Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Образование ЕАЭС дало дополнительный импульс развитию Беларуси и Казахстана

Интервью 08.07.2015 | 11:21
Анатолий Ничкасов

У Беларуси и Казахстана - традиционно устойчивые политические и экономические взаимоотношения. Давние и надежные партнеры, государства выстраивают свое взаимодействие уже в рамках Евразийского экономического союза. О том, как продвигается сотрудничество в новом формате, рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Казахстане Анатолий Ничкасов.

- Анатолий Иванович, какова динамика товарооборота Беларуси и Казахстана?

- В 2010-2014 годах взаимный товарооборот вырос втрое. Так, по итогам 2013 года удалось преодолеть рубеж в $1 млрд, а в 2014-м этот показатель достиг $1 млрд 170 млн. Такая позитивная динамика является подтверждением правильности курса на расширение торгово-экономической интеграции в ТС и ЕАЭС. Это, кстати, стало импульсом для других стран присоединиться к совместным проектам.

Придало ли образование ЕАЭС дополнительный импульс двустороннему взаимодействию?-

- Как известно, не только торговые отношения формируют лицо современной экономики, но и стремление производителей наших стран создавать совместные производства. Это логично и закономерно для ЕАЭС, где начато формирование новых отношений с Евросоюзом, Китаем, Индией, Вьетнамом и другими государствами.

Беларусь должна интенсифицировать взаимоотношения с Казахстаном как с партнером по ЕАЭС. Базис для этого создан в прежние годы, теперь традиции взаимовыгодного сотрудничества необходимо развивать и наполнять новым содержанием.

Рынок Евразийского экономического союза крайне привлекателен для многих стран. Западные инвесторы рассматривают Казахстан как площадку для вложения капитала, создания производств на основе современных технологий. Для Беларуси это своеобразный вызов: нам нельзя без борьбы отдать свои позиции на казахстанском рынке, а значит, необходимо постоянно совершенствовать качество продукции.

Важнейшим направлением белорусско-казахстанского сотрудничества является совместное производство для поставки продукции в третьи страны. Убежден, что сейчас есть уникальная возможность осуществить переход к промышленной кооперации, когда компоненты товара готовятся на двух площадках (белорусской и казахстанской) и впоследствии реализуются за рубеж с обеих сторон.

Глобальные проекты (такие как Шелковый путь) требуют модернизации инфраструктуры - речь идет об аэропортах, новых железнодорожных линиях, автомобильных дорогах, логистических терминалах и т.д. И здесь трудно переоценить роль Беларуси и Казахстана - это фактически западные и восточные ворота ЕАЭС. Беларусь должна принять самое активное участие в реализации инфраструктурных проектов на территории Казахстана.

Какие новые направления белорусско-казахстанского сотрудничества, по вашему мнению, наиболее перспективны?-

- Одним из главных приоритетов экономической политики наших стран является энергосбережение. Очень интересные проекты реализуются в Казахстане совместно с ПРООН. Беларусь уже подключилась к ним (в Караганде построен энергосберегающий дом, этот опыт распространен на другие регионы Казахстана, будет использован и при возведении арендного жилья). Сотрудничество продолжается в сфере разработки серии проектов энергосберегающих школ. Это особенно актуально в связи с подготовкой Казахстана к проведению в Астане Всемирной специализированной выставки "ЭКСПО-2017", посвященной тематике энергии будущего.

Главы наших государств и руководители правительств договорились о развитии таких направлений - это наука, космос, атомная энергетика, фармацевтика, медицина, образование и другие.

Хочу подчеркнуть, что белорусские технологии находятся на довольно высоком уровне. В сфере машиностроения, строительства и других отраслях у нас приняты стандарты технического регулирования, аналогичные европейским.

Полагаю, вам особенно близка тема участия белорусских проектных и строительных организаций в реализации инфраструктурных проектов Казахстана (Анатолий Ничкасов ранее занимал пост министра архитектуры и строительства Беларуси. - Прим. БЕЛТА). Какие договоренности достигнуты по укреплению отраслевых контактов? -

- В Казахстане высоким темпами ведется жилищное строительство: вводится более 6,5 млн кв.м ежегодно. Поставлена задача создания экологически и энергетически устойчивых поселений. И значит, с применением новых технологий будет строиться не только жилье, но и социальные объекты.

Белорусы получили лицензии на проведение проектных и строительных работ, в том числе в дорожном строительстве.

У жителей Казахстана слово "белорусское" ассоциируется со словом "высококачественное". Будь то мясная или молочная продукция, мебель или белье, обувь или тракторы - соотношение цена-качество здесь считают оптимальным. Мы должны открывать торговые дома, сервисные центры, новые производства, исходя из того, что авторитет белорусской продукции здесь высок, а спрос на нее стабилен.

В конце мая текущего года на встрече премьер-министра Андрея Кобякова с казахстанским коллегой Каримом Масимовым достигнута договоренность о расширении сотрудничества по созданию новых совместных производств.-

- В городе Кокшетау появится индустриально-технологический парк на базе производства белорусской сельскохозяйственной техники. Планируется завершить этот проект в текущем году и начать выпуск навесного и прицепного оборудования. Конкуренция с западными производителями сельхозтехники не ограничивается собственно тракторами, комбайнами - особое значение имеет дополнительная техника. Поэтому для Беларуси принципиально важно развивать этот сегмент рынка.

В Казахстане, как известно, будет построено предприятие по производству самосвальной и коммунальной техники на базе шасси Минского автомобильного завода. -

- В середине июня председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Андрейченко принял участие в церемонии закладки капсулы на месте строительства этого предприятия в Астане. МАЗ - первопроходец, впоследствии на этой площадке будет разворачиваться производство и другой техники - с учетом возможностей Беларуси и потребностей Казахстана. Акамат Астаны выделил под этот проект участок площадью 4,5 га, оснащенный необходимой инфраструктурой, в астанинской СЭЗ.

Насколько востребована белорусская техника в Казахстане? -

- Она пользуется масштабным спросом: и сельскохозяйственная, и коммунальная, и дорожная, и строительная, и транспортная. Нужно планомерно и методично работать над наращиванием объемов поставок, совершенствовать товаропроводящую сеть. И учитывать все современные вызовы - не упускать из виду своих основных конкурентов.

В последние годы в Казахстан приходят новые зарубежные технологии по чувствительным для Беларуси позициям. Так, уже создано производство локомотивов, пассажирских вагонов. Инвесторы из Испании и Франции не только производят эту технику, но и создают сопутствующие производства - выпускают рельсы для высокоскоростного транспорта. Поэтому белорусским производителям троллейбусов, электричек нужно активнее бороться за этот рынок.

Очень важно непосредственное присутствие представителей белорусских предприятий в Казахстане - нельзя ограничиваться только переговорами, нужно учитывать ментальность этого рынка и постоянно напоминать о себе.

Завершены переговоры по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Отразится ли это на торгово-экономических взаимоотношениях с Беларусью? -

- Огромная работа, проведенная Беларусью при подготовке к образованию ЕАЭС, принципиально важна для минимизации тех рисков, которые возникают при вступлении в ВТО России, Кыргызстана, Казахстана. Обязательства перед ВТО создают предпосылки для усиления конкуренции и, значит, мотивируют к снижению себестоимости товаров и повышению их качества, максимальному расширению линейки продукции с высокой добавленной стоимостью. В Беларуси в процессе масштабной модернизации экономики уже сформированы условия для того, чтобы вступление в ВТО традиционных партнеров ЕАЭС явилось дополнительным стимулом к устойчивому социально-экономическому развитию нашей страны.

Елена ПРУС, Астана

Все интервью