"Фундамент правовой системы". Юрист о том, почему Конституция не просто главный, а Основной Закон страны
Александр Федорович
Сегодня в Беларуси отмечается День Конституции, которая является Основным Законом страны, имеющим высшую юридическую силу и закрепляющим основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция определяет государственное устройство, устанавливает принципы избирательной системы, регулирует образование органов власти, закрепляет права и обязанности граждан. Высшей ценностью она объявляет человека, его жизнь. Белорусская Конституция гарантирует каждому гражданину свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного всестороннего развития личности. Заместитель начальника центра образовательных инноваций юридического факультета Белорусского государственного университета - начальник отдела "Юридическая клиника" данного центра, старший преподаватель кафедры уголовного права юридического факультета БГУ Александр Федорович рассказал корреспонденту БЕЛТА, почему Конституция не просто главный, а Основной Закон страны.
- Александр Игоревич, на ваш взгляд, почему Конституция - это главный закон страны?
- Конституция - не просто главный, а Основной Закон Республики Беларусь. Во-первых, Конституция обладает высшей юридической силой, т.е. все остальные акты законодательства обязаны соответствовать ей. Это прямо закреплено в ч.2 ст.7 Конституции. Таким образом, Конституция - фундамент нашей правовой системы, основа для различных отраслей законодательства: гражданского, уголовного, административного, трудового и других. Во-вторых, Конституция - это, по существу, общественный договор между государством, обществом и личностью, который выражает волю народа. В-третьих, Конституция служит ориентиром развития общества и государства, закрепляя важнейшие принципы и ценности. В-четвертых, Конституция имеет особый порядок принятия, изменения и дополнения, чем существенно отличается от обычного закона. В-пятых, Конституция выступает своего рода визитной карточкой государства на международной арене, демонстрируя вектор его развития, самобытность, идеалы и устремления для международного сообщества.
- На республиканском референдуме 2022 года были приняты изменения и дополнения в Конституцию. Какие, на ваш взгляд, самые значимые поправки для развития страны, общества и молодежи были внесены?
- Говоря об указанных изменениях и дополнениях в Конституцию, следует отметить вдумчивость и аккуратность белорусского подхода к корректировке основного закона. Объективная необходимость конституционных преобразований неоднократно отмечалась Президентом Беларуси Александром Лукашенко еще в конце 2010-х годов. На VI Всебелорусском народном собрании принято решение о формировании Конституционной комиссии, которая была создана указом Президента от 15 марта 2021 года №105. В состав комиссии вошли представители разных сфер общества: депутаты, государственные служащие, ученые, работники экономики и социальной сферы. Разработанный проект обсуждался на диалоговых площадках. Предложения, поступающие от граждан и организаций, тщательно анализировались. В результате получился сбалансированный проект изменений и дополнений, который был направлен, с одной стороны, на обеспечение преемственности и сохранение лучшего накопленного опыта, с другой - на поступательное, эволюционное развитие отечественной правовой системы и государственного аппарата. Данный проект был одобрен на республиканском референдуме подавляющим большинством белорусских граждан (82,86% от проголосовавших, 65,16% от списочного состава избирателей).
Внесенные изменения охватили значительную часть текста Конституции. На мой взгляд, можно выделить три основных блока.
Первый - ценностно-идеологический блок. Внесенные изменения и дополнения позволили на конституционном уровне закрепить то, что дорого и важно для каждого белоруса: преамбула Конституции дополнена ценностью сохранения национальной самобытности и суверенитета, в ст.4 Конституции появилось указание на то, что демократия в Беларуси осуществляется на основе идеологии белорусского государства, ст.15 Конституции дополнена следующим положением: "Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны", что особенно актуально с учетом политики переписывания итогов Второй Мировой войны, проводимой рядом недружественных государств. Кроме того, ст.54 Конституции дополнена частью, которая устанавливает, что сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, патриотизм являются долгом каждого гражданина нашей страны.
Второй блок - актуализация социальных гарантий и повышение социальной ответственности. Наша страна становится зрелым, состоявшимся государством, что повышает уровень ответственности каждого за ее будущее. Поэтому неслучайно ст.21 Конституции дополнена нормой: "Каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства". Новые технологии не стоят на месте, и вот уже на конституционном уровне закреплено развитие атомной энергетики - ч.3 ст.46 Конституции, защита персональных данных - ч.2 ст.28 Конституции. Особое внимание уделяется молодежи. Согласно новой ст.32-1 Конституции государство способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества.
И третий блок - совершенствование государственного механизма. Этот блок включает в себя закрепление в Конституции статуса Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия (гл.3-1 Конституции), который определяет стратегические направления развития государства и общества. Внесенные изменения также предполагают определенное перераспределение функций между Президентом, парламентом и правительством при сохранении президентской формы правления. Кроме того, укрепляется независимость и авторитет судебной власти. Теперь председатели, заместители председателей и судьи Верховного и Конституционного судов Беларуси назначаются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием. Введен институт конституционной жалобы для граждан.
Анализ внесенных изменений подтверждает мудрую характеристику обновленной Конституции, данную Президентом Александром Лукашенко: без преувеличения, народный документ.
- Почему законодательно наша Конституция не уступает остальным?
- Во-первых, следует отметить, что принятая на республиканском референдуме Конституция - это выражение воли белорусского народа, подлинное проявление государственного суверенитета, и в этом качестве она не обязана нравиться кому-либо за рубежом. Это наша страна, и только нам решать, по каким правилам жить, к чему стремиться.
Если же рассматривать Конституцию исключительно как правовой документ, нормативный текст, то, на мой взгляд, по качеству юридической техники, степени продуманности, разумности, предусмотрительности она не только не уступает, но и превосходит значительную часть зарубежных аналогов. И это доказано практикой жизни - обновленная Конституция прошла проверку политическим циклом: мы выбрали депутатов Палаты Представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, сформирован состав Всебелорусского народного собрания, прошли выборы Президента Республики Беларусь. Все избирательные кампании прошли в соответствии с законодательством, в спокойной атмосфере - немногие страны могут похвастаться такими выборами. Поэтому уверен, что мы можем уверенно гордится нашей Конституцией.
Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА.-0-