Фонд социальной защиты населения Беларуси в этом году отмечает 25 лет. Созданный на базе Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, сегодня ФСЗН - орган госуправления, на который возложена значимая функция по сбору, аккумуляции страховых взносов и управлению средствами бюджета фонда для своевременного финансирования пенсий и пособий. То есть в его ведении огромные средства, которые можно сравнить с подушкой безопасности для самых разных слоев населения. Насколько эта система финансирования социальных гарантий отлажена, что нового в ней произошло в последнее время и какие инновации планируются, об этом и не только корреспондент БЕЛТА беседовала с управляющим Фондом социальной защиты населения Наталией Павлюченко.
- Давайте начнем с приятного повода - юбилея. Что глобально поменялось в работе за эти годы, особенно с учетом нагрузки, которая только нарастала?
- Вы правы: росло число личных счетов, сам бюджет фонда. Если сопоставить его объемы, скажем, с консолидированным бюджетом республики, взяв его за 100%, то речь идет о 40-45% к его уровню.
Знаковые этапы в развитии Фонда пришлись на начало 2000-х годов. Так, с 1 января 2003 года реализуется Закон Республики Беларусь "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования". Такая система уникальна по своей сути. Она позволила организовать и вести учет сведений о каждом работающем гражданине, который уплачивает взносы в бюджет фонда. Сегодня в сформированной базе ведется более 7,7 млн лицевых счетов. С 2003 года их количество выросло почти в 2 раза. За год в системе принимается и обрабатывается более 10 млн документов, передаваемых плательщиками, с информацией о стаже и заработке застрахованных лиц.
Что важно, данные персонифицированного учета являются единственным подтверждением стажа и заработка для назначения пенсии за периоды работы после 1 января 2003 года. Также они служат основанием для получения сведений о периодах уплаты взносов по застрахованным лицам при назначении ряда государственных пособий, а именно - для определения плательщиком размера пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам. Персонифицированный учет призван упростить порядок и ускорить процедуру назначения пенсий и пособий. Поэтому одним из основных потребителей этой информации являются территориальные органы по труду, занятости и социальной защите. В прошлом году по их запросам выдано более 120 тыс. выписок для целей назначения пенсии. Также отмечу, что с каждым годом все больше застрахованных сами обращаются за информацией из своего лицевого счета. Так, в 2017 году этими данными интересовались более 21,1 тыс. физических лиц.
- То есть люди начинают чаще задумываться о своем будущем на пенсии?
- Не только. Молодежь, люди среднего возраста тоже понимают, что нужно заботиться о своем настоящем благополучии - в плане реализации прав на то же пособие по беременности, оплату больничного и так далее. И хотя по 2018 году статистики обращений пока нет, по предварительному анализу можно сказать, что в текущем году их количество по сравнению с 2017-м вырастет. Любой может поинтересоваться состоянием своего лицевого счета: уплачиваются ли взносы в бюджет фонда работодателем, в каком размере, с какой заработной платы. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение ФСЗН по месту жительства с паспортом и свидетельством о государственном социальном страховании - так называемой зеленой карточкой. Выписка с лицевого счета за период трудовой деятельности начиная с 1 января 2003 года выдается бесплатно буквально за 10-15 минут.
- Какие еще ключевые новации реализованы в 2000-х годах?
- С 1 января 2009 года действует закон "О профессиональном пенсионном страховании". Этот вид государственного социального страхования основан на принципе накопительного формирования средств на выплату профессиональных пенсий. Работодатели уплачивают взносы за работников, занятых в особых условиях труда, при этом ведется персонифицированный учет данных средств, из них в последующем осуществляются выплаты.
Фонд и его территориальные органы отвечают за весь цикл профессионального пенсионного страхования (от сбора взносов, их индивидуального учета и ежедневного размещения в уполномоченном банке до назначения и выплаты профессиональных пенсий). Сегодня чуть более 11 тыс. организаций уплачивают взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда в отношении своих работников. Профессиональная (накопительная) часть в индивидуальном лицевом счете открыта в отношении 810 тыс. застрахованных лиц. Только за минувший год увеличение составило около 23,8 тыс. человек. В минувшем году назначено 26 досрочных профессиональных пенсий и 5 083 дополнительных профессиональных пенсий. Из общего количества назначенных профессиональных пенсий: 28,9% - педагогическим работникам, 20,5% - работникам сельского хозяйства, 20,3% - медицинским работникам.
- Для обработки таких массивов данных, наверняка, совершенствовалась и автоматизация работы ФСЗН?
- Конечно, автоматизация и информатизация определенных процессов его деятельности имеют огромное значение. В этом направлении за 25 лет сделано много: от проведения операций по обработке информации о плательщиках вручную (что приводило к большому количеству неточностей и ошибок в расчетах) до создания корпоративной автоматизированной информационной системы. Простыми словами - мы облегчили труд и получили экономию времени как наших работников, так и плательщиков, и получателей выплат.
Понятно, что отрасль IT динамично развивается, и мы тоже должны использовать открывающиеся возможности. Ведь портал ФСЗН, который был одним из пионеров среди информационных ресурсов государственных органов, нуждается в обновлении. Поэтому сегодня мы активно работаем над созданием нового портала, а также сайта фонда. И до конца текущего года планируем ввести в эксплуатацию Портал Фонда.2.0. Если сайт ФСЗН будет более информационным и рассчитанным на широкую аудиторию, то портал предназначен исключительно для плательщиков и будет иметь улучшенный функционал. В частности, обновится личный кабинет пользователя, появится механизм обратной связи. Если раньше плательщик подавал свои отчеты и после был вынужден регулярно заходить на портал, чтобы отслеживать стадии приема и обработки документов, то теперь он сможет подписаться на рассылку и получать соответствующие уведомления любым удобным способом - на e-mail, через наиболее распространенные в Беларуси общедоступные мобильные системы мгновенных сообщений (Вайбер и т.д.). Также прорабатывается возможность подписи сдаваемых отчетов с использованием мобильной электронной цифровой подписи.
- Какие есть категории плательщиков обязательных страховых взносов и сколько их состоит на учете в ФСЗН?
- Работа с плательщиками - одно из самых динамично развивающихся направлений в работе фонда. На начало 1996 года их количество составляло всего 102 тыс. (в том числе 95 тыс. нанимателей и 7 тыс. индивидуальных предпринимателей), в 2003-м их стало почти 249 тыс. (в том числе 112 тыс. ИП), в 2013 году - 520 тыс. (303 тыс. - ИП). На 1 апреля текущего года в органах ФСЗН состояло на учете чуть более 576,8 тыс. плательщиков. Из них 42,5% - работодатели, 56,7% - индивидуальные предприниматели, 0,2% - физические лица, которым предоставлено право добровольного участия в системе государственного социального страхования. Это ремесленники, творческие работники, хозяева агроэкоусадеб и др. В минувшем году в целом в бюджет фонда плательщиками перечислено почти Br10,8 млрд, или 86,6% от суммы всех сложившихся доходов. В этом объеме взносы индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов составляют совсем немного - Br112,1 млн, или 0,9% всех доходов. Стоит отметить и долю взносов на профессиональное пенсионное страхование: пока это Br100 млн, или 0,8%.
- Мы перешли к вопросу, который больше всего волнует, - бюджет фонда. Каковы свежие цифры - в профиците мы или дефиците?
- Финансовый результат по исполнению бюджета фонда за 5 месяцев текущего года положительный. Сформировался профицит по средствам государственного социального страхования в сумме Br171,7 млн. Эта ремарка означает, что, если еще в 2017 году мы привлекали средства республиканского бюджета на финансирование трудовых пенсий и пособий, то в январе-мае этого года такой необходимости уже не было. Более того, поступающие собственные доходы в бюджет фонда позволили провести с 1 мая 2018 года перерасчет трудовых пенсий с повышением ее величины в среднем на 5,4%.
- Какие меры предпринимаются для балансировки бюджета фонда по доходам и расходам?
- Среди уже принятых мер самая значимая - повышение пенсионного возраста. С 1 января 2017 года для назначения пенсий по возрасту и за выслугу лет гражданам Беларуси планка повысилась до 58 лет у женщин и до 63 лет - у мужчин. Кроме того, увеличен минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (в 2014 году - с 5 лет до 10 лет, в 2015-м - 15 лет, и повышение продолжается ежегодно на 6 месяцев до 20 лет к 2025 году). Также в 2015 году повышен на пять лет возраст для назначения социальной пенсии - с 60 до 65 лет. Принятые меры медленно, но верно приносят результат. Так за 2017 год количество новых назначений трудовых пенсий сократилось, и в этом году процесс продолжается, что положительно влияет на исполнение бюджета фонда. Пока никакие иные предложения не рассматриваются.
- Как в целом распределяются средства фонда между пенсиями и иными социальными выплатами? На какие виды социальной помощи направляются страховые взносы, уплачиваемые в ФСЗН?
- Средства государственного социального страхования, поступающие в бюджет фонда, имеют строго целевое назначение. На выплату всех видов пенсий направляется основная доля всех расходов бюджета фонда (77,3%), или 9% ВВП. Это около Br9,5 млрд. Получателями пенсий являются 2,6 млн граждан Беларуси. На выплату всех видов государственных пособий направлено 21,2% расходов - примерно Br2,6 млрд.
Наибольший удельный вес приходится на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (44% от всех расходов на выплату пособий). Только за 2017 год их было назначено на сумму Br1145,5 млн. Следующие по величине расходы: на оплату пособий по временной нетрудоспособности (21,6% от всех расходов на выплату пособий); в связи с рождением ребенка, женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (9,9%); на детей в возрасте старше 3 лет (9,4%); по беременности и родам (6,6%); а также пособий на погребение (3,3% соответственно).
- С учетом принимаемых в стране мер по поддержке семей с детьми и стимулированию рождаемости изменилась ли доля пособий на детей в возрасте до 3 лет?
- Да, за последние годы принят ряд мер, направленных на поддержание семей, воспитывающих детей, и предусматривающих увеличение расходов из средств бюджета фонда. Одна из мер - увеличение с 1 января 2013 года размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с 100% БПМ до 35-40% средней заработной платы работников - на первого и последующих детей, с 140% БПМ до 45% средней зарплаты - на ребенка-инвалида. На выплату пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в 2013 году направлено Br659,5 млн, в 2015-м - Br989,5 млн, в 2016-м - Br1 081,5 млн, наконец, в 2017 году - Br1 145,5 млн. Таким образом, доля расходов на финансирование пособий увеличилась с 17% в 2010 году до 21,2% в 2017-м. Но мы не можем однозначно говорить, что это связано с изменениями в законодательстве. Ведь начиная с 2010 года, к примеру, был прирост рождаемости, контингент получателей пособий расширился. То есть правильнее говорить про совокупность факторов.
- С 1 июля прошлого года ввели доплаты к пособию по беременности и родам, выплаченному в минимальном размере. Для тех, кто получает невысокие пособия, имеет небольшой стаж работы, это, конечно, важная помощь. Насколько она востребована?
- Сперва поясню, что такая доплата к пособию по беременности и родам производится в случаях, когда размер выплаченного женщине пособия по беременности и родам оказался ниже, чем размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за период со дня рождения ребенка по день, когда выплачено пособие по беременности и родам. Данная доплата представляет собой разницу между размерами указанных пособий и выплачивается тем женщинам, у которых размер пособия беременности и родам минимальный или близок к минимальному. Это, например, студентки, безработные, молодые специалисты со страховым стажем менее 6 месяцев. Работающие женщины, как правило, получают пособие по беременности и родам исходя из заработка, поэтому расходы бюджета фонда на доплату к пособию по беременности и родам незначительные. В 2018 году на эту доплату будет направлено всего около Br1,5 млн.
- Фонд разработал проект указа, который предусматривает изменение порядка уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями и самозанятыми белорусами. Публикаций в СМИ было много, но все еще остаются вопросы. Поэтому давайте разъясним. Для начала по ИП: каков будет размер выплат, в каком случае предприниматель освобождается от них, каков механизм контроля и перерасчета, если был обман. А также есть ли категории ИП, для которых выплаты будут носить добровольный характер?
- Многое непонятно, потому что нормативно-правовой акт еще не вступил в силу. Его рассмотрение уже на завершающей стадии. Тем не менее, поспешу успокоить предпринимателей, которые волнуются, что сумма платежа повысится. Действующая норма, которой установлена минимальная сумма, подлежащая к уплате за периоды осуществления предпринимательской деятельности, сохранится. Равно как и категория индивидуальных предпринимателей, которым предоставлено право участвовать в системе государственного социального страхования в добровольном порядке. Это те, кто состоит в трудовых, а также связанных с ними отношениях, являясь работником организаций; собственники имущества (участники, члены, учредители) юридических лиц и выполняющие функции руководителей этих юридических лиц; получатели пенсий; те, кто имеет право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; получающие профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме.
Отмечу, что в 2017 году из 325,9 тыс. индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете, уплачивали взносы около 153,8 тыс. человек. И в основной своей массе - в минимальном размере.
Вместе с тем проектом указа предложена реализация принципа "не работаешь - не платишь" на заявительной основе. Т.е. индивидуальный предприниматель при представлении сведений персонифицированного (индивидуального) учета должен будет самостоятельно указать только те периоды, в которых осуществлял деятельность. Впоследствии эти сведения будут сверяться с данными иных государственных органов. Важен один нюанс: в страховой стаж будут засчитываться только периоды, подтвержденные уплатой взносов. То есть, если ИП подаст форму о том, что работал полмесяца и соответственно заплатил половину от необходимых 35% минимальной заработной платы, то и в страховой стаж засчитается только 15 дней. И если все дни в совокупности не сложатся в минимально необходимый страховой стаж (20 лет к 2025 году), то предприниматель получит лишь минимальную пенсию в соответствии с законодательством. Также экономным предпринимателям стоит подумать над тем, что уплата взносов в Фонд исходя из минимальной зарплаты в будущем приведет к такому же небольшому размеру пенсии.
- Теперь по физлицам, которые осуществляют деятельность без регистрации: действует ли в отношении них добровольный принцип уплаты? Каков размер страховых выплат? Что нужно, чтобы их оформить?
- Отдельным категориям физических лиц законодательством предоставлено право добровольно участвовать в системе государственного социального страхования. Речь идет о творческих работниках, субъектах агроэкотуризма, ремесленниках, гражданах, которые выполняют работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц. При желании они могут стать на учет в качестве плательщиков взносов в органе фонда по месту своего постоянного жительства. Для этого необходимо иметь при себе паспорт, квитанцию об оплате ремесленного сбора и написать заявление. На начало этого года таких желающих зарегистрировано 1414 человек. В сравнении с общим их количеством по республике процент довольно низкий. Так, если в налоговых органах учтено почти 29,4 тыс. ремесленников, то в органах ФСЗН - 358 (1,2%); субъектов агроэкотуризма - около 2,3 тыс. и 9 человек (0,4%) соответственно.
Граждане, которые решили участвовать в системе государственного социального страхования, уплачивают взносы из определяемого ими дохода, при этом сумма не должна быть менее 35% минимальной зарплаты, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством. Делать это необходимо с даты постановки на учет в органах ФСЗН ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
В подготовленном проекте указа расширен круг физических лиц, работающих без регистрации ИП, которым предоставлено право участвовать в системе государственного социального страхования. Это сделано в соответствии с указом №337, согласно которому к деятельности, не относящейся к предпринимательской, отнесены: репетиторство, чистка и уборка жилых помещений, ремонт часов, обуви, ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика, сборка мебели, настройка музыкальных инструментов, парикмахерские и косметические услуги, услуги по маникюру и педикюру и др.
- Какова в настоящее время задолженность плательщиков перед фондом? Кто самый ярый неплательщик - с самой большой задолженностью (регион)?
- На сегодняшний день хронических, многолетних должников по уплате взносов в фонд нет - за этим осуществляется жесткий и постоянный контроль. Органами ФСЗН принимаются все меры по взысканию задолженности, в том числе и через судебные органы. Поэтому сумма задолженности меняется. На 1 июня 2018 года 1 191 субъект хозяйствования, осуществляющий деятельность, имел задолженность по платежам в бюджет фонда на общую сумму Br28,6 млн. Самые крупные должники - в Витебской и Минской областях (57,3 и 25,9% в структуре задолженности, соответственно).
Задолженность по платежам в бюджет фонда имели также более 19,6 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые работают сами на себя, на сумму Br21,7 млн. Наибольшая ее доля приходится на индивидуальных предпринимателей Минска, Минской и Брестской областей (37%, 15,5% и 14,1% соответственно). С ними по взысканию долга работают органы принудительного исполнения, судебные органы.
- Какие именно существуют меры воздействия на неплательщиков? И как работнику защитить свои права, если его наниматель не соблюдает возложенных на него обязательств перед фондом?
- Органы ФСЗН могут приостанавливать операции по текущим (расчетным) банковским счетам неплательщиков, предъявляются платежные требования на взыскание задолженности со счетов должников и их дебиторов в бесспорном порядке, а при отсутствии средств на счетах они взыскиваются в судебном порядке. И за каждый день просрочки по уплате начисляется пеня. Также действенная мера в отношении нерадивых плательщиков, в том числе руководителей предприятий - привлечение их к административной ответственности по ст. 11.54 КоАП. Сумма штрафа для должностного лица варьируется от 2 до 20 базовых величин (БВ - Br24,5), для предприятия либо индивидуального предпринимателя - в размере 20% от суммы неуплаченных в бюджет фонда взносов.
Что касается самих работников, то защитить свои права они могут, отслеживая состояние индивидуального лицевого счета в системе персонифицированного учета, чтобы оперативно реагировать, когда наниматель не уплачивает обязательные платежи. Для этого, как я уже говорила, можно обратиться в территориальный отдел ФСЗН по месту жительства. Затем за объяснением сложившейся ситуации работник сможет обратиться непосредственно к нанимателю, в профсоюзную организацию для защиты своих прав и интересов, а также в органы Фонда, чтобы узнать о принимаемых мерах воздействия. А при необходимости - истребовать в судебном порядке от нанимателя исполнения обязательств по уплате обязательных платежей в бюджет фонда. В этой связи стоит отметить проблему выплаты зарплаты "в конвертах". Наниматели, таким образом, уходят от уплаты как взносов в Фонд, так и налогов. Или же официально по бухгалтерским документам работнику устанавливается минимальный размер заработной платы, с которой уплачиваются взносы. В обоих случаях и возникают проблемы с формированием страхового стажа, необходимого для назначения пенсии и пособий.
Поэтому мы особенно рекомендуем контролировать выполнение обязательств нанимателя через запрос и получение в Фонде социальной защиты населения сведений об уплате за них взносов.
Екатерина КНЯЗЕВА,
БЕЛТА.-0-