Декан медико-диагностического факультета Гомельского государственного медицинского университета Ирина Назаренко недавно была удостоена Благодарности Президента Беларуси. Декан, доцент, кандидат медицинских наук, врач лучевой и ультразвуковой диагностики, она имеет 4 патента на изобретения, 14 рационализаторских предложений и более 90 печатных работ научного характера. Что главное в работе врачей-диагностов и насколько востребованы эти специалисты, Ирина Назаренко рассказала в интервью корреспонденту БЕЛТА.
- Ирина Вячеславовна, вы одновременно возглавляете факультет, ведете научную и врачебную деятельность. Как удается совмещать?
- В хорошем смысле я фанат своего дела, очень предана профессии и люблю диагностику. Секрет в том, что я умею переключаться с одного процесса на другой: с педагогической деятельности на диагностический процесс и оказание помощи пациентам, а вечером - на научную работу. Вся моя диссертация была написана в позднее время, ближе к ночи. Разумеется, нагрузка у меня высокая и большая интенсивность труда, однако все трудности нивелируются, когда видишь прекрасные результаты своей работы и понимаешь, что они приносят пользу нашей стране. У меня есть возможность вносить различные предложения, совершенствовать не только образовательный, но и диагностический процесс.
В копилке моих научных достижений 14 рационализаторских предложений, 4 патента на изобретения, 2 инструкции по применению и более 30 актов внедрения в лечебный и образовательный процесс. В 2021 году стала стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь, а в 2022 году являлась обладательницей гранта Президента в сфере здравоохранения. Очень благодарна главе государства за высокое доверие и поддержку молодежи на благо развития нашей прекрасной страны! В начале 2023 года вышло уникальное пособие "COVID-19: современные представления, возможности лечения и профилактики" под общей редакцией Игоря Карпова, Юрия Горбича и Игоря Стомы. Рада, что смогла внести свой вклад в главу по инструментальной диагностике.
- Вы выпускница факультета, на котором работаете. Почему в свое время выбрали именно его?
- Мне всегда было очень интересно узнать суть и установить истинную причину заболевания. Я человек, который не равнодушен к чужой боли, и это у меня с детства. Всегда очень нравилось помогать людям.
Высокая загруженность у меня была и в школе. Параллельно училась на двух отделениях школы искусств: фортепиано и хореография, дополнительно занималась изобразительным искусством. Поскольку к старшим классам я уже умела играть на фортепиано, танцевать и рисовать, захотелось попробовать что-то иное. В десятом классе определилась: хочу быть врачом. А диагностику выбрала, поскольку это очень перспективное направление медицины, за которым, безусловно, будущее. Качественный лечебный процесс невозможен без качественной и точной диагностики. Уже тогда я понимала, что будущая профессия предполагает непрерывное образование и развитие.
Мне как человеку скрупулезному, который всегда хочет узнать истину и установить суть проблемы, интересно диагностическое направление в медицине. Тем более я вижу, какими темпами сейчас развивается диагностика в нашей стране и какое большое внимание ей оказывает глава государства. Особенно это было заметно в период пандемии COVID-19. Проводится цифровизация медицинского образования, системы здравоохранения и всей медицины в целом. Учреждения здравоохранения оснащаются высокотехнологичным диагностическим оборудованием: КТ и МРТ, ультразвуковыми аппаратами и др. Если ранее мы могли только мечтать об этом, то сейчас в районной больнице свой компьютерный томограф - это реальность, а не мечты. Такой прорыв не может не радовать.
- Ваш факультет готовит диагностов. В чем заключается их работа? И есть ли в них потребность?
- Каждый год мы занимаемся распределением выпускников исходя из потребности системы здравоохранения. Например, в этом году выпустили 100 врачей-диагностов по четырем направлениям: лучевая, ультразвуковая, функциональная и лабораторная диагностика. И спрос на врачей диагностического профиля очень высокий. Нужны кадры, которые будут работать на высокотехнологичном оборудовании, закупаемом для нужд здравоохранения.
- В чем уникальность вашего факультета?
- Наш факультет единственный в стране, который имеет международную аккредитацию Всемирной федерации медицинского образования по специальностям "медико-диагностическое дело" и "медико-профилактическое дело". Также мы являемся главным учреждением образования по разработке нормативной правовой документации по специальности "медико-диагностическое дело" для всей Беларуси, привлекаем коллег из практического здравоохранения и постоянно совершенствуем образовательный процесс.
На нас лежит очень большая ответственность. Мы проводим большую командную работу, наши идеи и инициативы активно поддерживает и помогает претворять в жизнь руководство нашего университета. В этом году на факультете мы провели первые республиканские олимпиады по лучевой и лабораторной диагностике. При поддержке Белорусского общества радиологов на базе ГомГМУ успешно реализовали проект международной научно-образовательной школы лучевых диагностов, который вызвал самые положительные отзывы от участников медуниверситетов Беларуси и России. Разработали 24 паспорта станций для сдачи практических навыков по четырем диагностическим направлениям. Проводим множество волонтерских акций, в которые вовлечены студенты с первого курса. Большое внимание уделяется научной деятельности: студенты уже с первого курса выступают на различных конференциях, семинарах, участвуют в форумах.
- Удается ли быть со студентами на одной волне?
- Несмотря на то что у нас каждое поколение студентов все более продвинутое в плане использования современных технологий, преподаватели идут в ногу со временем и не отстают от них. Вводим инновационные формы и методы в образовании, внедряем и используем социальные сети. На платформе Moodle у нас есть образовательный видеоконтент, тесты для студентов, проводим разбор диагностических кейсов. В свободном доступе для студентов имеются электронные учебно-методические комплексы по всем дисциплинам и видеозаписи лекций. Мы ведем ютуб-канал с обучающими видео по четырем диагностическим направлениям, который пользуется популярностью. Видео набирают более 9 тыс. просмотров. В Instagram есть обучающий аккаунт медико-диагностического факультета, где каждый день новая история. Интерны, молодые специалисты, состоявшиеся врачи и я в том числе - мы все публикуем фотографии или снимаем видео о какой-то патологии, с которой столкнулись в работе. Просматривать этот контент могут не только обучающиеся, но и специалисты.
- Что вы считаете главным в вашей работе как врача?
- Быть врачом - очень большая ответственность и ежедневный труд, ты должен быть предан любимому делу. Важно непрерывно развиваться и совершенствовать свои навыки. Диагностика - одна из самых динамично развивающихся направлений в медицине, поэтому необходимо читать очень много профессиональной литературы, смотреть обучающие видео, совершенствовать свои практические навыки. Сегодня нет проблемы посмотреть вебинар или принять онлайн-участие в конференции в другой стране, не открываясь от своей работы, современные технологии это позволяют сделать.
- Во время COVID-19 на базе вашего университета был создан диагностический центр COVID-ассоциированного поражения легких. Работает ли он до сих пор и есть ли потребность?
- Центр COVID-ассоциированного поражения легких для выявления нарушений функции внешнего дыхания и выявления поражения легочной ткани работает до сих пор. Он пользовался и пользуется популярностью. Пандемия COVID-19 ушла, но работа для диагностов осталась. Мы ежедневно сталкиваемся с постковидными остаточными изменениями в легочной ткани и других органах-мишенях, даем рекомендации пациентам, наблюдаем динамику их состояния, причем делаем это безопасно при помощи УЗИ-диагностики. У многих пациентов поражение органов колоссальное. Наша задача - оказывать качественную диагностическую помощь населению, направленную на сохранение и укрепление здоровья пациентов!
БЕЛТА.-0-