Вопросы совершенствования и развития жилищно-коммунального хозяйства страны не первый год обсуждаются на различных уровнях. Горячее и холодное водоснабжение, тепло, электричество в домах - дорогие удовольствия. О том, как снизить потери в системе водоснабжения, повысить качество воды и сформировать у минчан культуру водопотребления, корреспонденту БЕЛТА рассказал директор УП "Минскводоканал" Олег Аврутин. Предприятие занесено на Республиканскую доску Почета за достижение по итогам 2016 года наилучших показателей по экономии ресурсов.
- Олег Анатольевич, какие меры предпринимаются на предприятии, чтобы снизить потери воды в системе водоснабжения?
- Сегодня у нас потери составляют около 22,3%, но мы знаем, что раньше они превышали 25%. Если говорить об этом показателе, выраженном в кубических метрах, то с 2013 года потери снизились на 17%. Мы системно работаем над решением проблемы, реализуется комплекс мероприятий, который дает определенный эффект. Максимально взяты под контроль скрытые утечки, которые с учетом множества других коммуникаций можно не видеть годами. Закуплено новейшее оборудование для обследования трубопроводов, в водопроводных колодцах устанавливаем специальные датчики с регистрацией колебаний, сигнализирующих о вероятности утечек. Сначала мы проверяли только 30-50 км подземных коммуникаций в год, затем вышли на результат 200 км. В 2017-м выйдем на 560 км. Только в этом году обнаружено около 40 утечек. Но потери - это не только вода, которая утекла в результате повреждений трубопроводов. В первую очередь речь идет о неучтенном расходе. И здесь мы видим большой фронт работ. Каждую неделю контролеры предприятия по результатам сверки показаний приборов в квартирах выявляют 5-10 тыс. куб.м неоплаченной воды. Отдельно работает группа технической инспекции в составе "Водосбыта" по контролю за использованием ресурсов на промышленных предприятиях, в частном секторе.
Еще одно важное направление - модернизация водопроводной сети, установка задвижек для более быстрой ликвидации аварий. Кроме этого, наладили взаимодействие со службой 115, чтобы оперативнее реагировать на возникающие аварийные ситуации.
- Какую долю в потерях занимает неучтенный расход воды?
- Результаты водного аудита микрорайона Зеленый Луг говорят о том, что 13-15% - потери внутри домов. Люди несвоевременно подают показания счетчиков, имеют место аварии на магистралях и стояках, которые не учитываются. Только 3-5% - это потери на наружных водопроводных сетях. В пилотный проект было включены около 200 домов. Мы выделили одну зону с протяженностью сетей около 38 км, где точно определили, сколько подаем воды. В течение года проводим эксперимент по дистанционному съему данных, который показал интересный результат. В четырех домах в Первомайском районе по ул. Калиновского и Седых поставили приборы учета разных типов и классов нового поколения. Разница между тем, что жильцы заявили, и тем, что реально потребили, достигала 15%. Т.е. распространив эту технологию на весь город, мы планируем снизить внутридомовые потери на 70%.
- Насколько нововведение будет выгодно жильцам?
- Жители не подают показания воды самостоятельно, прибор автоматически передает данные в систему для начисления платежей. Потери воды в экспериментальных домах уже снизились до 5%. Сейчас отрабатываются технические моменты проекта, рассматривается несколько вариантов финансирования работ по установке счетчиков, в том числе за счет средств потребителей. Возможно, предложим жильцам скидку. Перед производителями поставлена задача максимально снизить стоимость устройств. Считаю, что за приборами дистанционного съема будущее. Мы получаем прозрачную систему учета и начисления платежей, не требующую фактического участия жильцов и предприятия.
- Какие еще есть резервы для экономии ресурсов в системе водоснабжения?
- Мы изучаем опыт своих коллег. В частности, наладили тесное сотрудничество с "Водоканалом" Санкт-Петербурга. Планируем реализацию ряда инвестиционных проектов. Кроме мероприятий по снижению потерь воды, активная работа ведется по энергосбережению. Также снизить неучтенные расходы позволяет ликвидация водоразборных колонок. Из 1 тыс. колонок в городе за три года осталось только 630. При этом действует строгий социальный стандарт: если в радиусе 100 м проживает хотя бы один гражданин без проведенного в дом водопровода, колонка не может быть отключена и демонтирована. Такие меры принимаются только к бесхозяйным объектам.
- Из чего складывается себестоимость услуги?
- Наибольшую долю (около 25%) занимают энергоресурсы, 12% - налоги. Также на итоговую сумму влияют такие позиции, как отчисления на амортизацию и зарплата.
- В Европе принято бережно относиться к использованию водных ресурсов, тогда как минчане не сильно задумываются об экономии. Сколько потребителей в Минске превышают установленные нормы расхода холодной и горячей воды? Какие акции проводятся по формированию культуры водопотребления?
- В общем объеме реализации около 15-20% воды потребляется сверх 140 л в сутки. Да, Беларусь богата водными ресурсами, но это не значит, что нужно ими бездумно пользоваться. Многие страны стимулируют людей к экономии. Из 130-140 л на человека в сутки на питьевые нужды расходуется максимум 5 л. Например, течь санузла, которая практически не заметна, может привести к перерасходу от 50 до 100 куб.м воды в месяц. Формировать культуру водопотребления, считаю, нужно со школьной скамьи. В этом году "Минскводоканал" совместно с комитетом по образованию горисполкома проводит творческий конкурс "Вода.by". Его результаты станут известны в ноябре. Выберем лучшие видеоролики по пропаганде методов бережного отношения, экономии воды, художественные работы по охране водных ресурсов и предотвращению их истощения, а также концепции и слоганы рекламной кампании. В перспективе хотели бы на базе предприятия открыть эколого-образовательный центр.
- Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние системы водоснабжения и водоотведения столицы? Каков износ сетей, сколько ежегодно выявляется повреждений трубопроводов?
- Износ сетей в городе составляет 40-50%. Но многие водопроводы, несмотря на возраст, исправно работают. Мы инвестируем в модернизацию систем по фактической аварийности, а не по году ввода в эксплуатацию. Ежегодно выявляется около 1-1,5 тыс. повреждений, при этом число аварий с отключением потребителей снижается. Так, в текущем году их число уменьшилось на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. В текущем году переложим 15 км сетей, а раньше ежегодно меняли 4-6 км. В перспективе выйдем на замену 30 км сетей в год.
- Некоторые граждане намеренно занижают показания приборов учета. С какими нарушениями приходится сталкиваться сотрудникам "Минскводоканала"? Во сколько обходится такая экономия?
- В основном имеют место нарушения платежной дисциплины. В таких случаях жильцам просто начисляется плата за реальный расход воды. Бывает, что минчане идут на различные манипуляции с приборами учета. В таких случаях предусмотрена административная ответственность, некоторые принципиально отказываются устанавливать счетчики. Считаю, что нужны экономические механизмы, которые бы сделали невыгодными оплату услуги без показаний приборов учета.
- Одно из важных направлений повышения эффективности работы предприятий ЖКХ - автоматизация и диспетчеризация систем. Какие задачи в связи с этим предстоит решить "Минскводоканалу"?
- Автоматизируя процессы, мы получаем в первую очередь экономию энергоресурсов, а также повышаем качество оказания услуг. В некоторых процессах мы идем уже на третий уровень автоматизации. Если сначала просто меняли насосное оборудование на энергоэффективное, то теперь ставим управляющие элементы, создаем логически управляемые системы. Например, один из наших водозаборов работает практически по принципу нейронных сетей: сам анализирует свое состояние и выбирает наиболее выгодный режим с точки зрения энергозатрат. От реализации пилотного проекта в прошлом году получили экономию 10%, за 8 месяцев текущего года - 16%. По такому пути пойдем дальше. Еще одна решенная задача - внедрение датчиков, которые позволяют контролировать давление в сетях в режиме онлайн и обнаружить аварии. На одной из точек в качестве эксперимента планируем поставить датчик, который сможет определять также качество воды.
- Какие еще проекты планируется реализовать в столице в ближайшее время?
- Уже в следующем году планируем отказаться от использования жидкого хлора. Обеззараживать воду будем гипохлоритом натрия, который в отличие от хлора не имеет запаха и вкуса. В перспективе рассматривается возможность полного перехода столицы на водоснабжение из подземных источников. Поставлена задача пересмотреть концепцию и содержание проекта с учетом уменьшения водопотребления. Нам не хватает в сутки примерно 140-160 тыс. куб.м воды, чтобы обеспечить минчан артезианской водой. По предыдущим проектам для этого требовалось построить в районе Радошковичей новый водозабор "Вязынка", а также увеличить количество скважин на существующих водозаборах. Стоимость проекта была просто космическая. При этом за последние 4,5 года полностью ушел с поверхностного источника Октябрьский район, в 2016 году 40% Московского района. Вопрос остался актуальным только для Фрунзенского и частично Московского районов. Надо понимать, что воду из поверхностных источников используют в Варшаве, Москве, Париже. Вне зависимости от типа источника водоснабжения водопроводная вода в Минске безопасна для употребления.
Также у нас есть планы по модернизации канализационных очистных сооружений, в том числе со строительством сооружений по утилизации осадка. Разработали обоснование инвестиций в проект, изучаем зарубежный опыт. Параллельно работаем с финансовыми организациями по привлечению ресурсов.
- В системе ЖКХ проводится оптимизация численности работников. Как реформа отразилась на работе предприятия?
- При расчетной нормативной численности 4,1 тыс. человек штатная численность "Минскводоканала" - около 3,1 тыс. человек. Этот показатель соответствует уровню других европейских государств. Притом что ежегодно мы принимаем на баланс новые объекты, число работников остается на прежнем уровне. Если в 1997 году на балансе числилось 2,2 тыс. км сетей, 170 насосных станций и 14 водозаборов, то сейчас - более 3 тыс. км сетей, 380 станций и 16 водозаборов. За эти годы численность работников водопровода выросла только на 7 человек. Оптимизация численности проводится постоянно, люди освобождаются за счет внедрения новых технологий, автоматизации и диспетчеризации процессов.
Надежда МАТВЕЕВА,
БЕЛТА.-0-