Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Как создаются учебные пособия для незрячих и слабовидящих школьников

Интервью 29.08.2023 | 16:13
Елена Рахманова

Дети с ограниченными физическими возможностями часто нуждаются в особенных средствах для получения качественного образования. Так, незрячим и слабовидящим ученикам необходимы особенные учебники, с помощью которых они смогут осваивать школьную программу. Именно поэтому Национальный институт образования и издательство "Народная асвета" выпускают учебные пособия, созданные с помощью шрифта Брайля. Корреспондент БЕЛТА побеседовала с начальником отдела методического обеспечения специального образования Национального института образования, кандидатом педагогических наук, доцентом Еленой Рахмановой и узнала, в чем заключается особенность подобных учебных пособий и как они помогают ученикам эффективнее усваивать материал.

- Объясните, пожалуйста, что такое шрифт Брайля для тех, кто никогда о нем не слышал?

- Шрифт Брайля - рельефно-точечный тактильный шрифт, который предназначен для письма и чтения незрячими и слабовидящими людьми. Рельефно-точечным он называется потому, что буквы обозначаются выпуклыми точками. Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки расположены в два столбца. Каждая буква, каждый знак комбинируется в пределах одного шеститочия. Комбинации точек позволяют передать не только все буквы алфавита, но и знаки препинания, цифры. Тактильным шрифт называется потому, что незрячие люди "читают руками", то есть распознают точки на ощупь. В Беларуси для незрячих учащихся издано пособие, которое называется "Рельефно-точечная грамота". С помощью этого пособия на уроках обучения грамоте они учатся читать и писать шрифтом по системе Брайля.

- Как давно вы создаете учебные пособия шрифтом Брайля?

- Учебные пособия шрифтом Брайля издаются в Беларуси с 1996 года.

- В соответствии с какой учебной программой разрабатываются такие учебные пособия?

- Учащиеся с нарушениями зрения, в том числе незрячие, обучаются по обычным учебным программам и учебным пособиям для учреждений общего среднего образования. Данные учебные пособия адаптируются специалистами, а затем "переводятся" шрифтом Брайля.

- Как адаптируются те виды работ, которые недоступны незрячим ученикам?

- При адаптации в содержание учебного пособия вносятся изменения и дополнения в соответствии с образовательными возможностями и потребностями незрячих учащихся. Например, картины описываются словами, некоторые иллюстрации исключаются, рисунки, без которых нельзя обойтись адаптируются (даются рекомендации по исключению визуальной зашумленности изображения, увеличению размера рисунка), содержание заданий формулируется более кратко. Некоторые задания, которые не может выполнить незрячий учащийся, заменяются.

- Каков средний тираж таких учебных изданий? Много ли школ заказывают такие учебные пособия? И какой отзыв на такие книги вы получаете в целом?

- Тираж учебных пособий шрифтом Брайля составляет 25-30 экземпляров. Всего в Беларуси 6 специальных школ для учащихся с нарушениями зрения (Жабинка, Василевичи, Гродно, Молодечно, Шклов, Минск). В них и обучаются незрячие учащиеся. Все указанные учреждения образования обеспечиваются учебными пособиями, изданными шрифтом Брайля. Отзывы всегда только положительные. Обратную связь мы получаем в ходе встреч с педагогическими коллективами.

- Сколько времени занимает создание одного учебника шрифтом Брайля?

- На создание учебного пособия шрифтом Брайля уходит столько же времени, сколько и на плоскопечатное учебное пособие - около двух лет.

- Как проходит процесс работы над книгой?

- Первый этап подготовки учебного пособия является адаптация плоскопечатного учебного издания. Адаптация печатных учебных изданий для подготовки их к выпуску рельефно-точечным шрифтом Брайля осуществляется тифлопедагогом. Затем материалы адаптации направляются на рецензирование. Решение об определении рецензентов принимает секция специального образования Научно-методического совета при Министерстве образования. Два рецензента, ученый и учитель-практик, изучают материалы, анализируют, готовят рецензии, в которых указывают замечания и предложения. При наличии двух положительных рецензий материалы адаптации направляют автору для устранения замечаний, полученных в ходе рецензирования. Доработанный с учетом замечаний рецензентов материал адаптации рассматривается секцией специального образования. Она в составе 15 опытных ученых и практиков изучает адаптацию и решает, направлять или не направлять авторский оригинал на рассмотрение президиума Научно-методического совета при Министерстве образования. Президиум принимает решение о рекомендации авторского оригинала к выпуску в качестве соответствующего вида печатного учебного издания с присвоением грифа "Допущено Министерством образования Республики Беларусь". Далее материалы адаптации направляют в издательство, где осуществляется необходимая подготовительная работа. Затем размеченное учебное пособие поступает на полиграфическое предприятие, где печатается шрифтом Брайля на специальной бумаге.

- Сколько страниц обычного учебника помещается в учебник, изданный шрифтом Брайля?

- Учебные пособия, изданные шрифтом Брайля, очень объемные. Один плоскопечатный учебник средней толщины превращается в 7-9 томов размером А4. Так, учебное пособие по алгебре для 11 класса шрифтом Брайля составило 8 книг, по геометрии для 11 класса - 9 книг, "Букварь" разместился в 12 брайлевских книгах. В настоящее время в Беларуси материалы учебных пособий, содержащие большую текстовую информацию, в частности хрестоматии по истории, издаются в специально созданном DAISY формате для незрячих людей. DAISY формат - это международный универсальный стандарт электронной книги, которую можно послушать в дикторской озвучке или с помощью речевого синтезатора. Этот формат обеспечивает удобную навигацию по страницам, абзацам, предложениям и фразам книги, дает возможность установки закладок, меток и комментариев, перехода по ссылкам и выбора скорости чтения.

- Каким образом адаптируются фотографии и иллюстрации?

- Чертежные рисунки контурируются, увеличиваются в размере, цвет передается рельефной графикой с помощью различных линий и точек, а иллюстративные рисунки - рельефом или барельефом. Картосхемы представляют собой рельефно-графические рисунки. Все рисунки в целом выполняются на полистироле.

- Учебные пособия по какому предмету создавать сложнее всего и почему?

- Сложнее всего передавать карты и картосхемы. Увеличение карты в формате страницы не позволяет нанести шрифтом Брайля все имеющиеся на ней названия, условные обозначения. Поэтому информация делится на части и передается порционно, а из одной карты может получиться 4-6 карт.

Валерия ГАВРУКОВИЧ,

БЕЛТА.-0-

Все интервью