческих специалистах. Несмотря на порой возникающие между нами разногласия и споры, мы всегда приходим к нужному решению. Все это происходит при всесторонней поддержке и участии генерального директора Екатерины Дуловой, которой я очень благодарен и за приглашение в Минск, и за помощь в любых начинаниях, за доверие и отношение. Очень важно, что Екатерина Николаевна сама музыкант, так что мы говорим на одном языке и понимаем друг друга. - Что, по вашему мнению, помогает молодым артистам, которые приходят в театр, быстрее развиваться и формироваться как профессионалам?
- На самом деле молодые, только что выпустившиеся из вузов и пришедшие в театр специалисты должны понимать, что именно здесь начинается процесс вхождения в профессию. То есть, по сути, обучение продолжается. В театре в роли наставников выступают дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, концертмейстеры, педагоги-репетиторы. Все эти люди очень важны для молодых специалистов, излишнюю амбициозность которых нужно порой немного сдерживать и направлять в правильное русло, и тогда появляется шанс удачной карьеры. Важно трудолюбие, осознанность и любовь к профессии.
- Что для вас значит успех постановки - это признание публики, критиков или внутреннее ощущение выполненной задачи?
- Вы знаете, все вместе, но с некоторыми оговорками. Конечно, имея определенный опыт, я сам могу объективно оценить новый спектакль - его достоинства и недостатки. Что касается публики, то, с одной стороны, мы работаем для нее, но мы ее же и воспитываем. Бывает, публика не сразу понимает и принимает спектакль, а бывает, что аплодирует тому, чему не стоило бы. Если говорить про критиков, то их реакция иногда непредсказуемая. Я спокойно отношусь к профессиональной критике - с грамотным и детальным разбором спектакля. Но, к сожалению, это редко встречается. - Ваше отношение к экспериментам и современным интерпретациям классических опер и балетов?
- Отношусь с интересом и вниманием. Что касается их места в репертуаре театра, то считаю, что должен быть определенный баланс: безусловно, в основе - классика (и в хореографии, и в оперной режиссуре) и, конечно, какие-то эксперименты, смелые режиссерские видения, оригинальная хореография и разного рода новшества. Самое главное, чтобы были логика, смысл и профессиональное исполнение.
"После спектакля я иногда чувствую себя настолько опустошенным, что мне хочется просто побыть одному. Общение и встречи с родными, близкими и друзьями помогают восстановиться и напитаться энергией. Поездки в новые места, посещение выставок, музеев, кино - все это способствует переключению внимания".