Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Лаборатории, дизель-электростанция и гараж для снегоходов - какой будет Белорусская антарктическая станция

Интервью 06.05.2017 | 19:16
Алексей Гайдашов

Беларусь осваивает и изучает просторы Антарктиды с 2006 года. На ледяном континенте побывало уже девять белорусских экспедиций. Восемь месяцев в году Антарктида отрезана от внешнего мира, потому полярники даже сравнивают себя с космонавтами, а строительство Белорусской антарктической станции - с созданием космической станции на орбите Земли. О строительстве станции, уникальных исследованиях, условиях жизни полярников и антарктических туристах корреспонденту БЕЛТА рассказал руководитель всех белорусских экспедиций Алексей Гайдашов.

- Алексей Александрович, как изменятся условия жизни полярников благодаря собственной станции? Как устроен ваш быт в Антарктиде?

- Все начиналось со старого здания, которое нам предоставили во временное пользование российские коллеги. Мы его переоборудовали, провели косметический ремонт. Жили по три-четыре человека в помещении, отдельно была только кухня. Душа не было, стирали в тазике, для мытья нагревали воду в чайнике. С большим трудом удавалось поддерживать температуру плюс 10-12 градусов в помещениях.

Большинство новых жилых модулей Белорусской антарктической станции будут оснащены отдельным душем, мини-кухней, отдельными жилыми, служебными и лабораторными отсеками. Мы идем к тому, чтобы у каждого полярника было свое небольшое отдельное помещение для проживания и работы. В составе станции будет санитарно-гигиенический блок с сауной, душевыми, умывальниками, стиральными машинами. Будет полноценная кают-компания с кухней, большой столовой, уголком для отдыха, настольных игр, просмотра спутникового телевидения. Постепенно мы создаем современные условия как для быта, так и для эффективной работы: научные лаборатории будут оснащены современными научными приборами и компьютерной техникой.

Первые годы наш рацион питания был достаточно скромным: крупы, макароны, тушенка, чай, кофе, сахар. Сегодня наше питание в Антарктиде достаточно разнообразное. Часть продуктов закупаем в Беларуси, а скоропортящиеся приобретаем по ходу движения корабля - в Германии, Южной Африке. Так что у нас теперь полноценный рацион питания: есть и мясо, и овощи, фрукты. Обязательно покупаем соки, витамины, минеральную воду. Казалось бы, в Антарктиде самая чистая на планете вода, но она дистиллированная, безо всяких микроэлементов, а это не слишком хорошо влияет на организм.

Обязательно применяем защитные средства, кремы, мази, потому что там могут быть и обморожения, и ожоги от солнца. В летний антарктический сезон солнце два раза воздействует на кожу: и сверху, и отражаясь от снежной поверхности. То есть лицо и руки может обгореть до волдырей, шрамов, рубцов. У нас современная экипировка, рассчитанная на работу в полярных условиях, перепады температур, ветер, снег. Этому мы уделяем большое внимание.

- А как вы связываетесь со своими родными, коллегами?

- Лет семь-восемь назад мы оснастили нашу экспедицию станциями спутниковой связи. Они позволяют как проводить телефонные разговоры с Большой землей, так и передавать электронную почту. У нас сегодня достаточно дорогой трафик выхода на разговорную связь, на передачу электронных данных через станцию спутниковой связи, поэтому это приходится лимитировать. К примеру, около 30 минут в месяц выделяется каждому для разговоров с семьей. На самом деле это немного, по сути, раз в неделю позвонить и поговорить пять минут. Но этот минимум мы стараемся соблюдать. А в ближайшие год-два планируем обзавестись современными терминалами спутниковой связи, более скоростными, со значительно более дешевым трафиком спутниковой связи и для производственных целей, и для личных разговоров.

Еще нужно оснастить станцию современными скоростными средствами спутниковой связи - с возможностью выхода в интернет, просмотра хотя бы двух-трех каналов спутникового телевидения. Почти на всех зарубежных зимовочных станциях эти вещи на данный момент организованы. На многих станциях есть круглосуточный безлимитный бесплатный выход в интернет. Это важный вопрос, который касается не только профессиональной деятельности. У современного специалиста, который находится так далеко от Большой земли (а в будущем экспедиции будут длиться не полгода, а год-полтора), должна быть возможность свободного общения с родными и близкими. Нужно передавать и большие объемы научной информации. Без современных средств связи сейчас немыслима организация ни одной серьезной экспедиции.

- Как проходит строительство Белорусской антарктической станции? Когда планируется его завершить?

- Строительство Белорусской антарктической станции - значимый национальный проект, который сравним с созданием космической станции на околоземной орбите. Условия Антарктиды приближены во многом к условиям других планет, не зря многие страны готовят именно там экипажи космических кораблей, испытывают роботов и различные машины, которые планируется отправлять в космос. Вопрос строительства национальной станции в Антарктиде рассматривался еще в 2006-2007 годах, когда начался первый этап госпрограммы по исследованиям полярных районов Земли, но почти пять лет эти планы оставались на бумаге. Российская сторона предоставила нам на первых порах здания в районе горы Вечерняя, оставшиеся там еще с советских времен. Поэтому у нас была крыша над головой, и не надо было начинать освоение Антарктиды со строительства в чистом поле.

К вопросу строительства собственной станции вернулись в 2012-2013 годах, после того, как госпрограмма по исследованию полярных районов Земли была передана в ведение НАН Беларуси. Тогда и произошел прорыв, и были сделаны первые практические шаги: создан первый проект, очерчена концепция, разработан и утвержден план строительства. Этим планом предусмотрено строительство Белорусской антарктической станции в два этапа. Первый этап - это 2015-2020 годы, а второй - 2021-2025 годы.

Первый этап включает в себя комплекс основных зданий и технологических объектов. Мы создаем объекты станции на Большой земле, а затем доставляем их на корабле "Академик Федоров" в Антарктиду и там монтируем. Первый объект - трехсекционный модуль управления связи и навигации - был смонтирован в декабре 2015 года в очень жестких условиях, потому что на практике раньше таким способом строительство в Антарктике не проводилось. Монтаж второго объекта был начат во время 9-й Белорусской антарктической экспедиции. Это восьмисекционный лабораторно-жилой модуль. В декабре 2016 года мы смонтировали большую установочную платформу и установили на ней первую секцию. В ближайшие два года предстоит дополнить этот второй объект еще семью секциями различного назначения: жилые, лабораторные, медицинская, санитарно-гигиеническая.

Помимо этого, в ближайшие три года планируется смонтировать в районе строительства Белорусской антарктической станции нефтебазу для хранения больших запасов топлива и дизельную электростанцию. Это будет частью подготовки к первой зимовке белорусских полярников в Антарктиде в 2019-2020 годах. Модульная нефтебаза и новая дизель-электростанция, включающая в себя как минимум две силовые установки контейнерного типа мощностью 115 кВт каждая, как и остальные сооружения, будут строиться на платформах, регулируемых опорах. Нефтебаза и дизель-электростанция обеспечат энергоснабжение белорусской экспедиции.

- А какие объекты планируется построить на втором этапе?

- Второй этап строительства Белорусской антарктической станции - с 2021 по 2025 год - будет включать монтаж объектов как научного профиля (несколько специализированных лабораторий - биологическая, геофизическая обсерватория), так и объектов экологического назначения. Экологические требования к работе национальных операторов в Антарктике очень жесткие, поэтому необходимы очистные сооружения для бытовых сточных вод, установки для утилизации твердых бытовых отходов и так далее. Те виды отходов, которые не подлежат утилизации в Антарктиде, например, отходы нефтепродуктов, будут вывозиться для утилизации на Большую землю на борту корабля.

В результате будет построен компактный поселок, соответствующий современным требованиям науки, безопасности и быта. При этом по себестоимости он в десятки раз дешевле зарубежных аналогов, потому что мы используем белорусские технологии, материалы, разработки, не ведем капитального строительства. Наши сооружения компактные, да, в них нет простора, но есть все необходимое. Станции, которые строятся с размахом, очень энергозатратные, к тому же, доставка топлива в Антарктиду обходится очень дорого. С точки зрения экономичности наша станция может быть примером для других, и при этом на ней будут те же возможности и те же условия, что и на других современных станциях.

У Белорусской антарктической станции будут три степени энергозащищенности. Если дизельная электростанция выйдет из строя, у нас будет вторая автономная система - печки в каждом модуле, которые смогут обогревать помещение независимо от того, есть электроэнергия или нет. Будет и третья система энергоснабжения - солнечные панели и ветрогенератор. Это значительная экономия топлива, то есть в летний антарктический сезон мы вполне можем обходиться только их использованием и не включать дизель-генераторы.

После завершения первого этапа строительства станции мы сможем остаться на зимовку в Антарктиде в 2019-2020 годах и перейти к формату круглогодичных исследований. Это наиболее эффективный способ работы в Антарктике.

- Какая подготовка нужна для того, чтобы белорусская экспедиция смогла остаться в Антарктиде на зимний период?

- Основное - это снабжение. Нужно завезти значительное количество топлива. Даже при современных дизель-генераторных установках для запланированного состава экспедиции из 12 человек потребуется около 180 т дизельного топлива на год. Поэтому, конечно, нужна нефтебаза, чтобы этот объем топлива безопасно разместить.

Второе - это достаточно большое количество продуктов питания, в том числе и продуктов глубокой заморозки. Для многих это кажется удивительным: зачем в Антарктиде морозильники? Дело в том, что в течение года, особенно в прибрежной зоне Антарктиды, температура нестабильна: она колеблется от нуля до минус 45-60 градусов. А для хранения продуктов глубокой заморозки требуется постоянная температура минус 18 градусов. Поэтому нужно решать проблему доставки и монтажа вместительных рефрижераторных установок.

В ближайшие два-три года мы будем решать также вопрос с гаражными боксами для снегоходной техники. Технику невозможно обслужить или отремонтировать на открытом воздухе, особенно в разгар зимы. Еще нужны отапливаемые склады для хранения экспедиционного снаряжения, научных приборов, запасных элементов, продуктов. Для зимовки требуется достаточно сложная инфраструктура.

- В Беларусь вернулись еще не все участники 9-й Белорусской антарктической экспедиции. Когда планируется их возвращение?

- В Беларусь вернулись уже все участники экспедиции, кроме инженера-радиометриста Вадима Свидинского. Он сейчас на борту корабля "Академик Федоров", который следует из Южной Америки в Санкт-Петербург. По ходу движения корабля он проводит научные исследования по измерению общего содержания озона от южной полярной области до северной. Такие непрерывные измерения мы проводим впервые, и наши наблюдения интересуют ученых не только в Беларуси, но и за рубежом. Озоновые дыры сейчас волнуют всех, потому что истончение или отсутствие озонового слоя губительно влияет на все живые организмы, в том числе на организм человека.

Корабль вернется в Санкт-Петербург в конце мая, и оттуда Вадим приедет в Минск. Придут наши грузы - научные материалы, образцы. Все это будет передано в исследовательские лаборатории и институты НАН Беларуси для изучения. Научные открытия непосредственно в Антарктиде не делаются. Там набирается материал, набираются результаты измерений и исследований, которые впоследствии обрабатываются на Большой земле. Только после этого мы можем говорить об открытиях. Первые результаты планируем получить к августу-сентябрю.

- Что планируется сделать во время следующей антарктической экспедиции?

- Пока еще не известно, когда мы отправимся в следующую экспедицию. Планируем пораньше, не в декабре, а в ноябре, чтобы продлить наблюдения, но для этого нужно дорабатывать логистические схемы и обеспечить необходимое финансирование. Мы зависим в транспортном отношении от других государств, потому что у нас нет своих средств доставки в Антарктиду - ни кораблей ледового класса, ни самолетов, способных совершать посадки на антарктическом континенте. Поэтому логистику мы строим в увязке с другими крупными антарктическими операторами, в первую очередь, с Россией. Но у нас есть контакты и с другими странами - с Китаем, Индией. Мы пользуемся транспортными возможностями этих экспедиций - судами, самолетами. В июне-июле мы займемся решение вопроса доставки следующей экспедиции в Антарктиду.

- Сможет ли Беларусь в будущем принимать на своей станции туристов?

- Туризм в Антарктиде существует, но он весьма ограничен. Есть только два основных места, куда есть реальная возможность доставить туристов. Во-первых, это северная оконечность антарктического полуострова. Здесь благоприятнее климатические условия, богаче природа, это фактически зона субантарктики. В этом месте Антарктиду с Южной Америкой разделяет только пролив. За летний антарктический сезон туристические суда перевозят за сезон до 30-40 тыс. туристов. Это бизнес, причем дорогостоящий. Эти туры стоят $8-50 тыс. за 9-12 дней. Есть еще один вариант - это район станции Новолазаревская. Туда на снежно-ледовый аэродром из Кейптауна самолет Ил-76 доставляет туристические группы. Еще есть редкие экспедиции - раз в год-два - по покорению Южного полюса на наземном и воздушном транспорте. Они обычно организуются на деньги спонсоров.

Нельзя сказать, что туризм в районе Белорусской антарктической станции невозможен. Более того, в советские времена в этом районе имелась снежно-ледовая полоса, на которую с Большой земли прилетали самолеты Ил-76, привозили грузы и полярников, так как неподалеку находится бывшая столица советской антарктической экспедиции - станция Молодежная. То есть, теоретически, восстановить воздушное сообщение с этим регионом Антарктиды и наладить перевозку туристов можно было бы. Но государство в это деньги вкладывать не будет, а белорусский частный бизнес вряд ли к этому готов. Хотя как вариант на перспективу такой вопрос вполне может быть рассмотрен, если найдутся те, кто готов вложить в это очень большие деньги. Приведу пример. Мы узнавали у одной белорусской авиакомпании, сколько будет стоить перевозка на самолете Ил-76 нашей экспедиции в Антарктиду. Так вот - около $1 млн. Тем не менее, фирмы, которые занимаются антарктическим туризмом, существуют, поэтому в перспективе это возможно и для нас. Но деятельность Белорусской антарктической экспедиции с туризмом связывать не стоит. Наша задача - обустроиться в Антарктиде, проводить научные исследования и зарабатывать деньги для нашей страны благодаря их результатам.

- Какой вклад антарктические исследования могут внести в экономику страны? Как их можно коммерциализировать?

- Современная ситуация ставит перед белорусской наукой и НАН Беларуси конкретные задачи. От общих исследований мы перешли к специализированным, углубленным, которые в ближайшие годы могут дать реальную отдачу как в микробиологии, так и в климатологии, геологии, геофизике, физике атмосферы. Ведется работа в интересах национальной космической программы. Зимовка в Антарктиде позволит нам проводить непрерывные наблюдения по многим научным дисциплинам. Чтобы сделать прорывные открытия, требуются длительные, даже многолетние наблюдения. В числе прочего, мы проводим так называемые подспутниковые наблюдения во время пролета над Антарктидой БКА и некоторых российских спутников, в частности, «Канопуса-В». Наземные наблюдения параллельно со съемкой из космоса позволяют проводить корректировку работы бортовых спутниковых оптических инструментов. Это почти как в кино - баланс белого и черного. А снежно-ледовая поверхность и атмосфера Антарктиды - почти идеальный полигон для подобных исследований.

Мы проводим работы по оценке морских биологических ресурсов - имея эти материалы и оформив заявку, мы сможем подать ее в морскую комиссию ООН для получения квот на вылов определенных видов морепродуктов. Для этого нам не надо организовывать свой рыболовный флот, мы просто можем эти квоты продавать другим государствам, у которых флот есть. Это одна из практических выгод.

Во время девятой экспедиции мы впервые с помощью подводного робота изучали глубины океана и пресноводные водоемы Антарктиды. Этот аппарат позволяет видеть, что происходит в толще воды на глубине до 150 м и извлекать растения и животных со дна. Мы исследуем уникальные свойства антарктических микроорганизмов. Это позволит разрабатывать новые биотехнологии для применения в фармацевтике и медицине, косметологии.

Беларусь является климатозависимой зоной. У нас бывают ураганы, засухи, избыточные осадки. Чтобы понять и изучить эти закономерности, делать заранее долговременные прогнозы - в интересах и сельского хозяйства, и промышленности, и транспорта - мы проводим климатические исследования.

Все интервью