11 сентября, Минск /Елена Прус - БЕЛТА/. В Беларуси уровень зарегистрированной безработицы в ближайшие 5 лет планируется на уровне 1,5-2%. Это предусмотрено концепцией государственной программы "Социальная защита и содействие занятости 2016-2020", сообщил корреспонденту БЕЛТА начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег Токун.
По его словам, в последние годы ситуация на рынке труда республики характеризуется такими благоприятными тенденциями, как высокий уровень занятости населения, сохранение официально регистрируемой безработицы на социально допустимом уровне, небольшая продолжительность периода поиска работы. "Целенаправленные усилия государства по сохранению трудовых коллективов, обеспечению социальной поддержки высвобождаемых работников позволили сохранить высокий уровень занятости - около 75% численности трудовых ресурсов являются занятыми. В течение последнего пятилетия в стране сохранялся низкий уровень зарегистрированной безработицы, не превышавший 1% от экономически активного населения", - отметил Олег Токун.
С 2010 по 2014 годы в органы госслужбы занятости населения за содействием в трудоустройстве обратились около 1,5 млн человек. Свыше 65% зарегистрированных безработных (930,7 тыс. человек) трудоустроено при содействии органов по труду, занятости и соцзащите. По сравнению с 2010 годом средняя продолжительность безработицы уменьшилась более чем в 1,3 раза и составила 2,9 месяца, удельный вес длительной безработицы (более 1 года) сократился почти вдвое - с 6,4% до 3,3%. Уровень трудоустройства зарегистрированных безработных составил в 2014 году 64,2% - почти на 10% выше, чем в 2010-м. "Увеличение в 2015 году численности обратившихся в органы госслужбы занятости и уменьшение числа вакансий обусловило снижение уровня трудоустройства безработных, - пояснил представитель министерства. - При этом для большинства категорий безработных по-прежнему характерен достаточно высокий показатель трудоустройства - 70-80%. Традиционно наиболее низким является уровень трудоустройства выпускников учреждений общего среднего образования (около 30%), освобожденных от наказания по приговору суда, инвалидов и т.д. (40-50%)".
В республике в 2010-2014 годах обеспечена временная занятость в виде оплачиваемых общественных работ 338 тыс. человек, из них 175 тыс. безработных. Возможность пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации получили более 70 тыс. безработных. Кстати, перечень профессий (специальностей) профобучения безработных постоянно изменяется с учетом потребностей рынка труда. В первую очередь обучение ориентировано на рабочие профессии, подчеркнул собеседник. Одним из важных направлений политики в области содействия занятости населения является поддержка предпринимательской инициативы. С 2010 года 13,6 тыс. безработных воспользовались господдержкой и получили субсидии для организации предпринимательской деятельности, ремесленной деятельности, агроэкотуризма. В период поиска работы безработным оказывается материальная поддержка в виде пособия по безработице, стипендии, материальной помощи, субсидий, а также компенсаций расходов на переезд в другую местность с целью трудоустройства.
Наличие инвалидности или иной трудной жизненной ситуации, отсутствие практического опыта работы, утрата квалификации из-за длительного перерыва в трудовой деятельности ограничивают возможности граждан найти подходящую работу. Люди с инвалидностью и другие категории граждан, нуждающиеся в особых мерах соцзащиты и не способные на равных конкурировать на рынке труда, составляют 12-14% от общей численности зарегистрированных безработных. Для них характерен более длительный период поиска работы и трудоустройства. Ежегодно нанимателям устанавливается броня для приема на работу более 25 тыс. человек, нуждающихся в дополнительной поддержке. За последние 5 лет обеспечена адаптация к трудовой деятельности около 2 тыс. инвалидов и создано почти 500 специальных рабочих мест.
Для повышения эффективности использования трудового потенциала занятого населения в 2014-2015 годах реализован ряд законодательных инициатив, направленных на повышение эффективности хозяйствования, в том числе за счет обеспечения опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы. Нанимателями осуществляются меры, направленные на выявление избыточной численности работников, повышение уровня трудовой дисциплины, усиление стимулирующей функции оплаты труда. Так, в организациях республики в первом полугодии текущего года кадровая диагностика проведена в 3 тыс. 224 организациях (по ее итогам в 15% организаций выявлена избыточная численность).
В Беларуси предпринимаются усилия по вовлечению в трудовую деятельность незанятого населения с целью повышения трудового потенциала страны. Вступление в силу декрета №3 "О предупреждении социального иждивенчества" способствует выявлению и сокращению скрытой безработицы и нелегальной трудовой деятельности, стимулированию активности граждан к поиску работы.
"Результатом мер, реализованных как на уровне страны, так и на уровне организаций, стало повышение в общественном сознании значимости трудовой деятельности как условия роста уровня и качества жизни, - сказал Олег Токун. - Как следствие, в 2015 году увеличилась численность граждан, обратившихся в органы госслужбы занятости по вопросу содействия в трудоустройстве. Большинство из них было признано безработными, что обусловило рост уровня регистрируемой безработицы до 1%".
В следующем пятилетии ситуация на рынке труда будет формироваться под влиянием социально-демографических и экономических факторов. Динамика отраслевой структуры занятости до 2020 года будет характеризоваться дальнейшим сокращением численности работников в промышленности и сельском хозяйстве. Эти тенденции во многом обусловлены снижением спроса на рабочую силу в условиях модернизации производства и внедрения ресурсосберегающих технологий, роста производительности труда и сокращения избыточной занятости. Более высокие темпы сокращения уровня занятости в сельском хозяйстве связаны с сокращением численности занятого населения на селе.
На уровень и структуру занятости оказывает влияние и ряд других факторов, которые свидетельствуют о недостаточной эффективности использования трудовых ресурсов. Это территориальные особенности соотношения спроса и предложения рабочей силы; дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу, причинами которого являются недостаточная согласованность рынка образовательных услуг и рынка труда; наличие избыточной численности работников на ряде предприятий; низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан (молодежи в возрасте 16-29 лет, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, граждан, ищущих работу впервые, либо после длительного перерыва и др.).
Инструментом оперативного реагирования на изменения на рынке труда станет подпрограмма "Содействие занятости населения" госпрограммы "Социальная защита и содействие занятости 2016-2020", отметил Олег Токун. Реализация подпрограммы будет способствовать сбалансированности и повышению эффективности использования трудового потенциала, создаст условия для формирования экономически целесообразной занятости населения, будет содействовать эффективному распределению, перераспределению трудовых ресурсов, обеспечению социальной защиты от безработицы, а также сохранению уровня безработицы в пределах социально допустимого значения.-0-