Брестский государственный технический университет - один из крупнейших в юго-западном регионе. В вузе готовят кадры по 29 специальностям с учетом профилизаций. В интервью корреспонденту БЕЛТА ректор БрГТУ Сергей Касперович рассказал о мотивации студентов заниматься наукой, взаимодействии с предприятиями и планах университета на перспективу.
- Начну, наверное, с банального вопроса. Сергей Антонович, назовите три причины, почему среди других вузов абитуриенты должны выбрать именно БрГТУ?
- Во-первых, Брестский государственный технический университет обеспечивает высококачественную подготовку специалистов по самым востребованным направлениям, которые нужны нашей экономике. Вторая причина - практикоориентированность. Совместно с предприятиями-заказчиками кадров обучаем студентов. Представители разных специальностей - айтишники, машиностроители, экономисты, строители - объединяются и реализуют проекты, за которые получают оплату. В итоге, имея на руках диплом, они готовы реализовывать проекты уже на предприятиях. За примером не нужно далеко ходить: так родилась идея создания Центра компетенций в области робототехнических комплексов и цифрового инжиниринга.
Третьим аспектом назову наличие всех необходимых возможностей и условий для гармоничного развития не только как специалиста, но и как личности. У нас есть полноценный кампус (далеко не каждый университет им может похвастаться), большая зеленая территория, инфраструктура для занятий творчеством, спортом. Буквально неделю назад открыли новую площадку для занятий активными видами спорта.
Еще бы добавил четвертый пункт - внимание и подход к каждому студенту. Фактически все ребята у нас на виду.
- Как выстраиваете взаимодействие с предприятиями, чтобы они не только принимали на работу выпускников университета, но непосредственно участвовали в подготовке кадров?
- Подготовка специалистов - дело не только университета, но и заказчика кадров. Ведем точечную работу, общаемся с руководителями. Они должны понимать главное - нужно активно участвовать в профориентации, демонстрировать свои производственные возможности и перспективы карьерного роста. Чтобы получить квалифицированного специалиста, надо вместе прийти в школу и там найти потенциального работника. Кстати, в конце ноября - начале декабря планируем провести масштабную ярмарку вакансий целевой подготовки, куда пригласим заказчиков кадров и школьников.
Не менее важно участие предприятий и в самом процессе подготовки. Без них обеспечить практикоориентированность на высоком уровне невозможно. Они должны давать рекомендации по изменению учебных программ, по новым технологиям, которые у них появляются. Мы реагируем и гибко вносим корректировки.
Еще одно условие - качественная практика для студентов. Вместе с передовыми предприятиями создаем филиалы кафедр университета на производстве. В частности, в сентябре филиал кафедры электронных вычислительных машин и систем открыли в ОАО "Цветотрон". Специалисты предприятия и преподаватели проводят там для студентов занятия, они изучают производство. Со временем подтянем туда и айтишников, и экономистов. Сейчас у нас 13 филиалов кафедр. Не гонимся за количеством, а идем в сторону качества. Кстати, есть филиал и в Брестской крепости. Там больше себя находят наши архитекторы.
- По какому принципу подходите к открытию новых специальностей?
- Открытие новых специальностей - очень тонкий процесс. Сейчас университеты обладают большой гибкостью. Имея классическую специальность, можем формировать профилизации. Например, сейчас думаем о создании ряда профилизаций в области строительства (бим-технологии, объемное моделирование зданий), по экономическому, машиностроительному направлениям.
Если говорим именно о новых специальностях, то, конечно, первичным условием для их открытия является заказ со стороны предприятий и организаций. Так было с "таможенным делом". Брестская таможня активно подключилась, заказала подготовку. Уже сделали первый набор, пока число мест небольшое. Видим поддержку Государственного таможенного комитета. В следующем году планируем существенно увеличить набор на эту специальность, имеем подтвержденный заказ.
Открыли новую специальность "производство изделий на основе трехмерных технологий" на машиностроительном факультете. Первый набор планируем провести в 2024 году. Речь идет о новых технологиях, так называемых аддитивных. Специальность связана с проектированием соответствующего оборудования и его использованием, вплоть до печати зданий и сооружений. За этим будущее. Могу сказать, что будет очень серьезная межпредметная подготовка - это и инженер в широком смысле, и айтишник, и экономист, и материаловед.
- Если не ошибаюсь, БрГТУ - один из первых университетов Беларуси, где создается Центр компетенций. Расскажите, пожалуйста, в чем суть этого проекта?
- Такой подход уже реализован на уровне учреждений профессионального технического и среднего специального образования. Суть в том, что создается точка роста: в нашем университете это Центр компетенций промышленной робототехники и цифрового инжиниринга. У нас уже есть ряд лабораторий, нужно еще дополнительно приобрести металлообрабатывающее оборудование. Сможем производить под заказ. Это будет мелкосерийное, точечное производство робототехнических комплексов для автоматизаций отдельных технологических процессов на предприятиях. Речь идет не о полной технологической линии, а об автоматизации отдельных процессов маркировки, упаковки, которую сегодня могут делать роботы, заменяя человека.
Планируем серьезно модернизировать свою базу. Уже есть решение Министерства образования о выделении финансирования на приобретение оборудования. Намерены провести капитальный ремонт помещений. В Центре компетенций сможем обучать студентов разных специальностей, реализовывая конкретные проекты, а также заниматься прикладной наукой и производством.
Самый главный момент - это страновой проект. Созданный в БрГТУ Центр компетенций позволит привлекать студентов из других вузов, где есть родственные специальности: машиностроительные, IT, экономические. Жить будут у нас в общежитии. За неделю-две модульным принципом получат набор практических знаний по ряду дисциплин, после чего вернутся в родной вуз.
В определенном смысле уже работаем по формату центров компетенций. Думаю, к началу следующего учебного года Центр заработает полностью.
- Поделитесь, пожалуйста, опытом, как в Бресте заинтересовывают студентов заниматься наукой, участвовать в проектах?
- Во-первых, мотивируем наличием конкуренции на рынке. Чтобы быть успешным и хорошо оплачиваемым специалистом, нужно усердно трудиться и в студенчестве. Встречаемся с ребятами, проговариваем, казалось бы, банальные вещи, чтобы у них не было желания впустую тратить время учебы. Вовлекаем в научно-исследовательскую деятельность еще с первого курса, более масштабно - на старших курсах.
Самое интересное начинается, когда студент понимает, что у него получается не только хорошо учиться, но и что-то создавать, генерировать идеи. Таких молодых людей подхватываем и вовлекаем в реализацию конкретных проектов, которые заказаны предприятиями. За свой труд студенты получают оплату.
Мотивируем ребят и примерами успешных выпускников, которые в студенческие годы занимались такими проектами. Потом они трудоустроились на передовые предприятия, стали руководителями.
- Маркером успешности вуза можно также назвать востребованность среди иностранных студентов и сотрудничество с зарубежными партнерами. Как выстраивается эта работа в Брестском государственном техническом университете?
- Наибольшую эффективность и интерес как со стороны иностранных граждан, так и наших вузов-партнеров демонстрируют совместные образовательные программы, программы двойных дипломов. Особенно активно такие подходы реализуются с Китаем. У нас работают модели "2+2", "3+1". Новый проект, над которым сейчас работаем, - модель "3+2" или "3+3". Студенты китайских колледжей в течение трех лет смогут продолжить обучение в нашем университете по родственным специальностям и получить диплом бакалавра, а потом магистра. Это своеобразная интеграция. На начальном этапе задействованы пока три блока специальностей: экономические, технологии машиностроения и программная инженерия. Более масштабно этот процесс пойдет со следующего года. Еще неплохо работает модель, когда обучение ведется по большей части в КНР. Наши преподаватели выезжают туда (несколько человек в семестр) и преподают ряд дисциплин. Используем и такую возможность для расширения сферы влияния.
Открылись новые векторы. По полной программе в БрГТУ обучаются студенты из Иордании, Египта, Марокко. В целом планируем масштабировать образовательные проекты к привязке к африканскому континенту. К слову, в мае заключили пять договоров о сотрудничестве с вузами Зимбабве. Надеемся на результативность.
Работаем и над реализацией совместных научных проектов. Например, будем выходить на подачу заявки на выполнение научного проекта, финансируемого из Белорусского республиканского Фонда фундаментальных исследований и аналогичной структуры Китая. Всего у нас более 150 соглашений о сотрудничестве с зарубежными вузами. Есть соглашения, которые мощно работают. Другие более рамочные, которые еще нужно наполнять предложениями для взаимодействия.
БЕЛТА.-0-