Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Экономика

На весах целесообразности

05.07.2017 | 11:00

Выбор тех или иных решений в сфере государственного регулирования национальной экономики простым не бывает. Взвешивается все – интересы экономического развития, роста доходной части бюджета, перспективы на международных рынках. Учитывается мнение производителей, а также желания покупателей. Безусловно, анализируются последствия принятия документов для здоровья граждан, их безопасности. В общем, сильное законодательство – это баланс интересов множества участников и учет множества различных факторов. Именно поэтому изменения в системе экономического функционирования у нас происходят постепенно – Беларусь выбирает, как правило, путь эволюционный, путь последовательного совершенствования.

КОММЕРЦИЯ ОНЛАЙН И ПРОБЛЕМА АССОРТИМЕНТА

Уже несколько лет в стране ведется дискуссия, нужны ли запреты на продажу определенных видов товаров при их реализации посредством сети Интернет. Как известно, в отличие от стационарных онлайн-магазины в Республике Беларусь не имеют права торговать алкогольной продукцией, табачными изделиями, а также лекарственными препаратами. И это, как показала практика, порождает ряд проблем.

Во-первых, против запретов выступают производители, у которых есть один, но убедительный довод – дополнительные торговые площадки еще никому не мешали продавать. А ведь именно сбыт – главная задача любого производителя, успех которого базируется на пустых складах готовой продукции.

Конечно же, недовольными оказываются и сами покупатели, которым не нравится, что они не могут получить всю полноту услуги. Казалось бы, человек в онлайн-гипермаркете совершает комплексную покупку на неделю, которая включает и продукты, и бытовую химию, и корм для животных, и детские подгузники… Красота? Но за сигаретами и спиртным ему все равно придется ехать в обычный магазин!

И не будем ханжами. Курит в стране каждый третий житель – это данные самого свежего исследования Института социологии Национальной академии наук. А в возрасте 30–39 лет, в самые активные и работоспособные годы, практически половина респондентов регулярно зажигает сигарету. Треть респондентов ответили, что не употребляют алкогольные напитки. Очень хорошая тенденция, но остаются еще две трети. И вот эти две трети, уже собираясь совершить онлайн-покупку в гипермаркете, иной раз подумают и остановятся: "А зачем? Все равно в магазин идти…".

Именно поэтому запрет на торговлю алкоголем в интернете поддерживает только пятая часть опрошенных, говорят социологи. А проводившееся интернет-гипермаркетом "Е-доставка" анкетирование, как рассказал директор этого предприятия Василий Вилько, показало, что 95% покупателей хотят приобретать алкогольные, табачные изделия и лекарственные препараты через интернет.

Конечно, любые цифры можно трактовать по-разному, как в загадке про стакан, который то ли наполовину пуст, то ли наполовину полон. Но все же очевидно, что интересы большинства покупателей сегодняшнее статус-кво ущемляет.

А наибольшие волнения и тревоги существующие ограничения на торговлю в интернете вызывают, безусловно, у представителей сферы электронной коммерции - тех, кто организовал продажи товаров посредством сети Интернет.

ТРЕВОЖНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Статистика утверждает, что за вторую половину 2016 года розничный товарооборот продовольственных товаров в стране через все каналы реализации снизился с 1 645 млн рублей в июле 2016 года до 1 428 млн рублей – в декабре. По данным Национального статистического комитета, общий объем розничного товарооборота в Республике Беларусь за 2016 год составил 36,2 млрд рублей, что при пересчете по среднемесячному официальному курсу Нацбанка составило 18,2 млрд долларов. Годом ранее эта цифра была гораздо внушительнее – 21,9 млрд долларов. Падение составило 17 % в валюте, или 4,1% в сопоставимых ценах.

Напомним, что в 2014, "докризисном" году оборот составлял 30,1 млрд долларов…

Это, конечно, неприятные тенденции для всей отечественной розницы. Но есть и вторая сторона медали, которая называется электронная коммерция. В структуре розничного товарооборота в нашей стране она традиционно занимает совсем малые цифры – около 1,5%. И эта доля не растет, оставаясь одной из самых низких в Европе и даже уступая многим африканским странам.

Почему так происходит?

Василий Вилько убежден, что дело в существующих ограничениях. В противном случае структура розничной торговли менялась бы и в нашей стране в точном соответствии с мировыми тенденциями. А в мире традиционная розница уступает место онлайн-ресурсам. "В Великобритании и Аргентине более 15% продовольственных товаров продается через интернет. По промышленным товарам успехи еще более впечатляющие – во многих развитых странах уже половина товарооборота обеспечивается всети", – рассказывает Василий Вилько.

Ничего удивительного – гораздо удобнее сделать заказ в интернете и ждать в назначенный час курьера, чем ехать в гипермаркет, часами бродить среди его полок, отстоять в очереди. Пустая трата времени и средств, если уж брать в расчет бензин.

"Существующие ограничения делают работу нашего гипермаркета неполноценной и не позволяют в полной мере конкурировать с традиционной розницей. Если определенные товары покупатель может найти только в стационарных магазинах, туда он отправится и за всеми остальными необходимыми покупками. На нашу долю останется только та часть клиентов, кто вынужденно пользуется услугами интернет-торговли, в силу определенных обстоятельств", – отметил руководитель интернет-гипермаркета.

По словам Василия Вилько, регистрация на сайте позволяет отслеживать социальный состав и возраст покупателей. Среди них – достаточное количество людей в активном, работоспособном возрасте, которых прибегать к услугам интернет-магазина вынуждает высокая занятость. "Но значительная часть покупателей – это те, кому заказ товаров на дом становится жизненной необходимостью. Молодые мамы с маленькими детьми, многодетные семьи, люди с ограниченными физическими возможностями, старики… Им физически тяжело ходить по магазинам, гораздо удобнее, когда покупки доставляет на дом курьер", – отмечает Василий Вилько.

Наконец, еще одна значительная часть покупателей – жители сельской местности и дачники, которые зачастую на местах просто не имеют доступа к тому ассортименту, который доступен в городах. "Как известно, интернет-гипермаркет "ГиперМолл" сегодня обслуживает все населенные пункты страны, а "Е-доставка" охватывает всю Минскую область и расширяет свое присутствие в других регионах", – рассказывает руководитель сервиса доставки товаров. Он подчеркивает, что у интернет-торговли в ее деятельности по определению присутствует социальный аспект: курьеры, доставляющие товары, улучшают качество жизни людей, многим из которых требуется повышенное внимание общества.

Впрочем, о социальных аспектах поговорим чуть ниже.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

А пока обратимся к опыту зарубежных государств – ведь там электронная коммерция развивается весьма успешно. Можно сколько угодно восхищаться успехами площадок Amazon, E-bay, AliExpress, но факт в том, что США и Китай полностью устранили все барьеры в развитии интернет-торговли. Более того, здесь продавцы практически не облагаются налогами – государство добирает свое с производителей, которые под давлением растущего спроса наращивают выпуск товаров.

За морем телушка – полушка? Но наши коллеги по евразийской интеграции тоже не спят в шапку. Еще в прошлом году президент России Владимир Путин объявил, что развитие электронной коммерции становится для этого государства приоритетным направлением. И первые результаты не заставили себя долго ждать.

Совсем недавно, в последние дни мая, на российском портале раскрытия проектов нормативно-правовых актов появилось сообщение, что Минфин страны-соседки приступил к разработке законопроекта о разрешении продаж алкогольной продукции в интернете. Как водится в подобных случаях, указан и предполагаемый срок вступления документа в силу – 1 июля 2018 года.

Кстати, по словам директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексея Сазанова, если онлайн-продажи всей линейки алкогольной продукции предлагается начать с июля 2018 года, то до этого в России есть желание ввести поэтапный запуск проекта - начать с вина и пива, чтобы обкатать все нюансы.

Таким образом, на европейском поле ровно через год останется только одна страна, которая пока сохраняет ограничения на торговле в интернете, – Беларусь.

Даже финны, которые наиболее трепетно относятся к доступности спиртного, в прошлом году разрешили онлайн-продажи алкогольной продукции. Спиртное спокойно продается в интернет-магазинах наших ближайших соседей – Польши, Литвы, Украины, а также нашего соратника по интеграции Казахстана. Все это происходит только по одной причине: государственные органы регулирования этих стран убедились, что без полного ассортимента товаров электронная коммерция не может развиваться приличными темпами.

ОПАСНОСТИ ОБЩИХ РЫНКОВ

И ладно бы, если бы Беларусь могла просто отмахнуться от мировых тенденций. Но мы – открытая экономика, которая к тому же имеет определенные интеграционные обязательства. А значит, отстраниться от того, что происходит в той же России, мы просто не сможем.

Василий Вилько приводит цифры: из зарубежных интернет-магазинов в Россию в 2016 году поступило 233 миллиона посылок. Рост по сравнению с 2015 годом 102%. В этом году, по расчетам российской Ассоциации компаний интернет-торговли, в страну придет около 400 миллионов посылок. Таким образом, деньги российских покупателей уходят зарубежным продавцам, со всеми, как говорится, вытекающими: вытекают налоги, производство, ВВП, рабочие места, валюта и прочее. В России это понимают, поэтому предпринимают все усилия, чтобы отечественные интернет-продавцы могли конкурировать с иностранными.

А что делаем мы?

По данным Ассоциации розничных сетей Беларуси, оборот российского интернет-магазина одежды и обуви wildberries.by с 89,5 млн рублей в 2015 году вырос в 2016 году до 120 млн. (это 35,1% роста), а российская же lamoda.by с 26,55 млн в 2015 году получила 91,53 млн в прошлом. Это 245% роста. И все эти миллионы ушли отнюдь не представителям легкой промышленности Беларуси. Доля внутреннего рынка с легкостью откусывается зарубежными продавцами, а мы продолжаем хранить спокойствие.

К слову, речь идет не только о существующем запрете продавать в сети Интернет алкогольную и табачную продукцию. Легализации требует и онлайн-рынок фармацевтики. Россия также существенно опережает нас в этом вопросе. Вот свежине новости: интернет-ресурс "Юлмарт" планирует открыть торговую онлайн-площадку для фармацевтической продукции вместе с группой "Эркафарм", объединяющей несколько сетей аптек. А уже запустившие аналогичный проект Ozon и "36,6" получают сотни заказов в день. Вопрос простой, и эксперты хорошо знают на него ответ: в случае легализации преимущество на этом рынке получат участники, которые успели протестировать спрос интернет-аудитории и создать соответствующую логистику.

В переложении на наш рынок, убежден Василий Вилько, это означает следующее: наши соседи в Брянске и Смоленске, которые вскоре получат право легально торговать онлайн всем ассортиментом товаров, подготовят соответствующую инфраструктуру. "В тот момент, когда Беларусь откроет-таки свой рынок электронной торговли для всех товаров, а это обязательно рано или поздно случится, неконкурентоспособной окажется даже белорусская "Е-доставка", которой будет невозможно противостоять гораздо более крупным российским сетям. Белорусский покупатель получит необходимые товары, но это будут товары российских производителей из российских интернет-магазинов. Нет сомнений, что российским сетям будут совершенно неинтересны проблемы белорусских производителей – они станут торговать тем, что принесет наибольшую маржинальную разницу. И не надо объяснять, чем это обернется для интересов нашего государства", – говорит Василий Вилько.

КТО ПРОТИВ

Противников любых послаблений в торговле алкоголем и табачными изделиями у нас достаточно, а в авангарде традиционно выступают две структуры – Министерство здравоохранения и Министерство внутренних дел. Их аргументы понятны. Однако для достижения этой цели рассматриваются в первую очередь запретительные меры.

Впрочем, эффективность метода запрещения все чаще ставится в нашей стране под сомнение. Так, предложение запретить продажи алкоголя на АЗС не получило поддержки со стороны Министерства антимонопольного регулирования и торговли - ведомство не согласовало проект соответствующего законопроекта.

В профильном министерстве справедливо посчитали, что ограничение ассортимента на АЗС поставит под угрозу программу развития придорожного сервиса в Беларуси и скажется на деятельности многих уже работающих АЗС. А закрытые автозаправки улучшить ситуацию с аварийностью на дорогах не смогут, зато на экономике страны отразятся самым негативным образом.

В случае с торговлей алкоголем онлайн основные опасения связаны с тем, что спиртное станет доступно маргиналам, а также несовершеннолетним. Василий Вилько уверен, что алкоголики не будут делать заказы в интернете и ждать появления курьера – дешевое и быстрое опьянение им нужно "здесь и сейчас". Также можно предположить, что у этой асоциальной группы нет компьютера и доступа в интернет. "А вообще барьеры, "отсекающие" клиентов, в руки которых алкоголь попадать не должен, выработаны и апробированы мировым опытом – видеофиксация передачи заказа и оплата товара банковской картой, помогающей идентифицировать личность покупателя, исключают передачу алкоголя в руки несовершеннолетних", – поясняет директор гипермаркета.

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Мы обещали вернуться к мнению тех, для кого заказы в интернет-гипермаркете не просто удобны, а жизненно необходимы, тех, кому сложно посещать стационарные магазины.

Итак, инициатива Ассоциации розничных сетей о снятии запретов на интернет-торговлю была рассмотрена на заседании Республиканского совета ветеранов. "Инициатива по расширению услуг в сфере социального обслуживания признана актуальной, отвечающей принципам государственной политики в оказании поддержки и улучшению качества жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и вызвала особенно положительную реакцию среди инвалидов, ветеранов… Республиканским советом ветеранов принято решение об оказании поддержки Ассоциации розничных сетей в продвижении услуг по бесплатной доставке продуктов, расширении перечня товаров, разрешенных к продажам на территории Республики Беларусь посредством интернет-торговли", – говорится в письме председателя Республиканского совета ветеранов генерал-майора Ивана Гордейчика, направленном в Ассоциацию розничных сетей.

А вот еще одно мнение. "Минская городская организация Белорусского общества инвалидов объединяет около 9 тысяч инвалидов разного возраста и самых различных заболеваний. Многие из них постоянно пользуются услугой "Е-доставка". С помощью этой услуги они могут приобретать все необходимые им товары. Но, к сожалению, в перечень товаров не входят медикаменты. Очень хотелось бы исправить это положение и включить в перечень доставляемых товаров медикаменты", – считает председатель правления организации Людмила Калмыкова.

ЧТО В ИТОГЕ

Ассоциация розничных сетей обратилась в Министерство антимонопольного регулирования и торговли с просьбой инициировать рассмотрение вопроса по разрешению розничной торговли всем спектром алкогольной и табачной продукции белорусского производства через интернет-магазины, а также импортной алкогольной продукцией премиум-класса.

"Считаем, что эти меры будут способствовать увеличению объемов розничного товарооборота, росту рабочих мест, объемов производства отечественных предприятий, увеличению наполнения бюджета, повышению уровня обслуживания населения, усилят социальную защищенность маломобильных граждан (инвалидов, больных, одиноких матерей, воспитывающих малолетних детей, пенсионеров)", – написал в письме на имя министра исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Виталий Татаров.

Смогут ли приведенные доводы оказаться убедительными для регулятора и какое будет в итоге принято решение – покажет время. Которого у белорусской электронной коммерции остается, к сожалению, все меньше…