Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

300 новых автобусов и допмаршруты транспорта - Минск готовится принять гостей II Евроигр

Интервью 17.11.2017 | 18:54
Валерий Шкуратов

Беларусь удостоилась чести принимать в 2019 году II Европейские игры. Немаловажная составляющая организации крупных соревнований мирового уровня - транспортное обслуживание болельщиков и участников. Ожидается, что Минск в это время посетят десятки тысяч иностранных туристов и не менее 10 тыс. спортсменов, судей, представителей прессы, официальных лиц олимпийских комитетов и других гостей, имеющих непосредственное отношение к мероприятию. Как сделать их пребывание в городе максимально комфортным и какие новшества планируется внедрить в систему общественного транспорта, корреспонденту БЕЛТА рассказал директор ГУ "Столичный транспорт и связь" Валерий Шкуратов.

- Валерий Иванович, масштабное спортивное событие состоится в белорусской столице через 1,5 года. Какие меры будут приняты по развитию транспортной инфраструктуры? Планируется ли обновление автобусного и троллейбусного парков?

- Проект плана по управлению транспортным обеспечением Евроигр уже разработан и прошел первое согласование с городскими службами. В него включены пункты, касающиеся оценки состояния улично-дорожной сети, организации выделенных полос для общественного транспорта, обеспечения беспрепятственного проезда автобусов с болельщиками, спортсменами, формирования расписания их движения в увязке с графиком тренировок и выступлений. Кроме того, в районе спортивных объектов (в первую очередь возле стадиона "Динамо", "Минск-Арены", "Чижовка-Арены", Дворца спорта) необходимо будет определить места для стоянки транспорта, оборудовать удобные посадочные площадки. Скорее всего, это будет не капитальное строительство, а выделение конструктивными элементами, приспособление улично-дорожной сети под новые функции. Одно из направлений - выработка единых подходов к ценообразованию в сфере оказания услуг автомобилями такси в местах проведения соревнований. Большой блок вопросов посвящен информационному сопровождению, подготовке справочников, транспортных схем для участников игр.

Главный момент подготовки связан с наличием необходимого количества подвижного состава. Последние три года в городе практически не обновлялась техника, многие автобусы и троллейбусы выработали свой ресурс и требуют замены. В 2018 году планируется поставка 300 автобусов МАЗ 107-й, 203-й и 215-й моделей, определен источник финансирования. По нашей оценке, к маю 2019-го еще необходимо дополнительно приобрести 150 автобусов и 200 троллейбусов или электробусов. Также предстоит решить, как обеспечить передвижение аккредитованных лиц. Расчеты показывают, что для этого потребуется около 150 микроавтобусов и автобусов типа МАЗ-251. Кроме того, к действующей маршрутной сети добавятся 10-12 маршрутов, которые свяжут места проведения соревнований, на них будут задействованы около 300 автобусов или троллейбусов. В вопросах транспортного обслуживания Минск рассчитывает на помощь регионов, поскольку дополнительно нужно привлечь порядка 1 тыс. водителей. "Минсктранс" в свое время оказывал поддержку водительским составом Сочи и Калининграду.

- Столица уже имеет опыт проведения спортивных состязаний мирового уровня, в 2014 году город принимал чемпионат мира по хоккею. Транспортное обслуживание болельщиков и участников предстоящих игр для вас равнозначный или больший вызов?

- Евроигры - более масштабное мероприятие. Хоккейные матчи проходили только на двух аренах, тогда как в 2019 году соревнования состоятся на 12 спортивных объектах. Еще мы не знаем, где будут тренироваться спортсмены. Это дополнительная нагрузка. Нужно задействовать большее количество транспорта, водителей, маршрутов. Объем работ, который предстоит выполнить, значительный, и крайне важно организовать все на высоком уровне. От бесперебойного функционирования транспортной системы в том числе будут зависеть впечатления гостей о Минске.

- В минском метро возобновили дублирование названий станций на английском языке. Планируется ли добавить сообщения на английском языке в автоинформаторы автобусов, троллейбусов и трамваев?

- Мы не можем понижать планку, которую взяли при проведении чемпионата мира по хоккею. Конечно, на основных маршрутах, которые будут обслуживать спортивные объекты, главные проспекты, мы вернем в практику информирование пассажиров на нескольких языках. Также понятную для иностранных граждан информацию о транспортной сети города, схемах движения (предполагаем, на трех языках) разместим возле спортивных объектов, в гостиницах и других местах проживания.

- Недавно побывала в Варшаве. Там на каждой остановке есть подробная информация с описанием маршрутов общественного транспорта, автоматы по продаже билетов. Мне было удобно ориентироваться в незнакомом городе. Что делается в Минске для развития инфраструктуры остановочных пунктов?

- На протяжении последних лет в городе активно ведется работа по установке электронных табло, на которых оперативно отражается информация об ожидаемом времени прибытия общественного транспорта. При поставках нового подвижного состава с заводом-изготовителем обсуждается возможность его оснащения информационными панелями. Один из остановочных пунктов у ст.м. "Немига" планируем оборудовать инфокиоском и банкоматом, при помощи которых можно пополнить смарт-карту "Минсктранса" или метрополитена. Прорабатываем вопросы сотрудничества с двумя инвесторами. В перспективе такие устройства можно было бы устанавливать у киосков "Белсоюзпечати" и "Минсктранса". Что касается размещения на остановках схем движения транспорта, то у нас был такой опыт, но дальше пилотного проекта не продвинулись.

- Недавно в столичной подземке появился первый турникет с возможностью оплаты банковской картой. Каковы перспективы бесконтактных платежей в городском транспорте столицы?

- Первый брендированный турникет с возможностью приема бесконтактных банковских карт Visa payWave установлен на ст.м. "Площадь Ленина" (вход со стороны ТЦ "Столица"). В декабре опытная эксплуатация инновационной технологии завершится, получим первые результаты. После этого будет принято решение о распространении проекта на другие станции метро и наземный транспорт. Как показывает практика, ежедневно 30-50 человек используют карточку для оплаты проезда. Этот этап не подразумевает большого охвата пассажиров, главная задача - определить, насколько устойчиво работает система, есть ли сбои.

- В мае на линии вышли первые электробусы. Как они себя зарекомендовали? На каких маршрутах такой транспорт предполагается задействовать в будущем?

- В настоящее время на маршрутах №43 и №59 эксплуатируется 20 электробусов. Экономия на электротяге по сравнению с троллейбусами составляет, по предварительным расчетам, 15%, на 2-3% ниже также эксплуатационные расходы. Но окончательно сделать выводы можно будет после зимы. Нужно посмотреть, как себя зарекомендует техника и зарядные станции при минусовых температурах.

Электробусы могут быть задействованы на любом маршруте. Скорее всего, в следующем году, ориентировочно в марте-апреле, будет объявлен конкурс на покупку дополнительно 60 единиц перспективного электротранспорта. Планируется, что новая техника заменит троллейбусную ветку, которая подлежит демонтажу в связи со строительством третьей линии метро. Хотелось бы, чтобы электробусы были представлены и на главных проспекта города - Партизанском, Независимости, Победителей, Дзержинского.

- Планируются ли какие-либо меры по упорядочению работы маршрутных такси? Претензий к их работе стало меньше. Тем не менее отдельные проблемные вопросы остались. На что, по вашему мнению, сегодня стоит обратить внимание, чтобы улучшить работу частников?

- Из года в год уровень и качество услуг частных перевозчиков повышается. При проведении проверок городские санитарные службы в текущем году не составили ни одного протокола в связи с нарушением санитарных норм, возросла ответственность перевозчиков за регулярность рейсов. Средний уровень выполнения рейсов в городе составляет 96%, в пригороде - 99%, пять лет назад - только 50-55%. Гораздо меньше поступает жалоб от граждан на работу частных перевозчиков. Если есть проблемные маршруты, проводим опрос пассажиров. Так, недавно изучали мнение о работе 1051-го маршрута. Было предложение, чтобы маршрутное такси со стороны пр. Победителей сворачивало не на пр. Машерова, а в районе ст.м. "Немига" на ул. Богдановича. Но граждане его не поддержали. Без оценки, анализа маршрутная сеть не меняется. Всего за 9 месяцев провели 1,5 тыс. проверок, нарушения выявлены в 10% случаев. Основные претензии - невыдача билетов и провоз пассажиров сверх норматива.

- Один из проблемных моментов - остановка и стоянка маршрутных такси в районе железнодорожного вокзала. Многие жильцы близлежащих домов высказывают претензии в адрес перевозчиков. Какие пути решения вы видите?

- Речь в первую очередь идет о междугородных перевозках, которые находятся вне компетенции учреждения. Насколько мы информированы, перевозчики правил дорожного движения не нарушают. Принят новый закон об автомобильном транспорте, который вступает в силу в январе и конкретизирует порядок осуществления этой категории перевозок. В развитие разрабатываются иные нормативные правовые акты, возможно, там будут урегулированы эти вопросы.

- Вы говорили, что при подготовке к Евроиграм продолжится строительство выделенных полос для общественного транспорта. Насколько такая мера эффективна?

- Нужно создавать условия для максимально быстрого движения автобусов и троллейбусов. Почему пассажиры выбирают маршрутные такси? Потому что они более маневренные. Есть 1053-й, 1153-й маршруты и 53-й троллейбус, в первом варианте экономия составляет как минимум 20 минут. Европа, а теперь и Москва идут по пути обеспечения приоритета общественного транспорта. Наши водители работают в обычном потоке. Дополнительные проблемы создают "спящие полицейские", автобусы и троллейбусы практически останавливаются и начинают движение с нуля. А это экология, лишние расходы топлива и потеря времени, падает ресурс подвижного состава. Выделенные полосы - одно из решений, позволяющее повысить скорость подвижного состава. Практика показывает, что как только появляются соответствующие знаки и разметка, минимум половина автомобилистов выбирает другие участки проезжей части. В текущем году оборудовано около 2 км выделенных полос, в частности по ул. Куйбышева от торгового центра "Рига" до Комаровского рынка. На этом участке исключены сбои. Есть планы и на будущий год. На все объекты нового строительства, при капитальном ремонте улично-дорожной сети вводятся нормы, когда при количестве транспорта свыше 30 единиц в час обязательно должна быть полоса для автобусов и троллейбусов. Отрабатываем техническое задание, чтобы она была обособлена. В Китае, например, въезд на первую полосу, отделенную ограждением, возможен только через шлагбаум. Если автобус по техническим характеристикам может ехать 60 км/ч, он с такой скоростью и движется. А у нас на ул. Немиге скорость в час пик не превышает 8-10 км/ч.

- На сессии Мингорсовета в начале года утвержден региональный комплекс мероприятий по реализации в 2016-2020 годах госпрограммы развития транспортного комплекса. Предполагалось, что в Минске появится часовой проездной билет на общественный транспорт. Когда минчане и гости столицы смогут им воспользоваться?

- Программа рассчитана до 2020 года. Такая идея есть, она правильная. В настоящее время пассажиры вне зависимости от того, сколько остановок нужно проехать, платят одну цену. Считаю, на короткое плечо стоимость должна отличаться. Но это непростое решение, оно требует технической подготовки, корректировки программ, обеспечивающих управление системой оплаты. Хотелось бы, чтобы проект "Минсктранс" реализовал в максимально короткие сроки, может, в следующем году.

- Валерий Иванович, расскажите, какие новшества ожидают минчан в транспортном обслуживании в ближайшее время.

- Одно из последних решений касается жителей Боровлян. По просьбе граждан мы пересмотрели действующую транспортную схему, определили жесткие интервалы движения для 115-го маршрута, который связывает населенный пункт с железнодорожным вокзалом. С 1 декабря автобус в пиковое время будет ходить каждые 10 минут, в остальное - с перерывом в 20. Похожие подходы в декабре реализуем и в отношении направления Атолино, Прилуки, где ведется активное жилищное строительство. Также возводятся новые остановочные пункты, в течение двух лет планируется обустроить 22 остановки.

Конечно, значительно изменится в лучшую сторону транспортная инфраструктура к Европейским играм. Минчане получат новые автобусы и троллейбусы, которые и после проведения соревнований останутся в автопарках столицы, обеспечивая высокий уровень комфорта пассажиров.

Надежда МАТВЕЕВА,

БЕЛТА.-0-

Все интервью