Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

О сотрудничестве с Россией, импортозамещении и новых проектах

Интервью 04.06.2023 | 17:17
Сергей Никифорович

Российская Федерация - важнейший партнер Белорусского автомобильного завода. О том, как развивается сотрудничество предприятия с российскими регионами, об импортозамещении, реализуемых проектах и работе в условиях санкционного давления рассказал корреспонденту БЕЛТА генеральный директор ОАО "БЕЛАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАЗ-Холдинг" Сергей Никифорович.

- Сотрудничество с Российской Федерацией - приоритетное направление для нашей страны. Как БЕЛАЗ выстраивает взаимодействие с российскими регионами?

- Для БЕЛАЗа рынок Российской Федерации всегда был и будет приоритетным, в среднем на него отгружается порядка 70% продукции. В текущем году мы рассчитываем увеличить данный показатель. В следующие два года мы планируем значительно укрепить свои позиции на рынке Союзного государства.

Продукция, выпускаемая нашим предприятием, требует постоянного присутствия и технического сопровождения высококвалифицированных специалистов, прошедших аттестацию на БЕЛАЗе. В местах эксплуатации техники наши сотрудники должны осуществить комплекс работ по ее сборке, наладке и запуску в работу.

Для реализации данных задач на территории Российской Федерации ОАО "БЕЛАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАЗ-Холдинг" создана товаропроводящая сеть, включающая в себя генерального дистрибьютора ОАО "БЕЛАЗ" - АО "Торговый дом "БЕЛАЗ" и сеть дилеров, осуществляющих поставку продукции конечным потребителям. Созданы центры технической поддержки, в том числе мобильные сервисы, а также необходимые склады запасных частей и материалов. Наши специалисты готовы в режиме 24/7 обеспечивать работоспособность машин даже в полевых условиях.

- В каких регионах России техника БЕЛАЗ наиболее востребована?

- В Российской Федерации техника БЕЛАЗ хорошо знакома, особенно партнерам в Якутии, Кузбассе, Хакасии, а также Сахалинской, Новосибирской, Амурской и Мурманской областях. Наши машины трудятся на предприятиях практически всех отраслей промышленности, где ведется добыча твердых полезных ископаемых. По итогам 2022 года лидирующую строчку занимает Кемеровская область, затем следуют Новосибирская область, Якутия и Мурманская область.

- Какие результаты по поставкам техники в РФ по прошлому году? По первому кварталу этого года?

- 2022 год стал по-настоящему рекордным в торговле с Российской Федерацией. Мы видим большой интерес наших российских коллег, особенно к карьерным самосвалам грузоподъемностью 110-130 т и 220-240 т. Самой продаваемой моделью в прошлом году на рынке Российской Федерации стал самосвал БЕЛАЗ-7513D. Итоги первого квартала текущего года внушают уверенность в успешном достижении стоящих перед всеми нами целей.

- Белорусский автозавод постоянно расширяет научно-техническое сотрудничество с ведущими техническими вузами России по совместной подготовке специалистов в области эксплуатации карьерной техники. Расскажите об этом направлении подробнее.

- БЕЛАЗ постоянно работает над повышением уровня взаимодействия с российскими партнерами в части научно-технического сотрудничества. Так, в марте прошлого года в Санкт-Петербургском горном университете был открыт инновационный Центр компетенций "БЕЛАЗ", который предусматривает по-настоящему новый подход в организации обучения специалистов.

Лаборатории Центра оснащены динамическим автотренажером кабины для оттачивания навыков вождения и действий во время возможных внештатных ситуаций, а также комплексами и стендами, позволяющими на практике изучать отдельные автокомпоненты самосвала.

Одной из особенностей Центра является использование виртуальной реальности, с помощью которой специалист может детально изучать реальные устройства без физических разрезных моделей, выполнять сборку и наладку оборудования. Важно также упомянуть, что в Центре компетенции создано рабочее место оператора дистанционно пилотируемой и роботизированной карьерной техники, позволяющей за тысячи километров осуществлять ее полный контроль.

Специализированные аудитории БЕЛАЗа также открыты в Кузбасском государственном техническом университете, в Институте горного дела, геологии и геотехнологий Сибирского федерального университета и Национальном исследовательском технологическом университете МИСиС. Недавно, 25 мая, БЕЛАЗ открыл учебную аудиторию в филиале МАГУ в городе Апатиты. Мы убеждены, что наши современные решения в области подготовки специалистов найдут отклик, особенно у молодежи, которая сегодня весьма требовательна к инновационности учебного процесса.

В Центре компетенций "БЕЛАЗ"
В Центре компетенций "БЕЛАЗ"

- Над чем сейчас работают конструкторы завода? Какие новинки планируете предложить для российского рынка в ближайшее время?

- С учетом общемировых трендов совместно с горнодобывающими компаниями были выработаны приоритетные векторы развития БЕЛАЗа, и мы предлагаем готовые решения, соответствующие двум приоритетным инновационным направлениям: экологичности и цифровизации.

В сфере экологичности БЕЛАЗ выделил основные тренды, связанные с сокращением вредных выбросов: самосвалы, работающие на сжиженном природном газе, дизель-троллейвозы, техника на аккумуляторных батареях и с гибридной схемой работы, совмещающей двигатель малой мощности и аккумуляторные элементы.

В сегменте машин на газовом топливе БЕЛАЗ уже реализовал ряд проектов. Так, две машины грузоподъемностью 90 и 30 т уже успешно эксплуатируются на российских горнодобывающих предприятиях. Несколько самосвалов собраны и проходят испытания.

В сегменте техники с электроприводом БЕЛАЗ разработал и выпустил линейку инновационных машин: дизель-троллейвоз грузоподъемностью 220 тонн, испытания которого завершены в прошлом году, а также 90-тонный аккумуляторный карьерный самосвал БЕЛАЗ-7558Е и гибридный 130-тонный БЕЛАЗ-7513М. Ожидается, что в этом году машины будут работать уже в местах эксплуатации.

Завершена сборка опытного образца 180-тонного БЕЛАЗ-75184. Машина создана на основе многолетнего опыта разработки, производства, эксплуатации и обслуживания своих предшественников в линейке 180-тонников. Опытный образец оснащен альтернативным двигателем и электромеханической трансмиссией переменного тока. В конструкции машины реализовано множество новых технических решений.

Отдельно следует упомянуть о наших успехах в области цифровизации. В данной сфере мы делаем акцент на двух основных направлениях: создании "интеллектуального карьера" и информационной среды. Основой "интеллектуального карьера" является технология безлюдной добычи полезных ископаемых, которая способна принимать оптимальные решения по работе техники, основываясь на данных телеметрии, искусственного интеллекта, нейросетевого программирования и других достижений в сфере информационных технологий.

Сергей Никифорович
Сергей Никифорович

В сфере расширения информационной среды специалистами нашего предприятия разработана интеллектуальная система мониторинга и прогнозной аналитики IMS. С помощью данной технологии наши клиенты смогут отслеживать техническое состояние парка машин, оценивать эффективность его работы, основываясь на данных телеметрии и GPS-позиционирования, а также обнаруживать малейшие нарушения эксплуатации техники. Такое программное обеспечение уже было внедрено в горнодобывающих компаниях России, Индии, Чили, Армении и Казахстана.

В следующем году запланирован выпуск карьерного экскаватора БЕЛАЗ с массой 200 т и объемом ковша 12 куб.м. В настоящее время наши специалисты работают над созданием опытного образца. Реализация этого инновационного проекта станет еще одним шагом на пути к формированию импортонезависимости горной отрасли в условиях внешних ограничений, а также позволит делать для наших клиентов готовые пакетные предложения "самосвал + экскаватор".

- Тема импортозамещения сейчас на повестке дня. Как обстоят дела с данным вопросом на предприятии?

- Думаю, что слова "импортозамещение" и "технологический суверенитет" звучат сегодня из уст руководителей всех крупных предприятий Беларуси. Курс на локализацию и собственное производство был взят давно, но тектонические изменения в геополитике поспособствовали качественному изменению производственных процессов на БЕЛАЗе.

Наши специалисты работают над внедрением максимально широкого круга отечественных компонентов. Особое внимание уделяется двигателям. К слову, силовые установки - сердце машины - одна из стратегических задач импортозамещения, и с помощью наших российских и китайских партнеров мы успешно ее решаем, в том числе в сегменте вышеупомянутых газовых самосвалов и гибридного самосвала.

С рядом специализированных предприятий Российской Федерации ведутся опытно-конструкторские работы по подбору и адаптации двигателей разной мощности для наших карьерных самосвалов. Подобная работа ведется по внедрению целого ряда технических компонентов, производимых российскими партнерами.

Создан опытный образец карьерного самосвала 220-тонного БЕЛАЗ-75304 с мотором производства компании "Коломенский дизель", генератором производства "Русэлпром". Новинка почти на 100% состоит из комплектующих производства предприятий Союзного государства Беларуси и России. Презентация нового союзного самосвала состоится на выставочной экспозиции БЕЛАЗ в рамках Международной специализированной выставки технологий горных разработок "Уголь России и Майнинг", которая пройдет 6-9 июня в Новокузнецке.

- Насколько чувствительными для БЕЛАЗа стали санкционные ограничения? Как быстро предприятие адаптировалось к новым реалиям, переориентировалось на новые рынки?

- Когда ты плотно интегрирован в международную кооперационную сеть, то разрывы партнерских и экономических санкций в одночасье из-за введенных санкций не могут не повлиять на тебя. Другой вопрос: какие нужно сделать из этого выводы и какие действия необходимо предпринять, чтобы выйти из этой ситуации. Сегодня системная работа по импортозамещению дает нам импульс к активному инновационному развитию производства.

Мы продолжаем поступательно развивать направление по созданию совместного продукта силами специалистов Союзного государства Беларуси и России, который будет способствовать в том числе выполнению задач по обеспечению технологичной безопасности.

В цитировании известного изречения про закрытие одной двери и открытие другой многие забывают про окончание этой фразы, в котором говорится про то, что мы порой смотрим на закрытую дверь так часто и так долго, что не видим тех, которые открываются для нас. Ключи от дверей новых рынков у нас есть. Мы уже фиксируем интерес к нашей технике со стороны представителей африканского и ближневосточного региона и ведем с ними конкретную работу.

Современные вызовы требуют того, чтобы мы смотрели не только в завтрашний день, но и в более отдаленную перспективу. Чтобы оставаться востребованными и конкурентоспособными, нам необходимо ставить перед собой самые амбициозные задачи и успешно их реализовывать.

БЕЛТА.-0-

Все интервью