Каждый человек волен искать рабочее место теми способами, которые считает для себя подходящими. Кто-то, как в былые добрые времена, рассчитывает на знакомства и связи, кто-то рассылает резюме, кто-то обращается в госслужбу занятости, кто-то идет в агентство по трудоустройству, а кто-то сочетает эти методы в различных вариациях. В поиске вакансии все способы хороши, кроме тех, когда на людях откровенным образом наживаются. Помните высокоинтеллектуальный торг монтера Мечникова и великого комбинатора Остапа Бендера? Вариант "утром - деньги, вечером - стулья" взяли на вооружение агентства по трудоустройству: они дерут с клиентов предоплату за услуги, но не гарантируют им рабочее место. Эта "лавочка" по выкачиванию денег доживает последние дни - с 1 января 2017 года деятельность агентств по трудоустройству будет строго регламентирована. О том, каким образом государство защитит права потребителей услуг от недобросовестных кадровых агентов, рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Беларуси Олег Токун.
- Олег Валерьевич, хотелось бы понять, что из себя представляют агентства по трудоустройству, чем они отличаются от кадровых агентств и центров занятости? В этих трех соснах несведущему человеку немудрено и заблудиться...
- На законодательном уровне понятие "кадровое агентство" не закреплено. Вместе с тем, как правило, кадровыми агентствами называют субъекты хозяйствования (юридические лица либо индивидуальные предприниматели), которые занимаются поиском и подбором персонала для нанимателей, а также могут предоставлять услуги соискателям (гражданам) по поиску работы. При этом за предоставляемые услуги платит соответственно либо наниматель, либо гражданин. Некоторые кадровые агентства имеют право осуществлять деятельность, связанную с трудоустройством граждан за пределами Беларуси.
Госслужба занятости населения за предоставленные услуги денег не берет ни с нанимателей, ни с граждан - все затраты кладутся на плечи бюджета (равно как и реализация других мер активной политики занятости). К слову, госслужба занятости не занимается трудоустройством граждан за пределами республики.
Что касается агентств по трудоустройству, то, в соответствии со статьей 15 новой редакции закона "О занятости населения Республики Беларусь", под агентством по трудоустройству понимается юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, оказывающие гражданам услуги по содействию в трудоустройстве на территории нашей страны и включенные в Реестр агентств по трудоустройству. Постановлением Совета Министров №855, которое вступает в силу с 1 января 2017 года, регламентируется деятельность именно агентств по трудоустройству.
- Сколько агентств по трудоустройству в Беларуси?
- Предварительные данные по количеству таких агентств станут известны где-то в середине января 2017 года - по мере формирования реестра.
Вместе с тем Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты пару лет назад проводил мониторинг так называемых кадровых агентств, по результатам которого называлась цифра в 100 организаций, оказывающих услуги по содействию в трудоустройстве. Но это очень приблизительно. Поскольку данный вид деятельности никаким образом не регламентировался, а значит, не требовалось ни регистрации, ни лицензии, то и подсчитать количество таких агентств невозможно. Допустим, в уставе какого-нибудь ООО прописано в качестве одного из видов деятельности оказание услуг гражданам по трудоустройству, а занимается ли оно этим и насколько добросовестно - трудно сказать. И защитить потребителя этих услуг тоже практически невозможно.
Понимаете, человек приходит туда по своему желанию, добровольно платит деньги, собственноручно подписывает некий договор, как правило, даже не читая. А в нем, между прочим, ничего про гарантированное трудоустройство не сказано - фигурирует лишь оказание информационных услуг...
Ситуация такова, что на деятельность агентств по трудоустройству до последнего времени распространялись лишь общие механизмы защиты прав граждан при предоставлении некачественных услуг. Однако этих механизмов крайне недостаточно.
Инициируя регламентацию деятельности агентств по трудоустройству, мы хотели прежде всего защитить человека как потребителя услуг (в данном случае - услуг по содействию в трудоустройстве).
- Какие основные претензии высказывали люди, чем они были недовольны?
- Жаловались на то, что агентства берут деньги за воздух. Не предоставляют нужные человеку вакансии, не гарантируют достоверность информации. Вручают список предприятий и организаций, которым требуется специалист, и... умывают руки. По итогу человек самостоятельно обращается к нанимателям, уточняет актуальность предоставляемых агентством вакансий, условия труда и размер заработной платы. Были случаи, когда список вакансий вручался одновременно нескольким соискателям и они вместе штурмовали нанимателя, который о них и слыхом не слыхивал. К тому же интересующие людей вакансии были уже давно заняты. Нередко клиентам просто-напросто вручали распечатку информационного портала госслужбы занятости (а он, между прочим, находится в открытом доступе).
Выходит, что люди платят деньги (и не малые), рассчитывая на индивидуальный подход и, естественно, на результат - рабочее место. А получают...
- Получают пшик. Обидно - не то слово. Кстати, а какова средняя такса?
- По озвученной гражданами информации, порядка Br90.
- Ого, немалые денежки. Почему же люди отдают их за здорово живешь в какие-то мутные конторы вместо того, чтобы обратиться в госслужбу занятости?
- А потому, что, по их мнению, в банке вакансий госслужбы занятости хороших рабочих мест нет... И обращаются туда, где они якобы есть - к коммерческим агентам.
Свою лепту вносит и недобросовестная реклама. В объявлениях крупным шрифтом обещают золотые горы (большую зарплату, необременительный график работы и т.д.), а мелким практически нечитаемым шрифтом - суть услуги (информационная) и умопомрачительный тариф за минуту разговора с агентом. Но люди, озабоченные поиском работы, клюют на эту наживку, надеясь на скорое решение волнующей их проблемы трудоустройства.
- Какие нововведения ожидаются в Беларуси с 1 января 2017 года?
- Со следующего года оказывать услуги гражданам будут вправе только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр агентств по трудоустройству. Установлен перечень услуг и порядок их предоставления - правила игры определены четко и ясно.
Сначала об услугах агентств. Это консультирование по вопросам составления резюме и собственно его составление (редактирование); организация работы по профориентации; предоставление информации о спросе и предложении на рынке труда; предоставление достоверной (акцентирую на этом внимание) информации о наличии у нанимателя свободных рабочих мест и требованиях к кандидатам; распространение резюме среди потенциальных нанимателей; подготовка к собеседованию с нанимателем и организация такого собеседования; содействие в оформлении трудовых отношений; содействие в подборе подходящего места работы.
Теперь об обязательствах. Главное - агентства должны оформить письменный договор (никаких других вариантов - по телефону и пр.) об оказании одной или нескольких услуг по содействию в трудоустройстве. Самое важное - оплата услуг по содействию в трудоустройстве производится по факту предоставления услуги, а не заранее. Причем в договоре должны быть указаны не только стоимость услуг, но и период их предоставления. Не уложилось агентство в этот срок - пусть пеняет на себя, останется без денег клиента.
Таким образом, граждане и агентства по трудоустройству получили подробную дорожную карту для выстраивания честных и взаимоответственных отношений, установлены права и обязанности двух сторон.
- Еще один положительный момент - создание Реестра агентств по трудоустройству. С 2017 года любой желающий может удостовериться в том, вправе ли субъект хозяйствования или ИП оказывать услуги по содействию в трудоустройстве. Если оказывают услуги без включения в реестр - значит, занимаются нелегальной деятельностью, если включены в реестр - обязаны подчиняться установленным правилам.
- Определены принципы ведения реестра, цели использования сведений. Особо отмечу: плата за включение сведений в реестр и выдачу соответствующего свидетельства не взимается. Хочу подчеркнуть: процедура эта несложная и необременительная, сведения для регистрации требуются самые элементарные.
Минтруда и соцзащиты выступает владельцем реестра при его формировании и ведении. Реестр будет размещен на информационном интернет-портале госслужбы занятости и официальном сайте министерства.
- Есть ли уже заявки на включение в него?
- Пока поступают обращения с просьбой о разъяснении нормативной правовой базы (она практически сформирована). Понятно, что серьезные фирмы постараются побыстрее пройти процедуру регистрации в реестре и продолжить работу по оказанию услуг по содействию в трудоустройстве. Включение в реестр - своего рода подтверждение репутации агентства.
Первые заявления ожидаем получить в начале января (в электронном виде они могут поступить даже 1 января). В идеале в первой половине января может быть выдано свидетельство №1 (на рассмотрение заявки отводится по законодательству 10 дней).
- Станет ли людям проще найти работу?
- Мы считаем, что активное участие добросовестных агентств по трудоустройству в какой-то мере будет способствовать формированию благоприятной конъюнктуры на рынке труда. Но дело даже не в том, проще ли будет найти работу (это зависит от множества факторов), главное, что в процессе этого поиска людей перестанут обманывать.
Елена ПРУС,
БЕЛТА.-0-