Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Выгоды от предварительного информирования на таможне бизнес ЕАЭС получит, но не сразу

Интервью 23.03.2016 | 16:06
Алексей Гавричев

Целесообразность представления перевозчиками таможенным службам предварительной информации о товарах, ввозимых на территорию Евразийского экономического союза, по-прежнему вызывает массу споров. Участники внешнеэкономической деятельности попросту не видят для себя преимуществ в заведомо поданных сведениях, а потому в подавляющем большинстве находят предварительное информирование обременительной нормой, растрачивающей ресурсы бизнеса. О том, в чем смысл развивающегося на территории ЕАЭС института и когда бизнес все-таки почувствует выгоды от возложенной на него обязанности, корреспондент БЕЛТА побеседовал с врио начальника отдела таможенных информационных технологий Департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Алексеем Гавричевым.

- Институт предварительного информирования развивается с 2012 года. Сейчас перевозчики обязаны подавать предварительную информацию при ввозе товаров автомобильным и железнодорожным транспортом. В 2017-м году подобная норма распространится на авиаперевозки. В перспективе институт предварительного информирования охватит все виды транспорта.

Сейчас наша основная задача - перевести существующую норму из разряда обременений в разряд упрощений для участников внешнеэкономической деятельности. Для этого мы предусмотрели в проекте разрабатываемого Таможенного кодекса ЕАЭС возможность подачи двух блоков информации: обязательного и факультативного. Обязательный блок касается сведений, необходимых для разрешения ввоза товара на таможенную территорию ЕАЭС: это информация, которая нужна таможне для осуществления такой функции, как защита национальной безопасности. Инспектор, получая информацию, видит, что это за товар, нет ли ограничений или запретов на его ввоз на территорию союза и т.д.

Факультативный блок будет наполняться сведениями по желанию в зависимости от целей перевозчика. Например, если дальше груз пойдет транзитом через союзную территорию, перевозчик для минимизации временных потерь вправе предоставить заранее объем сведений, необходимых для оформления транзитной декларации. Если собирается помещать товар на склад временного хранения - предоставляет сведения, необходимые для этой процедуры. И так по всем своим целям.

Помимо этого, мы предусмотрели представление предварительной информации иным государственным контролирующим органам, задействованным на границе. Таким образом, на момент прибытия товара в пункт пропуска уже будет проверена информация о нем контролирующими органами и фактически вынесены решения о формах проведения не только таможенного контроля, но и санитарного, фитосанитарного, ветеринарного или транспортного.

Чтобы иметь доступ ко всем этим упрощениям, перевозчику необходимо только представить сведения из документов (при этом саму пачку бумажных документов, естественно, представлять уже не нужно) и удостоверить предварительную информацию электронной цифровой подписью. Возможность использования такой подписи также закреплена в проекте нового Таможенного кодекса. При этом использовать электронную цифровую подпись при подаче предварительной информации или нет останется на усмотрение самого перевозчика. Но здесь нужно понимать, что упрощения в расширенном формате будут доступны только перевозчикам, представляющим предварительную информацию с электронной цифровой подписью. Предварительная информация без цифровой подписи будет работать, как и сейчас, только для уведомления о намерении ввоза товара на таможенную территорию ЕАЭС.

- Давайте рассмотрим предлагаемые нормы на каком-то конкретном примере. Как это будет работать?

- Например, есть некий российский перевозчик, который доставляет товар из Германии в Россию через Польшу и Беларусь. Въезжая на территорию ЕАЭС через Беларусь, перевозчик представляет предварительную информацию белорусской таможне в обязательном объеме плюс пакет сведений, необходимых для последующей процедуры транзита и заверяет эти сведения электронной цифровой подписью. На момент прибытия груза на границу брестские таможенники уже пропустили полученные электронные документы через систему управления рисками, при необходимости связались с коллегами из ветеринарной и иных служб. Если при проверке предварительной информации не возникло вопросов, перевозчик проходит таможенный контроль, что называется, в одно касание.

- Насколько это отличается от нынешней ситуации?

- Сейчас предварительная информация от перевозчиков представляется в объеме, прописанном в соответствующих решениях. Для каждого вида транспорта необходимый набор сведений различается. Но все они требуются исключительно в целях таможенного контроля. И, следовательно, каких-либо ощутимых преференций от этого перевозчик не получает. Разве что несущественно сокращает время своего пребывания в пункте пропуска за счет облегчения жизни таможенному инспектору, которому теперь не нужно сидеть и вручную вносить данные из бумаги в компьютер: он просто может сверить поданные сведения с данными на бумажных документах и в случае совпадения скопировать их в систему.

Перевозчики прекрасно понимают, что никаких преференций от предварительного информирования они не получают, поэтому зачастую и подходят к нему предельно формально, пользуясь отсутствием как таковой ответственности за недостоверность поданной информации. Так как по нынешним нормам у перевозчика есть обязанность подать информацию, а обязанности подать правильную информацию нет.

- Но ведь такое положение ненормально…

- Здесь вопрос в юридической значимости получаемой информации. Юридической значимостью у нас обладают только документы. Что такое документ? Это бумага с информацией, закрепленной подписью и печатью, в нашем случае - электронный документ, достоверность которого будет подтверждена электронной цифровой подписью. Как я ранее упомянул, возможность использования цифровой подписи при предварительном информировании, как и преференции от использования такой подписи, появится у перевозчика со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС.

Пока же упрощения от правильно поданной предварительной информации настолько малы, что особого энтузиазма в соблюдении обязательной нормы не наблюдается. Более того, есть случаи получения таможенными органами в качестве предварительной информации (чаще всего от автомобильных перевозчиков, так как здесь больше всего средних и мелких компаний) абсолютно бессмысленного набора букв и цифр. В таких случаях предоставленные данные остаются невостребованными и с этими перевозчиком инспектор вынужден работать по старинке.

- Каким образом можно урегулировать вопрос?

- Как вариант - предусмотреть в национальных кодексах об административных правонарушениях ответственность за непредставление предварительной информации и ее недостоверность. У нас не унифицировано административное законодательство. Поэтому страны - участницы ЕАЭС на свое усмотрение могут трактовать несоблюдение общей нормы и определить соответствующее наказание, например, в виде штрафных санкций, приостановления лицензии на осуществление внешнеэкономической деятельности. Мы прописали такую возможность в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС.

- Вернемся к описанной вами идеальной ситуации. Как скоро такая схема станет рядовой практикой для стран ЕАЭС?

- Все механизмы для реализации этой схемы заложены в проект Таможенного кодекса ЕАЭС. Это полноценный переход на электронное взаимодействие и, как следствие, минимизация прямого контакта участника внешнеэкономической деятельности с таможенным инспектором; снижение влияния человеческого фактора при принятии решений о форме контроля системой управления рисками; фактический перенос таможенного контроля на этап после выпуска товаров; развитие механизма единого окна во внешнеэкономической деятельности. Поэтому в полной мере институт предварительного информирования со всеми преференциями для участников внешнеэкономической деятельности заработает только с принятием нового таможенного законодательства.

- Если весь потенциал предварительного информирования раскроется только в условиях принятия нового Таможенного кодекса, может, есть смысл пока отложить применение этих норм?

- Здесь есть несколько моментов. Во-первых, психологический фактор. Любое нововведение сталкивается с противостоянием. Участники внешнеэкономической деятельности должны перестроиться, освоить механизмы института предварительного информирования, изучить возможности, которые вобрал в себя этот механизм, и понять, с чем из этого им выгодно работать.

Во-вторых, ни одна система не внедряется наскоком. Внедрение новых механизмов работы поэтапно - это самый оптимальный вариант как для бизнеса, так и для таможенников. Кроме того, поэтапное внедрение минимизирует влияние ошибок, допущенных на первых этапах работ, что выливается в минимизацию расходов как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для государственных органов.

Эдуард ПИВОВАР,

БЕЛТА.-0-

Все интервью