Связь без преувеличения можно назвать наиболее динамичной отраслью в развитии человечества. Если еще каких-то 10-15 лет назад мы как на нечто экзотическое смотрели на человека, говорящего по сотовому телефону, сегодня без этого гаджета некоторые не могут себе представить жизнь. На 100 белорусов приходится порядка 120 сим-карт, которые некоторые используют во втором, а то и третьем телефоне, а кто-то еще и в планшете или компьютерном модеме. Что и говорить, в век информации приходится экипироваться соответствующе. А еще успевать следить за техническими новинками и стандартами, сменяющими поколение за поколением не только в сотовой связи, но и в телевидении, радио. Об этом и многом другом корреспондент БЕЛТА беседовал с первым заместителем министра связи и информатизации Беларуси Дмитрием Шедко.
- Дмитрий Геннадьевич, на минувшей неделе на коллегии Минсвязи обсуждались вопросы качества предоставления услуг сотовыми операторами. Не могли бы вы пояснить, какие претензии высказывает населения к компаниям и что конкретно поручило Минсвязи Госинспекции по электросвязи и сотовым операторам?
- Сразу скажу, глобальных, революционных решений коллегия не принимала. Мы постоянно стараемся "сверять часы" с нашими коллегами и выявлять тонкие моменты в развитии сотовой связи. Граждане обращаются к нам, например, с вопросами начисления абонентской платы или платежей за пользование услугами сотовой связи, в том числе за подключение и пользование дополнительными услугами. Но особенно по вопросу оплаты потребленного трафика, сверх включенного в абонентскую плату.
Как показывает анализ, в большинстве случаев люди недостаточно внимательно читают договор. Однако на практике бывают и тонкие пограничные ситуации, где, как правило, операторы идут навстречу абоненту. Особенно это касается ситуаций, когда человек случайно активирует какие-либо дополнительные услуги, фактически ими не пользуясь. Понятно, что здесь все стараются войти в положение человека. Эти вопросы рассмотрены более предметно. Со стороны Минсвязи операторам сотовой связи даны отдельные поручения принять меры, упреждающие возможные неконтролируемые расходы со стороны абонента.
Что касается развития сотовой связи как отдельной отрасли, конечно, это очень важный сегмент. Мир все больше становится мобильным, и Беларусь в развитии сотовой связи следует общемировым тенденциям. По уровню ее проникновения мы сравниваем себя не со странами СНГ, а с Европой и видим, что идем вровень.
Вопросы, волнующие министерство, - безусловное обеспечение качества связи. Если у нас сегодня сотовой подвижной электросвязью покрыто порядка 98% территории, на которой проживают люди, то пока еще есть места, где возникают отдельные вопросы. Прежде всего, это трассы, где, надеюсь, телефонами пользуются пассажиры, а не водители. Перед Государственной инспекцией по электросвязи стоит задача по осуществлению мониторинга покрытия, в том числе на трассах. Делим их с учетом приоритетности на международные, республиканские и местные. Второй момент - доступность сотовой связи на объектах агро- и экотуризма. В Беларуси это бурно развивающаяся сфера, а значит, это имидж нашей страны. Понятно, что для операторов сотовой связи это определенные финансовые вложения, тем не менее, они с пониманием относятся к таким рекомендациям государства.
Третий момент - качество связи. Ведь мобильная связь не только "голос". Для многих телефон стал средством для доступа в интернет. И хотя по этому параметру у нас показатели немного ниже, чем в Европе, полагаю, что мы должны достаточно быстро наверстать упущенное, особенно после сдачи в эксплуатацию сети по технологии LTE (4G). Она имеет ряд преимуществ по сравнению с 3G технологиями и, прежде всего, по скорости передачи данных.
- Недавно также прошло заседание рабочей группы ФАС в Москве. Российские сотовые операторы выразили готовность снижать тарифы на голосовую связь в 2,5 раза, на смс - в 1,5 раза и на интернет-трафик в 11 раз. Что в этой связи могут предложить наши сотовые компании?
- Честно скажу, серьезного снижения цен мы не ожидаем. В России совсем другая ситуация. Там всегда рынок был в каком-то смысле переоценен, поэтому стоимость связи достаточно высока. При этом в России до сих пор сохраняется внутренний роуминг между различными федеральными округами, часовыми поясами, зонами. В этом смысле там есть что снижать. В Беларуси же затраты на связь вполне адекватны и средний счет абонента сотовой связи достаточно низкий. В разы ниже, чем в Европе.
- Порядка $9 на абонента, по-моему?
- Нет, ниже, порядка $5-6 в пересчете на иностранную валюту. У нас этот показатель четко не контролируется, поэтому скажу так: в этой сфере у нас будут изменения. Но я полагаю, что они возникнут скорее в выравнивании тарифов на звонки в другие сети. Думаю, наши потребители воспримут это с радостью. Возможно сокращение количества тарифных планов, которых сегодня десятки и сотни. Это исторически сложившаяся ситуация, которую постепенно нужно менять. Поэтому в целом если система станет прозрачной, если уйдут доплаты за звонки в другие сети, то телефоном будет пользоваться дешевле. Как следует из практики, корректировка цены вниз ведет к увеличению потребления услуг, и средний счет у абонента в итоге остается таким же. Это нормальное развитие отрасли. По-другому бы она выжить не смогла.
- Недавно вы заявили, что отказ от аналогового вещания прошел своевременно и безболезненно. Действительно ли это так, и с какими вопросами звонят на телефон единой бесплатной справочно-информационной службы 172?
- Первый вопрос - качество приема сигнала. Зачастую людям просто необходимо получить консультацию, в какую сторону направить антенну. У нас довольно много населенных пунктов, которые одновременно находятся в зоне приема двух или трех передающих станций, и будет достаточно повернуть домашнюю антенну, условно, градусов на 30, чтобы существенно улучшить качество.
Второй вопрос - принцип подключения. Сейчас дачный сезон уже заканчивается. А вот летом, когда люди решили все проблемы с телевидением у себя дома, многие хотели поставить цифровую приставку еще и на даче.
Есть еще один блок вопросов: люди интересуются, могут ли они посмотреть тот или иной телеканал. Интересы ведь у всех разные. Понятно, что на территории Беларуси доступно порядка двух сотен каналов. Для эфирного телевидения пока есть вполне естественный физический ограничитель в виде емкости частоты, который используется в ретрансляции, поэтому все каналы мы предоставить не можем. Тем не менее, для нас это важный инструмент изучения спроса, в том числе для того, чтобы в будущем что-то изменить в телепакете.
Кроме того, многие интересуются возможностью приобрести коммерческие пакеты телевидения либо увеличить количество каналов. Для нас это приятные звонки. Считаю, что в целом процесс перехода на цифровое телевидение прошел достаточно успешно. Мы уложились в сроки, и у нас не было массовых обращений.
- Недавно заговорили о том, что телевещание в Беларуси перейдет на более удобный формат - 16:9. Есть ли уже конкретные сроки перехода?
- Этот переход зависит не столько от организаций связи, сколько от телекомпаний. Мы ведем с ними работу, консультируемся, советуемся. Понимание, что это формат современный и нужный, есть. Но придется чуть перенастроить процессы, связанные с телевизионным производством. Так получилось, что это стандарт, под который лучше всего подходят современные модели телевизоров. Да и люди жалуются на черные полосы на экранах. И хотя это не критическая проблема развития белорусского телевидения, но для решения она не сильно сложна. Поэтому занимаемся вопросом и готовы идти эволюционным путем, но без жестких решений. Сегодня уже отдельные телеканалы, входящие в общедоступный пакет программ, осуществляют вещание в формате 16:9 и со звуковым сопровождением телевизионной картинки в режиме "стерео". Ряд телеканалов проводит соответствующие организационно-технические мероприятия. В целом Минсвязи надеется, что все главные государственные телеканалы изыщут техническую возможность внедрения дополнительных сервисов и услуг.
- В ноябре состоится всемирная конференция Международного союза электросвязи. Один из вопросов, который на ней будет обсуждаться, использование технологии LTE или 4G. Вы уже упоминали, что в начале года LTE заработает у оператора beCloud, но ведь и у других сотовых компаний тоже есть возможность развивать этот сегмент связи…
- В государстве принят ряд решений по развитию единой сети сотовой подвижной электросвязи по технологии LTE. Общая концепция выглядит следующим образом: СООО "Белорусские облачные технологии" (beCloud) будет выступать в качестве оператора электросвязи, владеющего соответствующей инфраструктурой. Его техническими возможностями смогут воспользоваться остальные операторы сотовой связи, инфраструктура которых тоже будет задействована. "Белорусские облачные технологии" не являются прямым конкурентом других сотовых операторов. Наоборот реализация этого проекта позволяет с минимально возможными вложениями в инфраструктуру обеспечить максимальное качество и охват услугами 4G.
Что касается всемирной конференции, то она будет мало посвящена вопросу 4G, вот через год-два мы будем создавать 5G.
- Кстати, какие перспективы у этого стандарта, и когда он может появиться в Беларуси?
- Здесь методика очень проста. В 2016 году предполагается одобрить стандарт на уровне Международного союза электросвязи. Как правило, после этого год-два занимает опытное внедрение в ряде стран более-менее полноценных сетей. Для нас 5G - это перспектива примерно 2020 года. Это нормальный срок, чтобы технология была опробована и ее можно было бы эффективно применять. Впрочем, у нас нет задачи бежать впереди паровоза и превращаться в испытательный полигон. Хотя понятно, что перспективы стандарта ясны. Надо отметить, что смена поколений в сотовой связи идет достаточно быстро. И каждый раз рассчитывать на то, что это будет решение на века не стоит.
- А стоит ли возрождать белорусское проводное радио? И вообще, ваше видение развития этого технического устройства?
- У него нет перспектив.
- Но ведь его предлагалось сделать устройством оповещения МЧС.
- Сегодня есть масса более удобных средств поставки радиосигнала, чем провод, который достаточно сложно заменить и обслуживать. У него есть свои сроки годности, эксплуатации. Протащить по стране десятки тысяч проводов - абсолютно бессмысленное мероприятие. При том, что радио сегодня - средство массовой информации, отличающееся по своему содержанию. Кому-то радио удобно слушать и с помощью телевизора. Так, в первом пакете социальных телепрограмм есть Первый национальный канал Белорусского радио. По всей Европе точно так же радио можно слушать через ТВ.
Это касается и средств МЧС. Не стоит преувеличивать, количество действующих радиоточек ничтожно мало. У вас эта радиоточка дома работает? Нет? У меня тоже. Я, безусловно, знаю людей, которые пользуются этим постоянно, но в большинстве случаев ситуация выглядела ровно следующим образом: в ходе ремонта квартиры радиоточка обрывалась, заклеивалась обоями, закладывалась плиткой, и больше она никакую функцию не выполняла. Для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, на мой взгляд, необходимо использовать всевозможные современные средства и технологии. Специально для МЧС разработана схема, по которой есть возможность осуществлять врезку во все эфирные сигналы. Для этого существует специальное оборудование, которое замещает стандартное вещание, и любой эфир приемника, вне зависимости от того работает он на FM-частоте или УКВ, начинает передавать сигнал оповещения. Есть решение, которое позволяет прервать телепередачу или передать смс-оповещение по мобильному телефону. Так что оповещение, в случае необходимости, будет обеспечено в срок и с максимальным охватом.
Вячеслав БЕЛУГА