О государственно-частном партнерстве в Беларуси мы слышим все чаще, что и неудивительно. Как показывает практика, сотрудничество государства и бизнеса может быть продуктивным в самых разных сферах. О реализации пилотного проекта ГЧП в Беларуси, республиканском бюджете на 2017 год и планах парламентской деятельности в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Владимир Пантюхов.
- Владимир Иванович, вы являетесь одним из парламентариев, переизбравшихся в новый созыв верхней палаты парламента, и как раз участвовали в подготовке и рассмотрении республиканского бюджета на 2017 год. Какую можете дать ему оценку и насколько реально выполнение?
- Отвечая на этот вопрос, я хотел бы его расширить и сказать о двух принятых законах - "О республиканском бюджете на 2017 год" и "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь". Оба призваны решить двуединую задачу: "Как посредством совершенствования налогового законодательства сформировать сбалансированный бюджет?"
Соответствующие законопроекты готовилось долго и тщательно. Анализу подвергались каждая статья доходов и расходов республиканского бюджета, каждая корректируемая или вводимая норма Налогового кодекса. Они неоднократно рассматривались на рабочих группах, заседаниях профильных комиссий палат парламента, Президиума Совета Республики, встрече депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики с премьер-министром. В итоге, по моему мнению, разработчикам удалось в целом дать ответ на поставленный вопрос: бюджет получился достаточно сбалансированный и реалистичный, профицитный и транспарентный. Его доходная часть сформирована исходя из действующих состава и количества налогов.
Более высокими темпами будет расти финансирование образования и здравоохранения, научной, научно-технической и инновационной деятельности, что говорит о социальной ориентированности бюджета. Без поддержки этих отраслей невозможно успешно развивать экспорт, проводить информатизацию страны, создавать высокопродуктивные рабочие места.
С одной стороны, хотелось бы больше средств направить на поддержку реального сектора экономики, с другой - не бюджетом единым необходимо руководствоваться в этой деятельности. При этом главный вектор - привлечение прямых инвестиций. Мы должны предпринять все меры для того, чтобы инвестор понимал: вложения в Республику Беларусь выгодные и надежные. Но эта сфера отношений регулируется иными законами, принятыми в прошлом созыве, - "Об инвестициях", "О концессиях", "О государственно-частном партнерстве" и другими.
Что же касается исполнения бюджета, то могу с уверенностью сказать: все запланированное и заявленное на 2017 год будет выполнено. Бюджет имеет определенный запас прочности. Но для его наполнения потребуется ответственная работа всех ветвей власти и плательщиков налогов.
- Какие интересные законопроекты по экономической политике планируете рассмотреть на осенней сессии 2016-го и весенней сессии 2017 года?
- План законопроектной работы на 2016 год практически реализован парламентариями пятого созыва. Мы постарались создать некую "временную отдушину" для вновь избранных представителей Национального собрания шестого созыва. Для изучения аспектов законотворческой работы требуется определенное время, а без достаточных знаний может пострадать качество.
В парламенте в работе сейчас находятся законопроекты "Об инвестиционных фондах", "О несостоятельности и банкротстве", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственно-частного партнерства" и ряд других. Они имеют важное значение для развития экономики нашей страны.
В настоящее время в стадии согласования находится также план подготовки законопроектов на 2017 год. Совет Республики в июле текущего года в инициативном порядке на основе проекта Программы социально-экономического развития на 2016-2020 годы разработал примерный перечень законодательных актов, необходимых для ее реализации. Часть законов из этого перечня мы предлагаем подготовить в 2017 году. Например, речь идет о концепции проекта закона "О промышленной политике".
- Один из наиболее интересных законопроектов, который вы упомянули, - поправки по вопросам ГЧП. В этой связи, возможно, расскажете, на какой стадии находится реализация пилотного проекта ГЧП в Беларуси?
- Принятый в декабре 2015 года закон о государственно-частном партнерстве, если можно так выразиться, пока что носит рамочный характер. С одной стороны, он позволил использовать в нашей стране такой механизм взаимодействия государства и бизнеса, с другой - для достижения максимального эффекта в этой сфере необходимо наработать определенную практику его применения. Ведь мы приступаем к такому виду взаимодействия фактически с нуля. Поэтому сегодня преждевременно хвастаться гигантскими темпами реализации предоставленных законом возможностей. Да и сам закон, я думаю, будет "дошлифован" с учетом наработанной практики.
Тем не менее, в октябре 2016 года состоялось очередное заседание Межведомственного инфраструктурного координационного совета, в ходе которого в том числе обсуждался вопрос реализации пилотного проекта "Реконструкция автомобильной дороги М10: граница Российской Федерации (Селище) - Гомель - Кобрин". Сейчас осуществляется окончательная доработка пакета документов о реализации проекта, после чего будет принято решение о переходе на следующий этап его подготовки - организации конкурса по выбору частного партнера для заключения соглашения о ГЧП. Имеется также ряд иных наработок.
Поверьте, все заинтересованы в успешном и скором запуске этого проекта.
- Есть ли у вас инициативы по поддержке малого и среднего бизнеса, которые могут быть применены в Беларуси? Что еще может быть сделано для стимулирования предпринимателей и ремесленников?
- Совет Республики по данному направлению достаточно инициативен. Так, на основе анализа условий ведения малого бизнеса главе государства внесен ряд конкретных предложений по стимулированию занятости населения. Они направлены на упрощение законодательства и условий осуществления хозяйственной деятельности, установление кредитно-финансовых преференций, оптимизацию использования объектов недвижимости, расширение видов деятельности, которые не относятся к предпринимательской, и т. д.
Некоторые из них уже нашли поддержку со стороны органов исполнительной власти и находятся в стадии реализации. Например, Министерством по налогам и сборам представлен на общественное обсуждение проект указа "О некоторых вопросах регулирования деятельности физических лиц", расширяющий перечень видов деятельности, которыми можно заниматься без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Поддержаны также предложения по предоставлению ремесленникам права реализовывать свою продукцию через интернет без регистрации интернет-магазина и возможности обучать ремесленной деятельности более одного ученика одновременно.
- Одно из направлений работы парламентариев - обращения граждан. С ними, кстати, могут возникать курьезные ситуации. Например, один из депутатов в свое время рассказывал мне, что в его адрес поступило обращение по поводу… ремонта стиральной машины! А какое обращение запомнилось вам из собственной практики?
- Мое жизненное кредо - активно помогать людям в решении их насущных проблем независимо, где и в какой должности я работаю. Мне хочется пройти свой путь вместе с избирателями, которые живут в Костюковичском, Краснопольском, Чериковском и Чаусском районах, со всеми их вопросами, проблемами, в том числе и казусными.
Приятно осознавать, что где-то помог приобрести оборудование, отремонтировать мост, где-то появилась автобусная остановка, немного продвинулось строительство храма. В работе с избирателями нет мелочей. Человеку очень важно, что происходит рядом с ним, будь то чистота улиц или отремонтированный колодец, горячая вода в квартире или своевременно выплаченная зарплата.
Что до курьезных случаев, то за мои годы работы их было предостаточно, но говорить о них не стану осознанно. Отвечу неожиданным вопросом: а зачем? Ведь за ремонтом стиральной машины, о котором вы сказали, может скрываться проблема бытового обслуживания целой территории.
Татьяна ПАСТУШЕНКО,
БЕЛТА.-0-