Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

"Беларусьфильм" выходит за привычные рамки

Интервью 10.09.2018 | 14:16
Владимир Карачевский

Легко идущий на контакт с журналистами во времена руководства Республиканским театром белорусской драматургии Владимир Карачевский после своего назначения на должность генерального директора Национальной киностудии "Беларусьфильм" первое время не общался с прессой, объясняя это необходимостью во всем разобраться. Сегодня же он не отказывает представителям СМИ во встрече, и корреспондент БЕЛТА воспользовалась возможностью подробно расспросить нового главу о планах.

- Владимир Михайлович, будучи первым заместителем министра культуры, вы призывали "Беларусьфильм" не полагаться исключительно на государство, а самим искать дополнительные средства на развитие…

- С того времени мое мнение не изменилось, именно этим занят я как руководитель киностудии и моя команда, которая постепенно формируется. Сегодня необходимо включать все ресурсы, искать и использовать все возможности, чтобы получать средства, которые можно направить на развитие студии, а в конечном счете - на создание картин. Например, слышу в свой адрес, что сдача в аренду площадей съемочных павильонов для репетиций шоу известных артистов или развитие экскурсионной составляющей далеки от основной задачи киностудии. Но если это приносит средства, зачем отказываться от возможностей? В конце концов, моя мечта - превратить студию в масштабную фабрику, где ведется производство собственных картин, где арендуют павильоны зарубежные киномастера и где работают частные белорусские фильмопроизводители. Объединение под одной крышей небольших частных студий, на мой взгляд, позволит укрепить корпоративный дух работающих на ниве белорусского кино, ведь в конце концов радеем мы за общее дело. "Беларусьфильм" снизил ставки аренды помещений, и это не прошло незамеченным, первые договоры уже заключены. Это только начальные шаги на пути к восстановлению стабильности, результат почувствуется через года полтора-два, это по опыту работы в РТБД говорю. Сейчас запускаются механизмы.

Что касается практики развития экскурсионной деятельности, то она существует в мире, и "Беларусьфильм" представляет собой интересную площадку для туристов. У нас постоянно ведется запись желающих побывать в съемочных павильонах, на складах студии. Мало того, специалисты работают над организацией маршрута с включением натурной площадки под Смолевичами, киностудии, мест съемок по Минску и всей республике. В ноябре мы пригласим журналистов пройти по маршруту. Безусловно, будет и интерактивный элемент, зрители смогут увидеть, как происходят съемки, получат возможность сфотографироваться в декорациях белорусских фильмов, в образах героев известных картин, примерив красную шапочку или корону Анастасии Слуцкой. Например, начали работу над приключенческой картиной по сценарию Людмилы Рублевской "Авантюры Прантиша Вырвича". Для фильма наши декораторы создают самодвижущуюся черепаху-танк, сделанную по эскизам Леонардо да Винчи. В дальнейшем эта машина станет объектом экспозиции и, конечно, для фото на память. На "Беларусьфильме" появится музейная зона - считаю, что история киностудии должна работать на ее настоящее. Такой инструмент бизнеса, как привлечение туристов, будет влиять на улучшение имиджа, я в этом уверен.

Фото "Беларусьфильма"
Фото "Беларусьфильма"

- На первой публичной встрече с журналистами в новом качестве вы дали понять, что за положительный имидж вверенного вам учреждения будете бороться решительно.

- И для этого Национальная киностудия налаживает системную работу по показу белорусских лент с кинопрокатными организациями республики. В Минске, к примеру, в кинотеатре "Пионер" будут проходить Дни "Беларусьфильма" - еженедельная программа документального, художественного, анимационного кино. Планируются также творческие встречи с людьми этой сферы, где зрители смогут знакомиться ближе с актерами, режиссерами. Свое 95-летие Национальная киностудия "Беларусьфильм" отметит в 2019 году масштабным фестивалем. Он пройдет не только на киностудии и в Минске, а во всех регионах республики и станет настоящим праздником.

Вскоре заработает обновленный сайт киностудии на белорусском, русском и английском языках.

- Отлично, но для сайта нужен контент, в первую очередь, новости о кинопроектах.

- Они у нас есть. Старт съемок национального фильма о Янке Купале уже дан, к зиме съемки переместятся в павильоны. Четырехсерийную картину и полный метр снимает Владимир Янковский. Фигура Янки Купалы известна за пределами Беларуси, а потому мы надеемся, что фильм получит прокатную историю не только в Беларуси, но и в России, Литве, Польше. К слову, в нем будут звучать белорусский, русский, польский и литовский языки. Начало съемок приключенческого фильма по истории Беларуси по роману Людмилы Рублевской "Авантюры Прантиша Вырвича" запланировано на осень. Это сериал, который может найти зрителя в любой из стран. Если проект "выстрелит", будем говорить о его продолжении.

"Беларусьфильм" намерен активно участвовать в копродукции. Мы уже подписали с польскими аниматорами соглашение о работе над совместным полнометражным фильмом о Беловежской пуще - Zubra Story. Коллеги подготовили сценарий, мы его пересматриваем, корректируем. Наши специалисты будут на равных работать в этом проекте, который планируется подготовить в течение 2019-2020 годов, а затем выйти с ним в мировой прокат.

С "Казахфильмом" планируем снять документальный фильм о судьбе белорусского и польского поэта и этнографа Адольфа Янушкевича, сосланного за участие в революционном движении в казахскую степь. Этот проект будем реализовывать в 2019 году.

"Беларусьфильм" и китайская киностудия ChongqingFilmGroupCo., Ltd. (CFG) договорились о подготовке совместного кинопроекта и рассмотрели несколько идей, в том числе романтический фильм.

Идут переговоры с Тимуром Бекмамбетовым и Валерием Тодоровским, но сегодня рано делать какие-то заявления.

Кроме того, будем запускать фильм к юбилею освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Документальную ленту готовимся снимать и с французскими коллегами, это проект белорусского режиссера Дмитрия Махомета, который учился во Франции и сейчас работает там. Есть несколько проектов с телеканалами, не только белорусскими, но и российскими, в том числе совместные съемки молодежного ситкома. И это далеко не все планы, просто многое еще не проработано в такой стадии, чтобы громко говорить об этом.

- Совсем недавно с белорусскими работами познакомились в Китае на первом кинофестивале стран Шанхайской организации сотрудничества, а фильм Вячеслава Никифорова "Тум-Паби-Дум" после фестивального показа ждет прокат на территории КНР. Интересны ли белорусские картины китайскому зрителю?

- Китайский кинематограф очень разнообразен, в нем представлены все жанры, семейные и социальные темы, есть сериалы о современной жизни страны и документальное кино. Да, они смотрят экшен, голливудские фильмы, но при этом им интересны картины о Великой Отечественной войне, о жизни периода социализма, а значит можно предложить картины из фондов "Беларусьфильма". Кроме "Тум-Паби-Дум" они заинтересовались фильмом "Следы на воде". Для нас, конечно же, привлекателен рынок Средней Азии, Юго-Восточной Азии. Не стоит относиться к нему скептически. ШОС - это крупные игроки: Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Россия и другие. Скажу, что белорусские фильмы были хорошо приняты на фестивале ШОС, и к концу форума наших артистов - Павла Харланчука, Валерию Арланову, Веронику Пляшкевич - встречали как звезд.

- К слову, о звездах. Есть мнение, что приглашение таковых может значительно повлиять на прокатную судьбу картины.

- Я так не считаю. Сколько случаев, когда проект проваливался, несмотря на участие в нем артиста с громким именем. Для успеха фильма, на мой взгляд, необходим достойный сценарий, харизматичные актеры и профессиональные режиссер и оператор. Возьмите известный фильм "1+1". Там не так много декораций, локаций, но прекрасные диалоги, интересные актеры и сюжет. Или легендарные фильмы Эльдара Рязанова, они снимались практически в одних декорациях. Белорусские актеры востребованы в российских проектах, их знают на киноплощадках. Но для артистов важно быть занятыми в кино постоянно, чтобы чувствовать кадр, условия работы на театральной сцене и в кино разнятся. Мы, конечно же, будем занимать белорусских актеров, в их таланте и профессионализме никто не сомневается.

- Вы назвали важной составляющей успеха хороший сценарий. "Беларусьфильм" не может похвастаться их избытком. При этом снятые энтузиастами малобюджетные картины берут призы международных фестивалей.

- Самое главное - понимать, для кого это и зачем. Работая в театре белорусской драматургии, я прекрасно осознавал, что есть спектакли, которые не могут привлечь большое число зрителей. Есть проекты для определенной группы людей. Они могут быть интересны с точки зрения мастерства поклонникам этого искусства. Но даже крупные, серьезные компании, которые говорят об искусстве, три фильма делают для широкой аудитории, чтобы вернуть деньги, и только один - для гурманов. Когда есть баланс искусства и коммерции, тогда можно время от времени снимать фильмы такого плана. У РТБД изначальная задача - поддержка и популяризация современной белорусской драматургии, и то я искал пьесы, которые бы принесли коммерческий успех, потому что театру надо существовать. Не исключаю, что "Беларусьфильм" будет снимать такие работы, но не для удовлетворения амбиций творцов, чтобы снять и положить на полку. Ко всему должен быть продуманный подход.

- Фильм о звездной семье биатлонистов Дарьи Домрачевой и Уле-Эйнара Бьорндалена, наверняка, все бы смотрели. Есть такой сценарий?

- Пишут, наверное, пока такой заявки не поступало. А если серьезно, сегодня киностудия получает множество синопсисов, сценариев, но в большинстве своем они сырые, недоработанные, с блеклыми диалогами. Сюжетные истории не отличаются новизной, они вторичны. Зачастую приносят сценарии, пролежавшие по многу лет в столах. Мы приглашаем творческую молодежь предлагать свои сценарии, и будь в них хотя бы оригинальная идея - можно начинать работать.

Сегодня условия таковы, что даже за написание сценария нужно браться, изначально представляя прокатную историю картины. Вот пример из моей нынешней деятельности. Польские коллеги на первой встрече по обсуждению будущей совместной работы над анимационной картиной о Беловежской пуще сразу разложили всю маркетинговую программу: когда планируется изготовление игрушки, когда выпуск комиксов, определена точная дата выхода тизера и т.д. Мы только начали сценарий прорабатывать, а у них уже готова полная программа продвижения. У нас такого опыта пока нет и есть еще очень много вопросов по организации работы "Беларусьфильма". Система штампов не дает развиваться, нужно менять подходы.

Если говорить о структуре студии, то, думаю, это должен быть холдинг, и не исключаю, что даже каждая картина будет иметь собственный счет. Тогда ее команда будет заинтересована в слаженной работе, соблюдении сроков производства. Сейчас наши специалисты изучают опыт других киностудий для создания будущей белорусской кинофабрики. Нужно найти новый формат существования творческих студий: анимационной, документального кино, художественного. Театр-студия киноактера Национальной киностудии "Беларусьфильм" и автобаза станут самостоятельными структурами, они готовы выйти из-под крыла.

- Если с производственной частью ситуация более или менее понятна, то реализация картин всегда была проблемой для "Беларусьфильма". Студия сама производила и сама же продюсировала.

- Продюсер должен быть мобильным, со связями, не сидеть в кабинете и иметь свободные оборотные деньги для проведения рекламных кампаний. У нас таких возможностей пока нет. Да, можно делать рассылку, предлагать, но мы не столь мобильны, как частные продюсеры, и это главная наша проблема. Сейчас думаю, как "Беларусьфильм", производящая организация, может существовать в части продюсирования. Пока такого понимания нет, но с маркетингом должно быть иначе.

- Бывший директор РТБД Владимир Карачевский известен как тот, кто на сцену выпускал смелые экспериментальные постановки. Ожидание незаштампованных кинопроектов от "Беларусьфильма" сейчас вполне логично.

- Не исключаю чего-то такого. Обязательно будем снимать оригинальные вещи, неожиданные даже. Но пока таких идей нет, не вызрели, а то, что появляется, еще очень сырое. Но так будет не всегда, не сомневаюсь.

- Название "Беларусьфильм" сегодня звучит в сочетании с названием престижной кинопремии "Оскар" - выдвигаемая страной картина "Хрусталь" Дарьи Жук снималась при участии киностудии. Что чувствуете?

- Это хорошая работа молодого режиссера, сегодня она с успехом идет в белорусском прокате. Нельзя сказать, что это проект "Беларусьфильма", но, считаю, не нужно упускать возможности участия ни в одной важной мировой кинематографической истории. Потому что, если говорить об обновлении деятельности киностудии, то это и вхождение в важные события мирового уровня, это и восстановление старых связей, и налаживание новых. Вектор не должен быть однобоким, нужно использовать все возможности, потому что если не сделать что-то сегодня, завтра может быть поздно.

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-

Все интервью