На бюджет специальности "философия" факультета философии и социальных наук БГУ прием документов был закрыт за два дня. Это произошло впервые за последние пять лет. К слову, профессиональных философов готовят в Беларуси только в БГУ, и становление отечественной педагогической и научно-исследовательской базы неразрывно связано с деятельностью факультета философии и социальных наук. Какие изменения происходят в обществе и как философия может помочь в формировании патриотических чувств, определить стратегический ориентир в формировании мировоззрения, духовной культуры личности и нации, корреспонденту БЕЛТА рассказали эксперты в области педагогики, методологии образования и философии науки - доктор педагогических наук, профессор, ректор БГУ Андрей Король и кандидат философских наук декан факультета философии и социальных наук Вероника Сайганова.
- Как вы оцениваете эту приемную кампанию по философским специальностям и насколько популярна философия среди молодежи?
Андрей Король: Нынешний год относительно философов нас приятно удивил и порадовал. Мы за два дня смогли закрыть весь бюджет на эту специальность. Еще в предыдущие годы популярность философии уступала таким специальностям, как "социальные коммуникации" и "социология", то в нынешнем "философия" опередила другие специальности с таким же набором вступительных испытаний. В последние пять лет и вовсе наблюдаем стабильную динамику роста проходного балла и востребованности специальности "философия". С 2018 по 2022 год проходной балл вырос с 296 до 322. В этом году мы прогнозируем, что он будет значительно выше. Среди молодых людей, сознательно выбирающих путь философа, есть абитуриенты с баллами 386-390.
Чем объяснить такой интерес? Скорее, многое определяет время. В результате турбулентности последних лет современный мир в глазах молодых людей утратил целостность, и вернуть ее можно с помощью разума и критического мышления. То есть не принимать все на веру, а рефлексировать, спорить друг с другом, самим собой в поисках истины и новых смыслов мироустройства.
Намеченная тенденция только радует. Еще несколько лет назад мы наблюдали, как молодежь без критического осмысления ошибочно оценивала многие процессы. И рост популярности профессиональной философской сферы показывает, что молодое поколение стремится обладать осознанным, подлинным мышлением, не навязанной извне системой ценностей существования мира и человека. Очень надеюсь, что это уже прямая связь с укреплением в сознании молодежи их национальной самоидентичности, уникальности, непохожести. Если можно сказать, это уже процесс социального обновления и роста авторитета самого понятия "патриотизм". Поскольку в последние десятилетия это социальное чувство значительно затерлось в мироощущении людей.
Вероника Сайганова: Как мне кажется, основное в мотивации абитуриента-философа - любознательность и любовь к мудрости, что и отражено в этимологии слова "философия". Причины поступления на "философию" абитуриенты называют разные: от желания получить классическое социально-гуманитарное образование высокого качества, доступное только в БГУ, до возможности реализовать собственные идеи и стать практикующим философом. Кто-то делает акцент в выборе на поиск истины, стремление осмыслить и решить сложнейшие проблемы бытия человека и ответить на собственные экзистенциальные вопросы. Однако все чаще, выбирая философию, молодые люди проявляют желание осознанно участвовать в общественно-культурной и социально-политической жизни страны.
Сегодня БГУ - единственный вуз в Беларуси, где осуществляется профессиональная подготовка философов на всех ступенях получения высшего образования. Ведется подготовка по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры по философским наукам. На факультете философии и социальных наук действуют две выпускающие философские кафедры: кафедра философии культуры и кафедра философии и методологии науки. А если заглянуть глубже в историю, то именно с открытием БГУ в 1921 году в независимой Беларуси связывают рост философии в прошлом веке. С первых дней работы БГУ началась подготовка философов на факультете общественных наук, в 1947 году создано отделение философии на историческом факультете, а в 1999-м открыт наш факультет.
- Как вы оцениваете состояние философской мысли в современном обществе?
Андрей Король: В современном обществе наблюдается новый импульс увлеченности философией ввиду возрастающего интереса широкой аудитории к вопросам мироустройства, функционирования общества и культуры в целом. Современный мир переживает различного рода потрясения: экологические, социально-политические, культурные. Неразрывны от них вызовы социального характера, мы видим смену ценностной системы координат, увеличение дистанции между людьми, и как итог - появление проблемы слышимости в нашем мире. Все это следствие происходящих в мире процессов глобализации многих сфер жизни общества и человека.
Особенность современного мира - дистанция: между человеком и другим миром, между человеком и другим человеком, между человеком, действующим в социуме, и человеком внутренним. Эта дистанция есть следствие распада цельного на составляющие. Отсюда появление проблемы, когда система координат ценностей постепенно переходит в систему координат скорости. Все возрастающий ритм жизни повышает объемы информации и удовольствия в этом мире и расширяет внешние пределы человека. Но, с другой стороны, это приводит к закрытию внутреннего пространства человека. Хотя отец Павел Флоренский говорил, что человек - это не факт, а акт, отдавая приоритет именно внутреннему, непрерывному, нежели дискретному, внешнему, на чем базируется технология искусственного интеллекта.
Расширение внешних пределов человека, когда можно одновременно общаться с разными людьми, можно сделать одновременно несколько копий, технологии дипфейков, - все это требует осмысления и ответов на вопросы, как делать, что делать и самое главное - зачем делать?
Информация как следствие скоростей всегда убивает смыслы. Наше общество сталкивается с глобальным проникновением в жизнь коммуникаций, что влечет огромные проблемы. Обществу сложнее в информационном потоке отделить правду от вымысла. В середине прошлого века это было допустимо только теоретически. Например, известные французские философы, эксперты в области коммуникации Жиль Делез, Ролан Барт об этом писали, указывая, что информация - это большая ловушка для человечества, где идет расслоение знака и предмета. Коммуникации расширяют внешние пределы человека. В итоге мы теряем его внутреннее пространство и смыслы. Это приводит к шаблонизации мышления, поведения, общения. Человек становится массовым. Он больше молчит - тиражирует чужое, когда сказать своего нечего, видит мир с искажениями и хуже слышит себя и других. Человек становится одинаковым, утрачивая важнейшее условие для развития личности - возможность понять, кем ты не являешься. Отсюда технологии социального манипулирования сознанием приобретают все большее значение в сравнении с традиционными. Главная проблема в мире говорения - способность услышать, то есть заглянуть во внутреннее пространство, которое все больше и больше утрачивается. К слову, проблема слышимости, умения открывать себя и видеть свои смыслы сегодня стала одной из важнейших в любой системе образования XXI века. В связи с этим важно в обучении молодежи не столько транслировать ей готовые рецепты и истины, а создавать среду и условия, чтобы молодежь сама научилась и смогла найти ответы на многие вопросы. Важно научить молодежь анализировать, сравнивать, сопоставлять, видеть мир и смотреть на себя с разных сторон, развивать способность внутреннего диалога. Только научившись общаться с самим собой, можно научиться общаться с другими людьми и слышать друг друга. Если мы не откроем дверь к себе, не узнаем, кем не являемся, мы не сможем выйти из мира стереотипа и манипулирования. И в этом направлении БГУ активно работает. Мы ориентируем образовательный процесс не столько на традиционные формы трансляции достижений человечества, сколько создаем условия для самопознания и саморазвития молодежи, стремимся к индивидуализации в обучении, когда студент учится учиться, а не просто выполняет роль пассивного вбирателя некой менторской правильной информации.
Сегодня наша молодежь и общество в целом стремится найти объяснение и пытается разобраться в причинах появления многих вызовов, а иногда и поспорить с существующими в массовом сознании истинами. На помощь как раз таки и приходит философия как воплощение критического мышления и поиска смыслов.
Вероника Сайганова: Как представитель научного белорусского сообщества философов отмечу, что сегодня в приоритете научного осмысления именно социально-философские темы. В защитившихся в последние годы кандидатских и докторских диссертациях вопросы социальной философии, теории и истории культуры, этики доминируют. Наши ученые-философы исследуют феномен кризиса в социокультурном развитии, вопросы глобализации культурно-информационного пространства, моральный дискурс, динамику систем нравственности и даже философию насилия. Несмотря на фундаментальность философского знания, в нем заложено много практических ответов на вызовы современности.
- Насколько сегодня нам нужны философы? Происходит ли укрепление идентичности и патриотичности белорусского общества через популяризацию философской мысли? Что делает в этом направлении БГУ?
Андрей Король: Через профессиональное философское образование возможно воспитать универсального и целостного человека. Философия - это комплекс человекообразующих дисциплин: история философии, логика, этика, эстетика, антропология, культурология, онтология и другие. Эта специальность - своеобразная кузница смыслов. Задачи современного философского образования не должны быть излишне абстрактными и находиться далеко от реального социального запроса. Кроме академической реализации, философское образование призвано укреплять реальное современное белорусское общество. Например, коллектив ученых-философов БГУ и ГрГУ имени Янки Купалы издал фундаментальную книгу "Человек перед лицом будущего: риски и перспективы". В монографии представлен анализ реальности современности, определены кризисные явления нашего времени, в том числе в области образования, указана необходимость их преодоления. К слову, в этом издании я поднимаю проблему молчания в образовании на основании обобщенного опыта философского, культурологического, психологического, исторического знания о молчании через анализ западной и восточной культур, представляю результат этого исследования. В числе авторов также известные нам доктора философских наук Чеслав Кирвель и Олег Романов.
В БГУ развивается междисциплинарная методологическая школа. Для решения актуальных вопросов философии, образования, науки, общественно-политической сферы, выработки эффективного инструментария по их решению мы используем потенциал разных научных школ и направлений БГУ, вовлекаем в обсуждение сотрудников. Наши преподаватели - эксперты по многим вопросам в экономике, социологии, политике, юриспруденции, международных отношениях, а также по разным направлениям гуманитарного и естественнонаучного знания. Этот экспертный потенциал БГУ также планируется использовать для повышения компетенций сотрудников вуза в разрезе социально значимых актуальных тем и своевременного реагирования на вызовы времени.
На факультете философии и социальных наук уже несколько лет реализуется проект "Антология философской мысли Беларуси", в котором студенты совместно с преподавателями работают в архивах и воссоздают фрагменты философских текстов белорусских мыслителей различных исторических периодов. Тем самым укрепляется идентичность белорусской философии, ее гуманитарный суверенитет, а через философские тексты транслируются исторические ценности, уважение к интеллектуальному наследию Беларуси, любви к Родине и ее традициям. Такая направленность современного философского образования в нашей стране созвучна важнейшим задачам белорусского государства - сохранению исторической памяти, культивированию ценности мира и созидания.
Философия обладает прогностическим потенциалом. На основе ее рациональности можно анализировать не только прошлое, настоящее, но и предвидеть будущее. Конструктивно рассуждать о роли и месте Беларуси в современном мире, ее цивилизационном предназначении и будущем без философии просто невозможно.
- Какими философскими идеями больше всего интересуется студенческая молодежь?
Андрей Король: Мы сегодня наблюдаем, как река человечества постоянно расширяется и углубляется за счет роста объема информации, удовольствий. Однако расширение внешних пределов человека, влечение к легкости подчас закрывает общение человека с самим собой и порождает появление манипуляций, стереотипов. Это вызвано нашей реальностью. Она отчасти приводит к потере человеком своего уникального внутреннего пространства, появлению массового человека, как я уже ранее говорил, и превращению общества в сообщество одинаковых людей. Мы постоянно сталкиваемся с фейками, нарушающими целостность мировосприятия. К слову, Запад, создав еще в середине прошлого века институты изучения общества, социальной психологии, значительно преуспел в вопросах манипулирования общественным мнением. Об этом писали и сами западные философы. Поэтому необходимо уделять большое внимание социально значимым наукам, среди которых ключевой является философия.
Именно философия как рационально-теоретический тип мировоззрения создает цельный образ мира и человека в их взаимосвязи. Ядром предмета философии являются основания бытия человека, социума и природы. Поэтому аксиологический статус человека, смысл жизни, проблемы свободы и ответственности, ценностные основания преобразования природного и социокультурного мира сегодня звучат как никогда актуально.
Вероника Сайганова: Судить о философских предпочтениях наших студентов мы можем по выбранным тематикам дипломных исследований и магистерских диссертаций. Ребята интересуются актуальными для белорусского государства социально-философскими вопросами. Например, выпускники 2023 года исследовали основные направления развития экологической этики, социоэтические проекции в философии всеединства Владимира Соловьева, социально-политические идеи марксизма и неомарксизма, вопросы философии творчества, философии цивилизаций и даже философии экономики и бизнеса. В своих выпускных работах студенты чаще ссылаются на современных русскоязычных и отечественных исследователей, в то же время учитывают опыт признанных зарубежных классиков, переводят на русский и белорусский языки фрагменты их текстов.
- В школе не преподают философию и социологию в чистом виде, обычно эти дисциплины факультативно идут в рамках программы по обществоведению. С каким уровнем знаний к вам приходят абитуриенты и что делает факультет для усиления мотивации будущих философов?
Вероника Сайганова: В этом году к нам на специальности "философия" и "социология" поступают шесть абитуриентов с 100-балльным результатом по "обществоведению" и два победителя республиканской олимпиады по этому учебному предмету. В совокупности уровень знаний у ребят разный. Кто-то уже с первого курса владеет в общем виде историей развития философии или социологии, а кто-то сталкивается с этим впервые. Однако в процессе усвоения профессиональных предметов, проведения собственных исследований и написания курсовых работ к второму курсу у студентов вызревает собственная сфера интересов, в которой они интенсивно работают вплоть до дипломного проекта. С 2012 года на факультете для учеников 9-11-х классов действует школа юного философа "Пайдейя". В очном формате на базе факультета раз в две недели с октября по май ребята встречаются с преподавателями и изучают основы философского знания.
- Где востребованы выпускники-философы?
Вероника Сайганова: Философское образование настолько универсальное, что наши выпускники могут работать в любой сфере: преподавать, заниматься академической наукой или управленческой деятельностью в аналитических центрах, работать в области информации и коммуникации, СМИ, IT-секторе, заниматься социально-политической деятельностью. Наших выпускников вы встретите в республиканских университетах, СМИ, Национальной академии наук, Парке высоких технологий, банковской сфере. Но самое главное - многие из наших выдающихся выпускников являются классиками отечественной философской мысли. Среди них академик РАН Вячеслав Степин, академик НАН Евгений Бабосов и доктор философских наук заслуженный деятель науки Беларуси Анатолий Зеленков.
Светлана ПЕКАРЬ,
фото БГУ и из архива,
БЕЛТА.-0-