Коллегией Комитета госконтроля Минской области рассмотрены результаты проверки одного из крупнейших строительных трестов региона. Отмечена недостаточно эффективная финансово-хозяйственная деятельность стройтреста, а также наличие серьезных нарушений и упущений в его работе. За 2014 год обществом не выполнены 6 из 12 целевых доведенных показателей, а также не приняты действенные меры по снижению себестоимости, повышению доходности производства продукции и оказываемых строительно-монтажных работ, по обеспечению загрузки производственных мощностей. В настоящее время трест испытывает трудности с загрузкой производственных мощностей: дефицит объемов строительно-монтажных работ на 2015 год превысил Br600 млрд, загрузка предприятия составила 50%.
Как показала проверка, стройтрестом не всегда обеспечивалось надлежащее качество работ на объектах, что привело к дополнительным затратам по устранению строительных дефектов в гарантийные сроки на сумму более Br800 млн.
Установлены случаи выпуска бракованных железобетонных изделий на общую сумму Br14 млн, а также поставки на строительные объекты элементов остекления балконов и лоджий, произведенных филиалом треста, без маркировки и документов, подтверждающих качество таких элементов на сумму Br43 млн.
Существенные нарекания имелись и к качеству проектно-сметной документации (ПСД), разрабатываемой профильным филиалом треста. Так, за 2012-2013 годы и 8 месяцев 2014 года из 130 проектов, представленных для проведения экспертизы, 85 - подвергались корректировке, а суммарное снижение стоимости строительства по результатам рассмотрения ПСД составило Br89,3 млрд (в ценах на 1 января 2012 года).
Руководство стройтреста не принимало надлежащие меры по экономии материальных и денежных ресурсов, предупреждению и исключению коррупционных проявлений, необоснованному участию посреднических структур в поставках товаров.
Так, некоторые начальники подразделений стройтреста заключили договоры на автомобильные грузоперевозки на сумму Br1,6 млрд с коммерческими структурами, учредителями и директорами которых являлись их родственники. Кроме того, при строительстве двух объектов стройтрестом допущено взаимодействие с фиктивными субподрядчиками. В итоге по договорам субподряда, а также справкам о стоимости и актам сдачи-приемки выполненных работ, содержащим недостоверные данные, заказчиками была произведена оплата почти Br4 млрд из бюджетных и кредитных средств.
Один из филиалов стройтреста взаимодействовал с 7 субъектами хозяйствования, включенными Министерством по налогам и сборам в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Сомнительных сделок оформлено на сумму около Br1,4 млрд.
Также установлено, что в 2012 году стройтрестом допущено завышение стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве объекта на сумму Br521,8 млн, которые были оплачены из средств местного бюджета.
В настоящее время материалы проверки по всем перечисленным фактам направлены в правоохранительные органы. Данным фактам будет дана соответствующая правовая оценка, виновные понесут наказание.
Вместе с тем за допущенные нарушения к административной ответственности в виде штрафа уже на сегодня привлечено 21 должностное лицо, к дисциплинарной ответственности - 45 работников, из них 8 - уволены. К стройтресту применены меры административной ответственности в виде штрафов в размере Br273 млн. Сумма допущенных завышений полностью возвращена в бюджет.-0-