29 сентября, Москва /Эдуард Пивовар - БЕЛТА/. В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) планируется создание скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между странами - участницами ЕАЭС. Это предусмотрено планом мероприятий (дорожной картой) на 2018-2020 годы для создания общего рынка транспортных услуг в ЕАЭС, который одобрен на заседании Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре под председательством члена Коллегии (министра) Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по энергетике и инфраструктуре Адамкула Жунусова, сообщили БЕЛТА в пресс-службе ЕЭК.
"В соответствии с решением президентов стран союза документ должен быть вынесен на рассмотрение Евразийского межправительственного совета. Проект документа в августе этого года был в целом согласован министрами транспорта стран ЕАЭС, мы договорились способствовать продвижению документа", - сказал Адамкул Жунусов.
Заложенные в программе мероприятия направлены на повышение качества услуг для максимально широкого круга потребителей - бизнеса и обычных пассажиров. "Например, страны выразили заинтересованность в устранении причин, влияющих на задержки пассажирских и грузовых поездов, - отметили в ЕЭК. - Планируется добиться оптимизации графика движения поездов и выйти на согласованные подходы по созданию и развитию скоростного и высокоскоростного пассажирского сообщения между государствами - членами ЕАЭС".
Кроме того, обозначенные в документе меры учитывают нацеленность стран ЕАЭС на использование географических преимуществ союза при осуществлении транзитных транспортно-экономических связей между Европой и Азией, внедрение передового зарубежного опыта, а также на развитие науки и инноваций: внедрение зеленых технологий и использование альтернативных видов топлива, скоростных и высокоскоростных транспортных систем, беспилотных транспортных средств и создание зон беспилотного движения транспорта.
Документ состоит из четырех основных разделов и содержит свыше 60 различных мероприятий. Первый раздел включает действия общего характера, без привязки к отдельным видам транспорта, которые направлены на реализацию задач и приоритетов скоординированной (согласованной) транспортной политики в странах союза. В трех других описаны направления и действия для создания общего рынка услуг в различных видах транспорта: автомобильном, водном и железнодорожном. При этом дорожная карта включает широкий перечень направлений взаимодействия: от согласованности требований по обучению и выдачи водительских удостоверений до обсуждения и последующего внедрения механизмов контроля за состоянием дорожной сети.
"Благодаря конструктивному диалогу мероприятия, предложенные сторонами, удалось согласовать в достаточно сжатые сроки. Теперь для реализации обозначенных в документе шагов предстоит насыщенный график работы. Все это, безусловно, положительно повлияет на создание общего рынка транспортных услуг в союзе к 2025 году", - отметил директор Департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Ержан Нурахметов.
Примерно треть мероприятий относится к первому разделу дорожной карты общей направленности. В него вошли различные шаги по координации развития транспортной инфраструктуры в странах ЕАЭС, среди которых - развитие евразийских транспортных коридоров и устранение "узких мест", совместная модернизация стыковых пунктов и пунктов пропуска, взаимное информирование об инфраструктурных проектах по созданию или совершенствованию объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации. В ближайшие три года особое внимание будет уделяться внедрению инновационных разработок в сфере транспорта, будут обновлены ключевые требования к транспортным средствам и инфраструктуре для формирования программ инновационного развития отрасли.
В первый раздел документа вошли также совместные проекты в сфере транспорта и инфраструктуры в рамках сопряжения с международными транспортными инициативами. Сюда же относятся и меры по эффективному использованию транзитного потенциала.
В сфере развития автотранспорта стран союза значительное внимание уделено как пассажирским, так и грузовым перевозкам. Например, планируется разработать и принять рекомендации о согласованных подходах к организации и информационному обеспечению пассажирских перевозок и их контролю.
Будет усовершенствован механизм контроля за въездом (выездом) автомобилей на территории и с территорий государств - членов ЕАЭС в части допустимых весовых и габаритных параметров.
ЕЭК и представители транспортных ведомств стран союза договорились разработать и принять согласованный механизм контроля за перемещением крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств по автодорогам, включенным в перечень евразийских транспортных коридоров. Кроме того, стороны решили подготовить и подписать международный договор о допустимых массах, осевых нагрузках и габаритах транспортных средств при движении по дорогам, включенным в перечень евразийских транспортных коридоров. Эта тема особенно чувствительна с учетом стоимости строительства дорожной сети и необходимости поддерживать ее в рабочем состоянии, что зачастую требует дополнительных финансовых вложений.
Среди мероприятий по реализации согласованной политики в сфере водного транспорта ряд шагов предполагается осуществить в сфере морского транспорта. Так, речь идет о выработке мер по упрощению процедур в портах государств - членов союза при организации перевозок в третьи страны и из этих стран. Для развития внутреннего водного транспорта стороны будут способствовать созданию благоприятных условий для обновления флота государств - членов ЕАЭС: предполагается усовершенствовать механизмы привлечения инвестиций, в том числе при участии Евразийского банка развития, что позволит обновить, пополнить и модернизировать флот.
Особое внимание уделено тематике железнодорожного транспорта, развитие которого может стать в том числе залогом успешной реализации идеи по сопряжению ЕАЭС и китайского проекта "Экономический пояс Шелкового пути". Планируется реализация пилотных проектов, связанных с переходом на использование электронной железнодорожной накладной при осуществлении перевозок на некоторых маршрутах, в частности Достык/Алтынколь - Брест - Достык/Алтынколь (на границе Казахстана и КНР). Стороны также намерены выработать и принять согласованные подходы по устранению недостатков организации движения поездов, которые касаются в том числе согласования перевозок, внедрения безбумажных технологий организации и оформления перевозок грузов.
Дорожная карта по выполнению основных направлений и этапов реализации согласованной транспортной политики стран ЕАЭС по воздушному транспорту на 2018-2020 годы была сформирована в приоритетном порядке. Она стала модельным проектом для разработки плана мероприятий по другим видам транспорта. Дорожная карта по созданию общего рынка авиационных услуг уже утверждена решением Евразийского межправительственного совета 14 августа.-0-