На одном из недавних совещаний в Совете Министров обсуждалась важная тема - развитие взаимодействия Беларуси со странами Африки. Как отметил премьер-министр Роман Головченко, несмотря на огромный потенциал сотрудничества с этим регионом, "накопленный политический капитал не конвертирован в должной степени в успешные торгово-экономические проекты".
Глава правительства обеспокоен и проявившимся негативным трендом в торговле с регионом: экспорт отечественных товаров в этом направлении в 2022 году составил немногим более $200 млн, причем в этом году продолжает демонстрировать тенденцию к снижению, что, по его словам, "особенно тревожно". Стоит напомнить, что в 2019 году был достигнут максимальный объем экспорта со странами Африки - более $400 млн. Однако, как справедливо указал премьер, даже эта цифра крайне мала для континента с полуторамиллиардным населением. Хорошие отношения с руководством некоторых стран континента, а также политические контакты на высшем уровне пока не дали конкретных результатов в виде новых и успешных торгово-экономических проектов.
"Необходимо приложить все усилия, найти нужные инструменты и формулу для перелома негативной динамики в сотрудничестве со странами Африки. Все разговоры про санкции, сложности расчетов оставьте при себе, можете сегодня даже не озвучивать", - заявил глава правительства. При этом Роман Головченко высказал упрек в сторону Министерства иностранных дел: для совещания ведомство подготовило материалы, в которых отсутствовали конкретные предложения по расширению и повышению эффективности сотрудничества со странами Африки.
Премьер-министр довел поручение профильным ведомствам и чиновникам - оперативно найти нужные инструменты и приложить все усилия для перелома негативной динамики в сотрудничестве со странами Африки.
Следует отметить, что такие заявления чиновников не являются неким откровением. Еще летом 2017 года на совещании по приоритетам внешней политики Александр Лукашенко заявил о необходимости выработки полноценной долгосрочной стратегии сотрудничества Беларуси со странами Африки. "Необходимо уйти от практики работы в этом направлении наскоками, от визита к визиту. Следует иметь полноценную долгосрочную стратегию сотрудничества с этим перспективным регионом", - сказал Президент.
Министерство иностранных дел оперативно отрапортовало о своих планах в этом направлении. Традиционно МИД предлагает сформировать дорожные карты сотрудничества со странами Африки. Также предлагается расширить сеть дипучреждений на континенте. В настоящее время они открыты в пяти странах (ЮАР, Египет, Кения, Нигерия и Зимбабве). Как отметил начальник главного управления Азии, Африки и Латинской Америки МИД Игорь Белый, акцент будет сделан на странах, "где нас ждут". "Мы должны приехать в эту страну, встречаться на максимально высоком уровне и формировать конкретные дорожные карты, искать конкретные проекты, которые могут быть реализованы. При этом утверждение этих карт должно осуществляться на уровне правительств или руководства странами - тогда будет практический результат", - отметил чиновник.
Такая оперативность заслуживает положительной оценки. Однако что касается конкретики, то, как говорится, есть вопросы.
Во-первых, следует отметить, что буквально пару месяцев назад постановлением правительства за подписью заместителя премьер-министра Леонида Зайца утвержден план мер для обеспечения роста экспорта товаров и услуг в страны Африки опережающими по сравнению с общим экспортом Республики Беларусь темпами в 2023-2024 годах (№31/205-707/166 от 10 июля 2023 года), где указаны не только почти 90 мероприятий, но и ответственные исполнители и сроки исполнения.
Конечно, можно предположить, что в новых дорожных картах, в отличие от вышеуказанного плана, акцент будет сделан не на таких ставших уже традиционными для белорусских чиновников понятиях, как проработка, расширение сотрудничества и информирование, с которых начинается подавляющее число вышеуказанных мероприятий, а на заключении контракта, реализации поставки и/или конкретного инвестпроекта. Я бы предложил еще добавить в новые дорожные карты еще один столбец - должность и фамилию конкретного чиновника (-ов), которые будут нести ответственность за конкретное задание. В общем, вспоминаем и исполняем наставления Президента.
Во-вторых, в части расширения количества диппредставительств в странах, "где нас ждут". Тут также не все однозначно. Выделим несколько базовых нюансов, которые, безусловно, характерны не для всех стран континента, но отражают общий тренд.
Инвестиционные программы и проекты сотрудничества с африканскими странами наших потенциальных конкурентов сегодня, как правило, имеют социально ориентированную составляющую и учитывают интересы местных рынков и производителей. А это дополнительные затраты.
При этом надо учесть, что на континенте сильны внутренние интеграционные процессы. В Африке действуют 11 региональных интеграционных группировок, а также панафриканское объединение - Африканский союз. Именно поэтому ряд экспертов-африканистов советует не только выстраивать двусторонние отношения с отдельными африканскими странами, но и учесть потенциал взаимодействия как с региональными объединениями, так и с Африканским союзом в целом.
Стоит упомянуть и создание зоны свободной торговли в Африке (соглашение об Африканской континентальной зоне свободной торговли подписано в 2018 году, вступило в силу в апреле 2019-го после ратификации половиной из 44 первоначальных стран-подписантов), которое открывает новые горизонты для региональной торговли. Локализовавшись в одной стране, получаешь возможность продавать свою продукцию беспошлинно почти на всем континенте.
Новый игрок на Черном континенте - африканские транснациональные компании (ТНК). Внешние инвесторы, приходящие в Африку, должны учитывать, что их конкурентами (но, возможно, в каких-то нишах и партнерами) будут не только европейские или азиатские транснациональные корпорации, но и бизнес-структуры самих африканцев. Традиционно Африка воспринимается только как реципиент ПИИ. К концу 2022 года их накопленный объем достиг $1,05 трлн. Однако экспортированный объем прямых капиталовложений самих африканских инвесторов составил весомую величину - $283,3 млрд.
Причины, по которым крупные международные корпорации вступают в борьбу с местными компаниями на рынке Африки, назвали эксперты The Boston Consulting Group (BCG).
Многие западные менеджеры не понимают, что Африка кардинально изменилась за последние 15 лет. Раньше никакой конкуренции европейскому и американскому капиталу на континенте не было. Можно было построить завод, отправить на него несколько квалифицированных работников и неплохо зарабатывать. Сегодня же африканский бизнес во многих сферах значительно окреп и конкурирует с крупнейшими транснациональными корпорациями. Если менеджеры последних не изменят своего отношения, то долго в Африке им не продержаться, отмечают эксперты из BCG.
Еще одна причина стремительного роста местных стартапов - их приверженность домашнему рынку. "В мире слишком много возможностей, и транснациональные корпорации зачастую распыляются. Не вкладывая достаточно ресурсов в ту или иную развивающуюся страну, они проигрывают конкурентам, - поделился с BCG участник опроса. - Местным компаниям бежать некуда, поэтому они направляют все свои усилия на то, чтобы закрепиться на одном рынке". Примеров тому достаточно. Например, несколько лет назад в Нигерии был принят закон об обязательной локализации производства строительных материалов. Крупнейший производитель цемента, представленный западной компанией, решил не строить там новый завод. Местная корпорация Dangote Cement воспользовалась ситуацией, нарастила производство и быстро стала лидером рынка. Исследование показало, что более 500 африканских компаний получили выручку в размере $1 млрд и выше.
Как альтернатива интенсивному расширению присутствия Беларуси на Африканском континенте - экстенсивный подход. В частности, выбрать несколько ключевых стран, в которые мы хотим системно заходить в этом регионе, и на их основе дальше уже строить собственную стратегию присутствия в Африке с учетом имеющихся в регионе трендов и собственных ресурсов.
Для реализации такой модели уже есть неплохие условия. Ведь, кроме наличия пяти официальных диппредставительств, наша страна установила дипломатические отношения с 51 из 54 стран Африканского континента. А белорусские послы аккредитованы по совместительству в 19 странах Африки и Ближнего Востока. Расширяется практика работы в различных странах через институт почетных консулов. Интересы Республики Беларусь отстаивают почетные консулы нашей страны в Анголе, Гане, Израиле, Камеруне, Кот-д'Ивуаре, Ливане, Марокко, Намибии, Нигерии, Омане, Сирии, Судане и Эфиопии. В свою очередь в Республике Беларусь восемь государств Африки и Ближнего Востока представлены на уровне посольств, а семь стран - на уровне почетных консулов. Целый ряд послов (44 главы дипмиссий африканских и ближневосточных государств с резиденциями в Москве, а также Берлине) аккредитован в Республике Беларусь по совместительству. Кроме того, при содействии МИД ряд белорусских предприятий-экспортеров, прежде всего МАЗ, МТЗ, "АМКОДОР", организовали деятельность своих представительств по продвижению товаров и услуг на местные рынки в странах Африки и Ближнего Востока.
В Африке живет примерно 17% мирового населения, но доля континента в глобальном ВВП - лишь 3%. По данным МВФ, в 2021 году общий объем экономики африканских стран составлял $2,7 трлн. Не стоит забывать, что африканские страны имеют 25% голосов в ООН, и политическая поддержка такого большого количества стран также чрезвычайно важна.
Но заметную роль континент начнет играть примерно через 30 лет. По данным МВФ, в 2021 году общий объем экономики африканских стран составлял $2,7 трлн, а к 2050-му показатель может вырасти в разы. Институт исследований в области безопасности (ISS Africa) ждет, что он достигнет $8,5 трлн. Аналитики Renaissance Capital куда более оптимистичны: их прогноз - $29 трлн. Африка может стать новым локомотивом мировой экономики, оставив позади даже Китай и Индию. В соответствии с прогнозом МВФ, шесть из десяти самых быстрорастущих экономик мира - африканские.
Природные ресурсы Черного континента не могут не привлекать к себе внимания, особенно в условиях роста новых индустриальных держав, обострения противоречий между различными мировыми центрами силы.
Для Республики Беларусь наибольшую перспективу представляет не только наращивание объемов взаимной торговли с государствами континента, но и диверсификация экспорта, углубление экономического и промышленного взаимодействия.
Важный нюанс:африканские партнеры хотят, чтобы мы не просто им продали продукцию, они хотят, чтобы это был как минимум EPC-контракт (engineering, procurement, construction - контракт полного цикла, включающий в себя проектирование, инжиниринг, поставку, шефмонтаж и пусконаладку оборудования на производственном объекте заказчика под ключ), а еще лучше в формате BOT-контракта (контракт жизненного цикла build-own-operate, в рамках которого генподрядчик не только возводит промышленный объект, но и обеспечивает его коммерческую эксплуатацию на протяжении всего срока службы).
Как следствие, экспортная модель ведения бизнеса с Африкой постепенно уступает место инвестиционной модели. Как уже отмечалось, последняя активно поощряется местными правительствами через предоставление максимальных льгот и преференций иностранным инвесторам.
Надо понимать, что в перспективе 10-20 лет Африка - это огромный рынок медицинских и образовательных услуг.
Следует обратить внимание и на рынки будущего. Информационная безопасность, финтех, телеком, геоинформационные системы, медицина и образование - направления, в которых белорусские компании конкурентоспособны.
Еще одним блоком перспективного сотрудничества может стать сфера образования. Сегодня 60% населения Африки составляет молодежь, которая готова учиться как у себя, так и за рубежом. Африканские лидеры начинают все больше понимать, что образовательный уровень - важный показатель развития общества и конкурентоспособности не только региона в целом, но и конкретных государств. Белорусские вузы потенциально могут оказать содействие в подготовке специалистов для африканских стран, причем диапазон образовательных направлений весьма широк - от здравоохранения до тяжелой промышленности.
Образовательный контент имеет и обратную направленность. В стране ощущается острый дефицит африканистов, специализирующихся как на экспертном анализе африканских экономик и внутриполитической ситуации в отдельных странах, так и на практической работе с африканским бизнесом. Далеко не все отечественные компании, имеющие реальные возможности для выгодного ведения дел с африканскими партнерами, готовы рисковать и развивать контакты с континентом, о котором мало что знают, а имеющиеся стереотипы в основном негативные. Более того, в Африке надо работать вдолгую, часто предлагая нестандартные для европейского бизнеса схемы. А для всего этого нужны квалифицированные кадры.
Подводя итог, можно сказать, что самый сильный, а главное, востребованный аспект отношений Республики Беларусь с Африкой - это активное экономическое сотрудничество. Но надо понимать, что это процесс, требующий не только политической поддержки, но и конкретных, подкрепленных целым рядом факторов шагов с последующим их неукоснительным исполнением и контролем.
Георгий ГРИЦ, экономический аналитик, кандидат экономических наук.-0-