Если бы Содружество Независимых Государств не существовало, его все равно - в том или ином качестве - пришлось бы придумать. Двусторонние отношения основополагающие, с этим не поспоришь, но зачастую бывает куда эффективнее использовать для переговоров формат, в котором сразу нескольких участников. Об основных мероприятиях СНГ на 2017 год, подготовке соглашения о свободной торговле услугами в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал первый заместитель председателя Исполнительного комитета - исполнительного секретаря СНГ Виктор Гуминский. Как бывший вице-спикер Палаты представителей он также высказался о важности масштабного политического форума - летней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которую Минск будет принимать в июле.
- Виктор Александрович, вы недавно вернулись из Ташкента, где готовится заседание Совета министров иностранных дел стран СНГ. Какой будет повестка?
- СМИД соберется в Ташкенте 7 апреля. Во время встреч с министром иностранных дел Узбекистана Абдулазизом Камиловым, его заместителем Анваром Насыровым и другими представителями внешнеполитического ведомства мы подробно рассмотрели проект программы заседания, а также обсудили возможность встречи президента Узбекистана Шавката Мирзиеева с главами делегаций стран Содружества.
На заседании предполагается рассмотреть 16 вопросов. В числе наиболее актуальных - проект заявления министров иностранных дел стран СНГ о недопустимости дискриминации и нетерпимости в отношении христиан, мусульман и представителей других конфессий. Планируется подвести итоги работы многоуровневых межмидовских консультаций в 2016 году и утвердить план на 2017 год. На нынешний год намечено традиционное проведение консультаций, касающихся взаимодействия в международных организациях, информационной сфере, противодействия современным вызовам и угрозам, тематики разоружения и вопросов экономического сотрудничества.
В Ташкенте будет рассмотрен вопрос о придании Нижегородской академии МВД России статуса базовой организации по подготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам. Отмечу, что сейчас в Содружестве действует 65 базовых организаций, которые вносят существенный вклад в повышение эффективности работы специалистов в различных областях межгосударственного сотрудничества.
Кроме того, на апрельском заседании СМИД будет принято решение о реализации программы "Культурные столицы Содружества" в 2018 году в Армении (Горис), в 2019 году - в Беларуси (Брест), в 2020 году - в Казахстане (Шымкент). В нынешнем году статус культурной столицы СНГ придан городу Гянджа, который является вторым по величине в Азербайджане.
- С учетом российского председательства в Содружестве, какие ключевые мероприятия запланированы в этом году? Где и когда пройдут заседания Совета глав государств и Совета глав правительств?
- В российском МИД в феврале прошло заседание коллегии, посвященное председательству в СНГ в текущем году. Коллегия подчеркнула, что основной задачей на этот период должно стать совершенствование Содружества, повышение практической отдачи от его деятельности для государств-участников, укрепление авторитета СНГ на мировой арене.
Под эгидой российской стороны намечается немало важных мероприятий. Ключевыми станут саммит СНГ 11 октября в Москве, а также по два заседания Совета глав правительств (26 мая в Казани и 3 ноября в Ашхабаде) и Совета министров иностранных дел (7 апреля в Ташкенте и 10 октября в Москве). Кроме того, в Москве ежеквартально будут проходить заседания Экономического совета. 26 мая в российской столице состоится совместное заседание Совета министров обороны государств Содружества и его рабочих органов, посвященное 25-летию Совета.
В планах - проведение Петербургского международного экономического форума, Международного конгресса по образованию (Москва), XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Сочи), I Фестиваля национальных видов спорта и игр (Ульяновск).
Исполнительный комитет СНГ в 2017 году продолжит принимать участие в мониторинге электоральных событий на пространстве интеграционного объединения. Сейчас мы приступаем к наблюдению за выборами в парламент Армении. Планируем также участвовать в мониторинге выборов в Сенат парламента Казахстана и Президента Кыргызстана.
- Как продвигается подготовка проекта Соглашения о свободной торговле услугами в СНГ?
- Сфера услуг объединяет широкий спектр видов экономической деятельности. Это торговля, транспорт, коммуникации, жилищно-коммунальное обслуживание, общественное питание, гостиничный бизнес, туризм, страхование, банковское обслуживание, наука, образование, здравоохранение, культура и искусство, инженерные, информационные и консультационные услуги, операции с недвижимостью, строительство и другие.
Развитие рынка услуг - одно из основных направлений экономической политики. Мировая торговля тесно связана с движением капитала и перемещением рабочей силы. На долю сферы услуг приходится около 70% мирового ВВП и 25% мировой торговли. Кроме того, торговля услугами значительно менее чувствительна по отношению к действию внешних факторов, чем торговля товарами.
При подписании Договора о зоне свободной торговли в октябре 2011 года главы правительств стран Содружества также приняли решение о подготовке проекта Соглашения о свободной торговле услугами. Работа над проектом документа идет активно, хотя и непросто. Стороны определились со структурой документа и подтвердили намерение выйти в итоге на формат "ВТО+", то есть предоставить друг другу режим допуска на рынки услуг более преференциальный, чем для стран - членов ВТО.
В процессе работы мы столкнулись с принципиальными моментами, касающимися применения соглашения в сфере финансовых услуг, вопросов трудовой деятельности и присутствия физических лиц, учреждения и деятельности компаний, а также инвестиций. Ход подготовки проекта соглашения не раз обсуждался на заседаниях Экономического совета и Совета глав правительств СНГ. Очень продуктивно прошло последнее заседание рабочей группы в Кишиневе, эта работа продолжится в мае. Есть основания полагать, что к концу текущего года появится согласованный текст проекта документа, о котором мы говорим.
- Вы долгое время работали в белорусском парламенте, избирались депутатом второго, третьего, четвертого и пятого созывов. Были частым гостем летних и зимних сессий Парламентской ассамблеи ОБСЕ, мужественно отстаивали позицию страны по самым разным вопросам. Так сложилось, что 26-я летняя сессия пройдет в Минске уже без вас в должности вице-спикера, однако, учитывая опыт участия в мероприятиях подобного рода, вы можете рассказать массу интересных вещей по организации и проведению ПА ОБСЕ. Чего ожидаете от предстоящей летней сессии, сможет ли белорусская сторона организовать ее на должном уровне?
- Вы правы, я не просто был частым гостем летних и зимних сессий ПА ОБСЕ, но и последние шесть лет возглавлял белорусскую парламентскую делегацию. Уверен, что предстоящая 26-я летняя сессия станет крупнейшим политическим форумом в истории независимой Беларуси, который послужит укреплению взаимного доверия и сотрудничества во имя мира и процветания в регионе ОБСЕ. Наша страна проводит миролюбивую внешнюю политику, делает все для того, чтобы быть островком стабильности и в то же время служить для других примером в вопросе обеспечения безопасности.
В успешном проведении сессии я нисколько не сомневаюсь, мы в очередной раз сумеем показать радушие и гостеприимство. Беларусь накопила богатый опыт организации крупных политических, экономических, культурных и спортивных мероприятий, и нам есть на что в этом плане опираться. Как вы знаете, распоряжением Президента создан республиканский оргкомитет по подготовке летних мероприятий ПА ОБСЕ, его возглавляет председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко. В оргкомитет, который уже приступил к работе, вошли все заинтересованные на уровне министерств и ведомств, и они в состоянии решить любой вопрос организационного характера.
- Какие политические и экономические возможности открывает перед нами проведение летней сессии ПА ОБСЕ?
- Раньше, когда я занимал должность вице-спикера, представляя страну на заседаниях Парламентской ассамблеи, часто убеждался в том, что информация о Беларуси, нашей культуре и менталитете людей, которой располагают на Западе, очень скудна. Правда, постепенно ситуация начала меняться в лучшую сторону. И, как вы знаете, решение о том, что именно Беларусь станет хозяйкой летней сессии 5-9 июля, было принято единогласно. Могу констатировать большой интерес и к Беларуси, и к самому факту принятия решения о проведении сессии со стороны западных парламентариев. Многие из них в разговоре со мной признавались, что очень хотят поскорее увидеть страну. А у нас есть возможность достойно ее представить.
Конечно, 26-я сессия повысит роль Беларуси в вопросах мировой политики и безопасности. Уровень планируемых в Минске встреч говорит о том, что руководство ОБСЕ в целом отошло (пусть пока и не в полной мере) от политики двойных стандартов, которая еще недавно к нам применялась. Тяжело было что-то доказывать, потому что на европейских площадках слышали, как правило, только одну сторону, а доводы другой не учитывались. Нам приходилось нелегко, но даже в те времена удавалось проводить на сессиях ПА ОБСЕ свои резолюции, которые принимались. Они касались поддержания мира и безопасности, развития зеленой экономики, борьбы с торговлей людьми и других важных тем.
Предстоящая сессия ПА ОБСЕ дает Беларуси большие возможности для выстраивания диалога с политиками других стран и не только. Европейские парламентарии зачастую еще и бизнесмены, и мне кажется, что нашим заинтересованным министерствам можно было бы через депутатов Палаты представителей проработать программы встреч с гостями, которые им интересны, и обсудить все интересующие вопросы. Таким образом, можно сделать еще один шаг по налаживанию бизнеса, торгово-экономического взаимодействия с теми же партнерами из стран Евросоюза. Все-таки они будут в Минске пять дней, а это немало. Надеюсь, белорусские министерства и ведомства максимально используют возможности этой площадки и тоже извлекут пользу из мероприятий ПА ОБСЕ.
Кроме того, есть отличная перспектива отработать вопросы двустороннего межпарламентского сотрудничества. Не сомневаюсь, что этой возможностью воспользуются депутаты Национального собрания. Что может быть удобнее? Не нужно даже выезжать за пределы Беларуси, но при этом организовать важные встречи и обо всем договориться.
- Какая из сессий ПА ОБСЕ, в которой вам доводилось принимать участие, запомнилась больше всего, и какими событиями?
- За годы моей работы в Национальном собрании было немало сессий Парламентской ассамблеи, где приходилось отстаивать интересы Беларуси. Но мне все же больше запомнилась 25-я летняя сессия, которая проходила в Грузии, ведь именно тогда было озвучено окончательное решение о проведении 26-й сессии в Беларуси. Помню чувство гордости за свою страну. Члены парламентской делегации были рады, что наконец-то по достоинству оценены наша миролюбивая внешняя политика, наши усилия по содействию урегулированию конфликта на юго-востоке Украины. Тогда я подумал: нас не просто начали слушать, а наконец-то услышали.
Татьяна ПАСТУШЕНКО,
БЕЛТА.-0-